«Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Чемоданчик успеха»
методическая разработка (старшая группа)

Белкина Анжелика Анатольевна

Финансовая грамотность дошкольника - новая ветвь в дошкольной педагогике. Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно - денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в совместных покупках. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время у ребенка закладываются будущие отношения с финансами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx96.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО №3 «Финансовая и математическая грамотность»

Тема представленного опыта: «Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Чемоданчик успеха»

фото выст_png

Белкина Анжелика Анатольевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС «Семицветик»

г. Новый Уренгой ЯНАО

09.02.2024г.

«Всякая инвестиция должна иметь

смысл и сегодня, и завтра»

Роберт Кийосаки

Финансовая грамотность дошкольника - новая ветвь в дошкольной педагогике. Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно - денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в совместных покупках. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время у ребенка закладываются будущие отношения с финансами.

Дошкольный возраст считается важным периодом в жизни каждого человека, так как именно тогда развивается будущая личность. Этап развития дошкольного образования характеризуется усиленным поиском нового в педагогической теории и практике. Одним из наиболее актуальных направлений педагогического процесса современного дошкольного образования, выступает потребность в развитии финансовой грамотности каждого дошкольника.

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель - достичь того, чтобы ребенок вырос не только здоровым, но и самостоятельным, успешным, со сформированным представлением о финансовой грамотности.

Для достижения данной цели я предлагаю методическую разработку – «Чемоданчик успеха» по финансовой грамотности, направленную на формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Содержание «Чемоданчика успеха» можно пополнять и усложнять. Данная методическая разработка является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.

Цель методической разработки: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи методической разработки:

Образовательные:

- Формировать представление об истории появления денег, о том, какие бывают деньги.

-  Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Развивающие:

- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

- Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Инновация

Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели и создан «Чемоданчик успеха» с серией лэпбуков по финансовой грамотности.

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это интерактивная папка для детей на заданную тему, самодельная книжка – копилка.

Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная деятельность, образовательная деятельность, прогулка, индивидуальная работа.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для изучения нового или повторения пройденного. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей.

Информационное наполнение

«Чемоданчик успеха» включает в себя 4 лэпбука. Все материалы соответствуют финансовой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.  Данное пособие можно использовать как элемент непосредственно - образовательной деятельности, так и для самостоятельного пользования детьми в подгруппах и индивидуально.

  1. Лэпбук «Что такое деньги и для чего она нужны». Информационное наполнение:
  • Книжка – раскладушка «История возникновения денег» Цель: формировать представление об истории появления денег.
  • Кармашек «Первые монеты на Руси». Цель: формировать представление о том, как выглядели первые монеты.
  • Д/игра «Банк – это место, где живут деньги». Цель: формировать представление о банке и о том, для чего нужен банк.
  • Кармашек «Откуда берутся деньги». Цель: формировать представление детей о том, где печатают банкноты и чеканят монеты в России.
  • «Пословицы и поговорки». Цель: знакомство детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками.

  1. Лэпбук «Деньги разных стран».

Информационное наполнение:

  • Мини – кармашки с купюрами разных стран: Россия, Германия, США, Казахстан, Украина, Беларусь, Швейцария, Китай и Великобритания. Цель: расширять знания детей о разнообразии денег, символике, используемой для обозначения номинала купюр.

  1. Лэпбук «Бюджет семьи».

Информационное наполнение:

  • Мини-плакат «Учимся экономить» Цель: познакомить детей со способами экономии денег.
  • Д/игра «Откуда появляются деньги». Цель: познакомить детей со способами зарабатывания денег.
  • Д/игра «Распределяем бюджет семьи». Цель: научить практически распределять семейный бюджет.
  • «Экономические загадки». Цель: содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста.

  1. Лэпбук «Экскурсия в банк».

Информационное наполнение:

  • Мини-плакат «Правила поведения в банке». Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном месте – банк.
  • Д/игры «Я в банке». Цель: расширить представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке.

Предполагаемые результаты при использовании «Чемоданчика успеха» по финансовой грамотности

Лэпбуки по финансовой грамотности отвечают требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • Способствуют развитию творчества, воображения детей.
  • Пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера).
  • Обладают дидактическими свойствами, несут в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.
  • Являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства.
  • Вариативны - есть несколько вариантов использования каждой его части.
  • Структура и содержание доступны детям дошкольного возраста.
  • Обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

При систематическом использовании «Чемоданчика успеха» дети знают и понимают:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!  Имеют представление, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим. «Из тумбочки можно взять только то, что в нее положили» – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Финансы нужно планировать. Учатся вести учет доходов и расходов.
  • Не все покупается! Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  • Финансы – это интересно и увлекательно!

«Чемоданчик успеха» по финансовой грамотности — уникальная разработка для воспитателей, которую можно использовать не только на занятиях, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

     

Список используемой литературы

1. Антонова, Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности / Ю. Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

2. Крючкова, Н.А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Н.А. Крючкова. – Калининград, 2013.

3. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: Сфера, 1994.

4. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие / А.А. Смоленцева. – М.: АРКТИ, 2006.  

5. Ульева, Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках / Е. Ульева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

6. А.Д. Экономическое воспитание дошкольника. Учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развиваю...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников  экономического мышления и культуры обращения с деньгами....

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...