Методическая разработка «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 678.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2020-2021 учебный год
Актуальность и социальная значимость
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: ноябрь-май.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
-Сформировать первичные экономические понятия;
-Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
-Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта:
Работа с детьми:
Ноябрь
1.Беседа: «Что такое деньги».
2.Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание коллекции «Деньги СССР».
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
4.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Декабрь
1.Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
2. Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Январь
1. Дидактическая игра «Профессии».
2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
4. Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
Февраль
1.Демонстрация презентации «История денег»
2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
3.НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
Март
1.Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
2.Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
3.НОД «Доход семьи»
Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для
4.с/р игры «Супермаркет».
5.Д\и «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Апрель
1.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
НОД «Путешествие денежки»
2.Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
3.Д\И «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Май
1.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
2.«Магазин»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
3.НОД «Путешествие в страну Экономика»
Взаимодействие с родителями:
1.Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин .
2.Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».
3.Беседа «Как я коплю деньги дома».
Ожидаемые результаты
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
- Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
ДИАГНОСТИКА
- Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
- Форма проведения: индивидуально-групповая.
- Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.
- Оборудование:
- – карточки с изображением потребностей;
- – картинки с изображением представителей различных профессий;
- – карточки с изображением предметов и денежных знаков;
- – мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
- – маркеры.
- Диагностику рекомендуется проводить в два этапа: 1этап – групповой: предварительное чтение сказки в свободное время; 2 этап – индивидуальный: чтение элементов сказки и выполнение заданий по блокам.
- Высокий уровень (13–15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
- Средний уровень (9–12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
- Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
- Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале:
- 3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.
- 2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.
- 1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.
- Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории).
- Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами:
- 13–15 баллов – высокий уровень
- 9–12 баллов – средний уровень
- 8 и менее баллов – низкий уровень.
Картинки с изображением представителей различных профессий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-1286744-1607835241.jpg)
Проект Тема: «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект Тема: «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-1113360-1632498112.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-642051-1433957814.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/06/picture-1469223-1693994572.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у дошкольников экономического мышления и культуры обращения с деньгами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-809542-1580576837.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-809542-1580576837.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-165485-1365516837.png)
«Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Чемоданчик успеха»
Финансовая грамотность дошкольника - новая ветвь в дошкольной педагогике. Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно - денежным отношениям. Дети дошкольн...