Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на льду в зимне-весенний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ostorozhno_led.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Тема «Осторожно, лед!»

Цель: создание условий для ознакомления с правилами безопасности на льду в зимне-весенний период.

Задачи:

  1. Формировать представления о правилах безопасного поведения вблизи водоёмов во время весенних паводков;
  2.  развивать произвольность поведения (дисциплинированность), самоконтроль;
  3.  воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова.

В круг скорее становись,

Крепко за руки держись:

Подари улыбку-смайлик,

Пусть улыбка, как журавлик,

Полетит в сердца друзей…

Или стаей журавлей!

Будь же добрым, не скупись,

Щедро людям улыбнись.

От улыбки, всем известно,

Станет хмурый день прелестным!

Дети, я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы и хорошо знаете героев мультфильма «Смешарики». Предлагаю вам посмотреть видеоролик из серии «Азбука безопасности. На тонком льду!».

  1. Беседа по видеоролику:

– В какое время года замерзают водоёмы? Что случилось с Нюшей на льду? Почему лёд треснул? В какое время года лёд самый крепкий?

– Почему нельзя кататься на водоёмах на коньках? Что делать, если кто-то вдруг провалился под лёд или оказался на льдине? В какое время года лёд наиболее опасен? Почему?

  1. Рассуждение по пословице «Всякий лёд до тепла живёт».
  2.  Дидактическая игра «Закончи предложение».

(Капель – это…; талая вода –это…; проталины –это…; ледоход –это…; ледокол –это…; половодье –это…; по льду ходить опасно, потому что…; весной лёд хрупкий, потому что…).

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот». (Зимой холодно, а весной… Зимой песни у птиц грустные, а весной … Зимой лёд на реке толстый, а весной … Зимой солнце тусклое, а весной … Зимой снег лёгкий, а весной … Зимой день короткий, а весной … Зимой по утрам на улице темно, а весной … На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной … Зимой снег чистый, а весной …).
  2. А теперь давайте мы с вами немного разомнемся и проведем физкультминутку «Весна идет»

От сосулек звон, звон! (Резко от плеч поднимать руки вверх, пальцы рук разводить в стороны).

Просыпайся клен, клен! (Руки поднять вперед, затем развести в стороны).

Растопился снег, снег. (Потирать ладонь о ладонь)

Ручейки – в бег, в бег (Волнообразные движения руками перед собой).

Гром шагает: топ, топ. (Топать ногами)

Почки слышно: хлоп, хлоп. (Разжимать сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки).

Скажите, а умеете ли вы определять прочность льда?

 Сейчас я вам расскажу. Если он не занесён снегом, сделать это довольно просто. Наиболее прочен лёд с зеленоватым или синеватым оттенком; матово – белый и желтоватый ненадёжен. Слаб он обычно и в тех местах, где в него вмёрзли ветки, доски или какие – либо другие предметы. Следует обходить участки, запорошенные снегом: здесь лёд нарастает очень медленно. Тёмные пятна на ровном, покрытом снегом ледяном покрове – сигнал опасности: тут он тонкий, неокрепший. Конечно, рискованно лишь на глазок определять места, где можно перейти через водоём. Прочность льда лучше проверять с помощью пешни или палки, ударяя ею впереди себя и с боков. А вот «испытывать» лёд ударами ноги не следует, так недолго и провалиться.

 Скажите, а вы знаете, что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?

– Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну, а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.

– Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?

(Высказывания детей)

– Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.

  1. Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (Лёд – это хорошо, потому что… Лёд – это плохо, потому что…).
  2. Игра с микрофоном «Я знаю» (Я знаю, как образуется лёд. Я знаю, от чего тает лёд. Я знаю, во что весной превращается лёд. Я знаю, почему по льду ходить опасно).
  3. Подведение итогов занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: «За что «спасибо» людям говорят»

Рассказать историю происхождения слова«Спасибо»Довести до сознания детей, что каждый труд нужен, чтобы удовлетворить потребности человека. Учить быть благодарными за заботу....

Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"

Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы «Мама лучше всех на свете»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её. Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома....

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Поиграем с робомышью».

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики.Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, геометрических телах (шар, куб, цилиндр). Закрепить счет в предел...