Формирование основ финансовой грамотности в ДОУ
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

  Республиканский семинар для воспитателей детских дошкольных учреждений «Основы финансовой грамотности в ДОУ»

 

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

  1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
  2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию, развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
  3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.


        Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность
        Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

                Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.

Целью Стратегии – является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

Реализация проекта
 «Основы финансовой грамотности»

В перечень опорных дошкольных и общеобразовательных организаций реализующих программу «Основы финансовой грамотности» по приказу Министерства образования и науки РСО - Алания от 23 августа 2018 № 759 «Об утверждении опорных дошкольных и общеобразовательных организаций» вошли:          27 школ и 24 детский сада республики.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
         Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Программа: «Азбука финансов»

      Наш детский сад вошел в число тех садов которые стали пилотной площадкой по реализации проекта «Основы финансовой грамотности». С  2018 года мы пытались понять изучить и реализовать данный проект в нашем учреждении.

      Одной из основных проблем на мой взгляд стало то, что наши воспитатели сами не имели представления что такое финансовая грамотность. По плану Минобр науки и Центра Банка были запланированы курсы по повышению уровня финансовой грамотности для педагогов, которые как вы знаете не были реализованы.

       Я сама долгое время изучала всю возможную литературу по данному направлению, но это было сложно еще и по тому, что не знала с чего начать, какая ступень должна быть первой, пока не встретила человека  который занимается всем этим. Это и стало точкой отправления которую я искала. Это специалист которая  проходила курсы в Москве и преподает в институте финансовую грамотность. После того как я побеседовала с ней, просмотрела материал я смогла сложить пазл и сегодня делюсь им с вами, дорогие коллеги. Я сама записывалась и прослушала все доступные вебинары по данному направлению и могу с уверенностью сказать что все это мы с вами делаем в своей работе.

Все новое это хорошо забытое старое.

Цель:
 Создание условий для формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.
Задачи:
- сформировать у детей первичные экономические понятия и умения применять их в конкретных условиях;
- способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с  возможностями;
- воспитывать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Постановка проблемы в проекте «Азбука финансов»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,   необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие , физическое развитие.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. 

Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Работа с родителями (законными представителями)

  • Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.
  • Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

       Но самое главное - начать надо с себя. Дети учатся глядя на взрослых. Глупо учить ребенка финансовой грамотности и при этом подавать обратный пример — то транжирить деньги, то переходить в режим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со своими финансовыми привычками. Если вы планируете бюджеттратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....