Образовательная практика Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
статья по основам финансовой грамотности

Тагирова Эльвира Акифовна

    В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы, возникает необходимость внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_praktika_po_ekonomike.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная практика

Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (под редакцией С.В. Герасименко, И.В. Назаровой)

     Реализаторы: Тагирова Эльвира Акифовна, Полынникова Анна Валерьевна

      Ключевые слова практики:

     Потребности, жизненно важные потребности, возможности, материальные потребности, нематериальные потребности, труд, профессия, специальность, продукт труда, товар, полезность товара, стоимость, цена, покупка, распродажа, деньги, монеты, банкнота, банк, вклад, кредит, валюта, семейный бюджет, доходы семьи, расходы семьи, обязательные (основные) расходы, необязательные (неосновные) расходы, зарплата, трудовая пенсия, стипендия, премия.

    Целевая аудитория: воспитанники, воспитатели, родители.

    В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы, возникает необходимость внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

    Нами была апробирована данная образовательная практика и созданы условия для формирования экономической культуры личности дошкольника, которая является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников.

    Цели практики:

– формирование первичных экономических представлений и компетенций;

– развитие экономического мышления дошкольников;

– воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

     Ключевые задачи практики:

- познакомить детей с первичными экономическими категориями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;

- формировать коммуникативо-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий.

     Образовательная практика соответствует основным принципам, определенным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей).

     Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, а так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности таких как:

– непосредственно образовательная деятельность;

– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

– познавательно-исследовательская деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала;

– изобразительная деятельность;

– двигательная форма активности ребенка.

     Средства реализации практики:

  • Беседа
  • Ситуативный разговор;
  • Дидактические и настольно-печатные игры с экономическим содержанием;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Упражнения в тетрадях экономических заданий;
  • Чтение художественной литературы
  • Чтение и анализ сказки;
  • Рассказ
  • Отгадывание загадок;
  • Работа с карточками;
  • Просмотр мультфильмов/демонстрация фрагментов мультфильмов;
  • Изобразительная деятельность, выставка рисунков, изготовление поделок;
  • Участие в соревнованиях, викторинах, конкурсах;
  • Решение экономических задач;
  • Решение арифметических задач.

     Неотъемлемой частью образовательного курса является чтение книг с экономическим содержанием: «Вершки и корешки», «Сказка о глупом мышонке», «Муха-Цокотуха», «Приключения Буратино», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лисичка со скалочкой» и др. Мы с ребятами читали сказки, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками. Дети проигрывали знания экономики и экономического поведения в разных сюжетах. Дети имели возможность самостоятельно читать сказки и рассматривать иллюстрации в свободной деятельности, вне занятий.

     После прочтения рассказов, финансовых историй и просмотра мультфильмов с ребятами, мы проводили беседы с целью ознакомления и расширения у детей экономических понятий. Например, беседа «Что такое потребности?», «Почему все взрослые работают?», «Где живут деньги?» и т.д.

     Ребята играли в настольно-печатные игры «Шопинг», «Я выбираю», игра-бродилка «Лабиринт»; дидактические игры «Потребности семьи», «Доход-расход», «Семейный бюджет»; подвижные игры «Кот Белобок», «Летает – не летает», «Угадай профессию по движениям»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Банк» и другие.

     Кроме этого, ребята выполняли упражнения в тетрадях экономических заданий такие как, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?», «Раскрась картинку и объясни», «Придумай и нарисуй».

     

     В ходе реализации практики, дети придумывали и рисовали «Деньги будущего», совместно с родителями изготавливали лэпбук «Юные экономисты» с различными картинками, играми, заданиями; сделали копилки, банкомат «Сбербашка», кассу и сейф из бросового материала.

     Была проведена викторина по финансовой грамотности «Банковский турнир», с целью содействия финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Ребята выполняли различные задания (загадки, разрезные картинки, пословицы, работа с купюрами и др.).

     С целью развития логического мышления ребятам были предложены экономические и арифметические задачи, например, «Как сохранить и приумножить свои сбережения».

     Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, т.к. первые шаги в мир экономики ребенок делает именно в семье. Однако зачастую возникает проблема в том, что на практике родители понимают необходимость и важность экономического воспитания, но чувствуют себя недостаточно компетентными в этом вопросе. Поэтому мы работали с родителями по вопросам экономического воспитания.

     Мы проводили беседы, консультации, приобщали родителей к совместному изготовлению атрибутов, поделок, участвовали в различных конкурсах по формированию финансовой грамотности.

     В ходе реализации практики по финансовой грамотности формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».         Данная практика позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

     Прогнозируемые результаты:

  • приобретение опыта дошкольниками в определении своих потребностей,
  • умение регулировать потребности в соответствии с возможностями,
  • умение выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
  • понимание значимости труда,
  • умение выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
  • умение разумно расходовать деньги,
  • понимание необходимости экономии семейного бюджета.

     Способы измерения результатов практики:

1. Входная диагностика перед реализацией практики.

2. Итоговая диагностика после реализации практики.

     Перед внедрением  и после реализации практики  была проведена диагностика, с целью определения уровня сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете. По итогам апробации образовательной практики, мы проанализировали полученные данные и сделали выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии с показателями (когнитивным и поведенческим компонентами) и критериями оценивания. Уровень финансовых представлений группы определялся с учетом средних показателей по каждому разделу.   

      Трудности в реализации практики:

1. Недостаток учебно-методического материала для реализации программы.

2. Родители недостаточно компетентны в некоторых  вопросах экономического воспитания детей.

     По  окончании реализации практики у детей достигнуты положительные результаты:

  • познакомились с первичными представлениями об основных экономических категориях;
  • приобрели опыт в определении своих потребностей и в умение  регулировать их в соответствии с возможностями;
  • понимают значимость труда и необходимость разумно расходовать деньги
  • научились выбирать товар в соответствии с ценой и качеством

     В результате реализации практики при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, способности к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»

laquo;Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»...

"Экономика для малышей" (программа)

ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА По формированию предпосылок финансово – экономической грамотности    «Экономика для малышей»...

презентация Проект "Финансовая грамотность с котом Белобоком"

Сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.Чем раньше начинается их обучение азам финансовой грамотности, тем быстрее и устойчивее формируется ...

Социально – педагогическая практика «Экономика для малышей»

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных проблем и в тоже время значимых проблем на современном этап.Исследования Л. М. Клариновой, А.Д. Шатовой, Р. С. Лукьянов...

"Путешествие с котом Белобоком в страну денег"

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности с элементами экспериментирования в старшей группе...

Планирование работы кружка по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного об...

Результаты работы по апробации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

На этапе дошкольного образования обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи...