проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_ya_raznovozrastnaya.docx50.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение                                                      Боевой детский сад

Образовательный проект

по формированию финансовой грамотности

 детей старшего дошкольного

возраста

(2-я разновозрастная группа)

«Юный финансист»

Разработала: воспитатель Лакеенко А. В.

Пояснительная записка

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных

условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной

стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного

самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

  • следить за состоянием личных финансов,
  • планировать свои доходы и расходы;
  • формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
  • знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
  • рационально выбирать финансовые услуги;
  • «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
  • знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
  • способен распознавать признаки финансового мошенничества;
  • знать о рисках на рынке финансовых услуг;
  • вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

В рамках Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг. г. Москва была выделена целевая группа: учащиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования как целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России.

С целью реализации возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том

числе, учебно-методические комплекты для различных целевых и возрастных групп учащихся образовательных организаций.

Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Аннотация

Проект по формированию финансовой грамотности        «Юный финансист» включает следующую информацию:

актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, принципы реализации проекта, цели и задачи образовательной деятельности        с        детьми        в        рамках        предложенного        проекта,        сроки        и        этапы реализации проекта, управление и обеспечение проекта,        ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые        мероприятия                в        рамках        проекта,        заключительные        положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Данный проект реализуется с воспитанниками МБДОУ Боевой детский сад

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный (учебный год)

Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный год.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели группы, родители.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:  познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.

Актуальность и социальная значимость

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данный проект разработан в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект разработан в соответствии с:

  • Проектом распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г.

№ 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»;

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие физическое развитие.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
  • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
  • Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Педагоги:

  • Высокий уровень овладения        теоретическими, методическими, технологическими        знаниями        педагогами        по        формированию        экономических знаний у детей дошкольного возраста

Родители (законные представители):

  • Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями
  • Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.

В рамках реализации проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности.

Этапы работы над проектом: 

Подготовительный этап реализации проекта: с 01.09.2020г. по 30.09. 2021г.

  • Изучение        справочной,        методической,        энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
  • Подбор        художественной        литературы        для        детей        по        выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Основной (деятельностный) этап: с 01.10.2020г. по 15.05.2021г.

 Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап: с17.0.52021г по 31.05.2021г.

  • Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательного квеста «Страна Экономика»
  • Анализ работы по реализации проекта;
  • Формирование методической базы (конспектов мероприятий, мультимедийных кейсов, практических мероприятий, встреч);
  • Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Перспективный план работы над проектом

Разработанное нами тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Также разработана циклограмма по взаимодействию с родителями по формированию финансовой грамотности у детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность.

План проектных мероприятий с детьми

№ п/п

Тема

Месяц

Педагогические средства

Оборудование

1

Потребности семьи

Сентябрь

Д/И «Заветные желания»,

демонстрация м/ф

«Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского

«Телефон», лото «Заветные желания». лото «Кому что нужно?».

2

Что нужно

человеку?

Д/И «Кому что

нужно?»,

демонстрация м/ф

«Уроки тётушки

совы», беседа,

упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф

«Малыш и Карлсон» (1

серия), м/ф «Уроки

тётушки совы» (7 серия),

картинки с изображением

героев мультфильма,

картинки с изображением

предметов,

 лото «Кому

что нужно?».

3

Для чего взрослые

работают?

Октябрь

Беседа, соревнование,

д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с

изображением людей

разных профессий,

фрагмент м/ф «Уроки

тётушки совы» (6 серия),

4

Мир профессий

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф

«Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий,

предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

5

Что такое товар? Обмен и покупка товаров

Ноябрь

Беседа, д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры

«Сигнальщики», монеты для ролевой игры

«Покупка мороженого»

6

Что такое стоимость товара?

Что такое цена?

Беседа, д/и, упражнение.

Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров.

Компьютер, фрагмент м/ф

«Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками

7

Что такое деньги?

Декабрь

Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных

предметов, которые играли роль денег; компьютер,

фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия)

8

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

9

Дом, где живут деньги. Что это такое?

Январь

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф

«Уроки тётушки совы» (10 серия).

10

Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер,

фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

11

Семейный бюджет

Февраль

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение

художественной литературы, проблемный диалог, решение

арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки.

12

С мамой в магазин

Чтение

художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с

заданиями, картинки для составления рассказов.

13

Семейные доходы и расходы

Март

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ

домашнего задания, дидактическая игра

«Семейные расходы», составление

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика,

14

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

Викторина, упражнения,

проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

15

Откуда появились деньги

Апрель

Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма.

Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

16

Магазины бывают

разные. Как

правильно

выбирать товары в

магазине?

Сюжетно- ролевая

игра, рассказ,

дидактическая игра,

подвижная игра.

Карточки с изображением

различных товаров;

опорные таблички с

изображением и названием

видов магазинов, мяч,

магнитная доска с

магнитами. Компьютер,

плакат с изображением

двух коров, муляжи или

карточки с изображением

товаров первой

необходимости, ценники ко

всем товаров, муляж денег,

два одинаковых набора для

двух команд, два мешочка,

изображающие кошельки;

плакат с изображением пар товаров

17

Банк

Май

Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.

Плакат с изображением внутреннего устройства

банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого

ребёнка; изображение м/ф.

«Уроки тётушки совы» (10 серия).

18

Экономический квест «Страна Экономика»

Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр,

Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п.3.2.5 ФГОС ДО).

Месяц

«Клуб увлечений»

Консультации, памятки

«Клуб выходного дня»

Праздники, развлечения

Сентябрь

Чтение

художественной литературы.

Родительское собрание "Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности"

Познавательный маршрут «Банк» Ответственный

родители

Путешествие в страну профессий.

Октябрь

Чтение

художественной литературы.

Консультация "Зачем ребенку нужна

финансовая грамотность"

Ноябрь

Игровой практикум "Что такое деньги и откуда они появляются" Ответственный: родители, педагоги

Экскурсия – рассматривание рекламы на

банерах.

Ответственный

родители

Демонстрация детям слайд- презентации

«История денег»

Декабрь

Чтение

художественной литературы.

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы"

Познавательный маршрут

«Банкомат» Ответственный: родители

Январь

Чтение

художественной литературы.

.

Брейн -ринг "Как научить детей планировать финансы и

бережно относиться к Деньгам" Ответственный: Родители,

педагоги

Февраль

Консультация "Правила карманных денег"

Экскурсия "Где и кем работает папа" Ответственный: родители

Март

Чтение художественной литературы

Познавательный квест "Где и кем работает мама" Ответственный: родители,

Апрель

Памятка "Советы родителям по

финансовому воспитанию детей"

Май

Мастер-класс для детей и родителей "Пекарня, семейный бизнес"

Экономический квест «Страна Экономика» Ответственный: родители,

педагоги

               Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в две недели, их продолжительность составляет 25 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение        сюжетно-ролевых        игр,        моделирующих        жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование        сказок        экономического        содержания        в        игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые        упражнения        для        активизации        воображения,        внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму
  • Игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение        количественного        и        порядкового        счета        (последнему уделяется особое внимание);
  • решение        арифметических        задач        и        примеров        на        сложение        и вычитание.

Ресурсное обеспечение:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  • Наглядно-иллюстративный материал
  •   ИГРОТЕКА:        «   Дороже   -  дешевле»,   «Супермаркет», «Булочная»,

«Кем  быть»,  «Узнай  какая  профессия?»,  «Оптовичек»,  «Семейный   бюджет»,

«Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена   валюты»,      «Строительство   дома»,   «Обмен»,   «Семейный  бюджет»,

«Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».

Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,

  • Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Компьютерное оборудование
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Методы формирования финансовой компетентности

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и казуальный анализ;
  • сравнение;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических проблем;
  • экспериментирование и опыты.

Методы,        направленные        на        повышение        эмоциональной        активности детей при усвоении знаний о мире:

  • игровые;
  • сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • индивидуальная беседа,
  • сравнительный анализ,
  • оценка,
  • разъяснение,
  • воображаемая ситуация,
  • совместный поиск выхода из ситуации,
  • проигрывание положительных ситуаций,
  • обсуждение способа действия,
  • прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку

«доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный         компонент (наличие        знаний        и

представлений        об экономической жизни детей)

  • знание ребенком потребностей семьи;

  • представления о труде родителей;

  • представления об экономических понятиях;

  • проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-

деятельностный        компонент (экономические умения)

  • отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

  • общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение

находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент        (нравственно-

экономические        качества личности)

  • проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;

  • оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние

наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судим об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1

  • низкий.

        Список литературы

  1. Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности // Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет
  2. Аменд        А.Ф.,        Саламатов        А.А.        Формирование        нравственных        представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003.

№4. с.55.

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8.  Смоленцева        А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document https://dohcolonoc.ru/ http://e.stvospitatel.ru/


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Проект по финансовой грамотности

25 октября  состоялась встреча  в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была  предложена тема для дискуссии: &laqu...

Проект по финансовой грамотности

 4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....

Проект по финансовой грамотности

26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8.  Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...

Проект по финансовой грамотности

11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град».      К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...

Проект по финансовой грамотности

Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...

Проект по финансовой грамотности

21 июля наш детский сад встречал гостей, девчонок и мальчишек  из детских садов "Золотой ключик" и "Колокольчик".   Детвора из трех детских садов  совершила увл...