Главные вкладки

    Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»
    материал на тему

    Еркина Людмила Александровна

    «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon realizatsiya_variativnoy_programmy_kb.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

     « Детский сад №7 «Сказка»

     общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

    художественно-эстетического направления развития воспитанников»

    Ленинского муниципального района

    Волгоградской области

    Доклад на тему:

    «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»

                                                           

                                                               

                                                          Воспитатель: Еркина Л.А

    г.Ленинск

    2018

    В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребенка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

    Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

    Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

    С 1 сентября 2015 года в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, реализуемого Министерством финансов РФ в Волгоградской области апробируется и реализуется образовательный курс по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Программа курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», разработана преподавателями Волгоградского социально-педагогического колледжа, в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) Главный критерий отбора материала курса – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей) и направлена на достижение следующих целей:

    - формирование экономических представлений и компетенций;

    - развитие экономического мышления дошкольников,

    - воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

    Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей:

    - социально-коммуникативное развитие;- познавательное развитие;

    - речевое развитие;- художественно-эстетическое развитие;

    - физическое развитие.

    Предлагаемые авторами в программе для изучения разделы носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

    Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

    Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям («товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет»)

    Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» рассчитана на 64 часа, включает следующие темы:

    «Финансовая азбука»

    «Деньги»

    «Семейный бюджет»

    «Труд»

    Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно-образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал. Методические рекомендации содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников. Авторами программы предоставлены электронные варианты мультипликационных фильмов, которые сопровождают программу и сборник презентаций по курсу. Важной особенностью курса является психологически-возрастной подход к организации обучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания комфортной атмосферы, учитывается эмоциональное состояние детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения)

    С 1 сентября по 31 декабря в нашем дошкольном учреждении осуществлялась апробация региональной модульной образовательной программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» Было организовано две группы дошкольников из числа воспитанников - контрольная группа только для тестирования уровня знаний и экспериментальная с которой осуществлялась апробация программы. По итогам апробации первого образовательного базового модуля программы, по итогам выходного тестирования экспериментальной группы можно сделать вывод, что итоговый результат для всей группы и коэффициент уровня экономических знаний и финансовой грамотности дошкольников повысился. Это свидетельствует об эффективности данной программы. Однако, необходимо отметить, что некоторые темы и материалы программы требуют доработки. По завершении апробации базового модуля в экспериментальной группе было организовано анкетирование родителей с целью изучения их мнения. Анализ проведенного анкетирования позволяет нам говорит о том, что большая часть родителей заинтересована в обучении детей основам финансовой грамотности и формирования у них навыков рационального экономического поведения. Кроме того, взрослые готовы вместе с детьми участвовать в обучающей программе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийная презентация "Музейно-этнографическая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников в современном мире"

    Как создание  в ДОУ музея способствует решению задач по успешной социализации дошкольников? Вы узнаете об этом из предлагаемого материала....

    Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

    Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

    Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...

    Реализация вариативной программы "Горница"

    Предлагаю отчет по реализации вариативной программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Горница"...

    Перспективный план работы с родителями по реализации вариативных программ и технологий на 2020-2021 учебный год

    Перспективный план работы с родителями по реализации вариативных программ и технологий на 2020-2021 учебный год.программы «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетинин...

    Планирование работы кружка по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

    Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного об...