Проект по финансовой грамотности "Тропинка финансовой грамотности"
проект (подготовительная группа)
Институциональный проект по финансовой грамотности с применением интерактивной онлайн квест игры "Знатоки финансов".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 530.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Синяя птица»
Институциональный проект
по формированию финансовой грамотности для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
«Тропинка финансовой грамотности»
Автор: Шпендак Людмила Михайловна
г. Салехард
Паспорт проекта
Название проекта | «Тропинка финансовой грамотности» |
База реализации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица». |
Тип, вид проекта | Познавательно-творческий, институциональный. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительных групп «Зайчата», «Солнышко», «Дюймовочка», воспитанники старших групп «Гномики», «Цыплята», «Ромашки», воспитатели подготовительных групп, воспитатели старших и подготовительных групп, инструктор по физической культуре, тьютор, родители. |
Разработчики проекта | Воспитатель: Шпендак Людмила Михайловна. |
Срок реализации проекта | Краткосрочный с 10.03.2025г. по 05.04.2025г. |
Цель проекта | Создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе. |
Задачи проекта |
|
Особенности проекта | Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - физическое развитие. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты проекта. Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей). |
Этапы реализации проекта | Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа: I этап – Организационный.
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
3 этап. Итоговый
|
Проект: «Тропинка финансовой грамотности».
Вид проекта: познавательно - творческий, институциональный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 10.03.2025г по 05.04.2025г.
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп «Зайчата», «Солнышко», «Дюймовочка», воспитанники старших групп «Гномики», «Цыплята», «Ромашки», воспитатели подготовительных групп, воспитатели старших групп, инструктор по физической культуре, тьютор, родители.
Актуальность:
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребёнка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Обоснование значимости проекта
Приобщение ребёнка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, его социализации. Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребёнка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая грамотность и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства. Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей дошкольного возраста; включает в себя использование блочной системы реализация, которой происходит по средством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Задачи проекта:
- Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
- Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
- Повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
- Создать плодотворное партнёрское взаимодействие с участниками проекта.
Предполагаемые результаты проекта.
Для детей:
- Приобретение знаний социально-экономического характера;
- Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- Развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- Применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам;
- Приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребёнка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
- Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
- Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:
Методы и формы работы:
- Проведение консультаций с родителями;
- Разработка методических материалов для родительского уголка;
- Подбор художественной и методической литературы по теме финансовая грамотность в ДОУ;
- Изготовление атрибутов для проведения сюжетно - ролевых игр;
- Рассматривание рисунков, презентаций, фотографий на тему: финансы, деньги, экономика.
Методы исследования:
- Организованная образовательная деятельность: продуктивная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Включение в совместную и самостоятельную деятельность детей дидактических, сюжетно ролевых и подвижных игр на тему проекта;
- Продуктивная деятельность детей;
- Работа с родителями;
- Использование видеоматериалов и презентаций на тему финансы, деньги, экономика.
Основные принципы:
- Принцип от простого к сложному;
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс;
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип новизны;
- Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
- Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта по проблеме, определение цели, задач по реализации проекта, определение ресурсов для реализации проекта;
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала;
- Разработка заданий для занятий и итоговых мероприятий.
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
- Организация условий для реализации целей и задач проекта;
- Проведение мониторинговых процедур на предмет определения уровня финансовой грамотности детей на момент начала работы по реализации проекта;
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
- Прослушивание бесед;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций;
- Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- Просмотр мультфильмов, презентаций и наглядного материала.
3 этап. Итоговый
- Интеллектуальная онлайн викторина по финансовой грамотности для детей старших и подготовительных групп: «Знатоки финансовой грамотности»;
- Выставка творческих работ «Копилка своими руками»;
- Выставка коллективных групповых плакатов: «Самая креативная реклама».
Содержание проекта:
План работы по реализации проекта с детьми старшей группы | ||
Беседа: | Цель: | Ответственные: |
«Финансовая грамотность», «Денежные знаки России и разных стран», «Дом, где живут деньги», «Финансовая грамотность». | Формирование знаний воспитанников о первоначальных сведениях о науке экономике и значение денег в ней, о водных знаках и банках. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Чтение сказок и художественной литературы: | Цель: | Ответственные: |
«Хранители бюджета», «Золотое яйцо», «Копилка», «Дружная семья», «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату», Б.В. Минин «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грекова «Клад» | Формировать знания детей о основах финансовой грамотности, уважение к труду взрослых и бережное отношение к деньгам. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Просмотр развивающих мультфильмов | Ссылка: | Ответственные: |
«Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" | Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия № 5 Детские фантазии - Шапка-невидимка (5 серия) | Уроки Тетушки Совы | Дзен Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия № 9, 10,11. Уроки тётушки Совы Детские фантазии Серия 9 - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Проблемные ситуации по экономическому воспитанию для детей 5-7 лет. | Цель: | Ответственные: |
«Откуда приходят и куда уходят деньги?», «Почему у денег разные имена?», «Деньги – невидимки», «Банк вместо банки» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо» | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Игровая деятельность: | Цель: | Ответственные: |
Дидактические игры: «Что сколько стоит», «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево». Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Банк» | Закрепить знания детей о цене, товаре, количестве о товарах первой необходимости и товарах, от которых можно отказаться. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Виртуальная экскурсия: | Цель: | Ответственные: |
«Валюта всех стран», «Что нельзя купить за деньги», «Копилка», «Деньги России», «Банк». | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Подвижные игры: | Цель: | Ответственные: |
«Цифровые прятки», Игра-состязание «Две из трёх», «Чья команда быстрее перенесёт монетки?», «Кто быстрее» | Закрепить представления детей о принципах финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г., инструктор по физической культуре: Гизатулина А.В. |
Продуктивная деятельность: | Цель: | Ответственные: |
Аппликация на тему: «Кошелёк в технике оригами»; Рисование на тему: «Рубль и монетка». | Закреплять умения детей конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Итоговые мероприятия: | ||
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Интеллектуальная онлайн квест – игра по финансовой грамотности «Знатоки финансов» Интеллектуальная квест - игра "Знатоки финансов" | В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Выставка коллективных групповых плакатов: «Самая креативная реклама». | Формировать умение детей коллективно изготовлять креативный плакат в виде яркой рекламной продукции. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Выставка творческих работ «Копилка своими руками». | Активизировать детей и родителей к самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала. | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Интеллектуальная онлайн викторина по финансовой грамотности для детей от 4 до 8 лет. | Развивать интерес у детей дошкольного возраста к финансовой грамотности, к экономике, деньгам. (Ссылка будет активна 31 марта) | Воспитатели старших групп: Абдулкатырова И.И., Манюхина С.Г., Романовская И. А., Соловьева А.Г., Бауэр О.М., тьютор: Кельчина М.Г. |
План работы по реализации проекта с детьми подготовительной группы | ||
Беседа: | Цель: | Ответственные: |
«Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Финансовая грамотность», «Денежные знаки России и разных стран». | Формирование знаний воспитанников о первоначальных сведениях о науке экономике и значение денег в ней, о водных знаках и банках. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Проблемные ситуации по экономическому воспитанию для детей 5-7 лет. | Цель: | Ответственные: |
«Откуда приходят и куда уходят деньги?», «Почему у денег разные имена?», «Деньги – невидимки», «Банк вместо банки» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо» | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Чтение сказок и художественной литературы: | Цель: | Ответственные: |
«Хранители бюджета», «Золотое яйцо», «Копилка», «Дружная семья», «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату», Б.В. Минин «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грекова «Клад» | Формировать знания детей о основах финансовой грамотности, уважение к труду взрослых и бережное отношение к деньгам. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Игровая деятельность: | Цель: | Ответственные: |
Дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессии», «Кто трудится, кто играет», «Товарный поезд». Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир», «Банк», «Услуги и товары» | Закрепить знания детей о цене, товаре, количестве о товарах первой необходимости и товарах, от которых можно отказаться. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Просмотр развивающих мультфильмов | Ссылка: | Ответственные: |
«Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" | Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия № 5 Детские фантазии - Шапка-невидимка (5 серия) | Уроки Тетушки Совы | Дзен Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия № 9, 10,11. Уроки тётушки Совы Детские фантазии Серия 9 - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Подвижные игры: | Цель: | Ответственные: |
«Цифровые прятки», Игра-состязание «Две из трёх», «Чья команда быстрее перенесёт монетки?», «Кто быстрее» | Закрепить представления детей о принципах финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В., инструктор по физической культуре: Гизатулина А.В. |
Продуктивная деятельность: | Цель: | Ответственные: |
Аппликация на тему: «Кошелёк в технике оригами»; Рисование на тему: «Рубль и монетка». | Закреплять умения детей конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Итоговые мероприятия: | ||
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Интеллектуальная онлайн квест – игра по финансовой грамотности «Знатоки финансов» Интеллектуальная квест - игра "Знатоки финансов" | В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Выставка коллективных групповых плакатов: «Самая креативная реклама». | Формировать умение детей коллективно изготовлять креативный плакат в виде яркой рекламной продукции. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Выставка творческих работ «Копилка своими руками». | Активизировать детей и родителей к самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала. | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Название мероприятия | Цель: | Ответственные: |
Интеллектуальная онлайн викторина по финансовой грамотности для детей от 4 до 8 лет. | Развивать интерес у детей дошкольного возраста к финансовой грамотности, к экономике, деньгам. (Ссылка будет активна 31 марта) | Воспитатели подготовительных групп: Шпендак Л.М., Тайшина Ф.Г., Шиянова О.В., Алёшина Т.В., Уразова А.П., Ваганова Т.И., тьютор: Крюкова Н.В. |
Заключительный этап:
1. Формирование картотеки консультаций для родителей, направленных на актуализацию расширения знаний родителей и детей о деньгах, финансах и экономике;
2. Формирование картотеки бесед по теме: «Финансовая грамотность в ДОУ», «Дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных игр для детей 5-7 лет»;
3. Анкета для родителей воспитанников «Мой ребёнок и финансовая грамота»;
4. Папка-передвижка: «Финансовое воспитание для детей дошкольного возраста».
Список литературы:
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.- 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного
- процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995.
- Сборник методических материалов на основе на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет "Экономическое воспитание дошкольников".
- СБОРНИК ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.
- Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2015.39
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф».
- "Экономическое воспитание дошкольников": формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект старшая группа «Солнышко» «Финансовая грамотность»
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника....
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы
Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Проект "Путешествие монетки" по финансовой грамотности
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...

ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ «Древо финансовой мудрости»
ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ «Древо финансовой мудрости»...

