«Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ващенко Ольга Александровна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин). Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, 3 бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий для дошкольников 5-6 лет

в рамках проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»

Занятие № 1

Тема: Лесное кафе.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи: познакомить с понятием «деньги», «заработная плата», «товар»; закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается;

научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;

развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;

воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материалы: ромашка, на лепестках которой условно изображены результаты (продукты) труда людей разных профессий; карточки с изображениями овощей, фруктов, мебели, канцтоваров, игрушек и т.д., таблички с названиями магазинов («Мебель», «Овощи», «Канцтовары», «Игрушки» и т.д.).

Ход занятия:

В.: Ребята, вы хотите сегодня отправиться на экскурсию в осенний лес?

Д.: Да!

В.: Как можно быстро добраться до леса?

Ответы детей.

В.: А можно полететь на воздушном шаре.

Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:

Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;

Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!

Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!

Звучат звуки природы, шум леса.

В.: Вот мы и добрались. Как здесь красиво! Посмотрите на цвет листьев!

(На экране осенний лес, на дереве сидит Совёнок.)

С.: Здравствуйте, друзья!

Д.: Здравствуйте!

С.: Ребята, я так рад вас видеть! Сегодня у меня день рождения, будьте моими гостями! Я приглашаю вас в «Лесное кафе».

В.: Ребята, давайте поздравим Совёнка с Днём Рождения.

Хороводная игра «Каравай».

С.: Спасибо! Вы любите конкурсы?

Д.: Да!

С.: За правильные ответы вы получите золотые жёлуди.

В.: А для чего нужны золотые жёлуди?

С.: В нашем лесу золотые жёлуди – это тоже самое, что у вас – деньги.

В.: Ребята, вы знаете, что такое деньги? Откуда они берутся? Как называются деньги, которые платят за работу?

Ответы детей.

Конкурс №1.

«Ромашка».

Ребёнок, отрывая лепесток, называет профессию, связанную с тем, что изображено на лепестке (чей продукт труда).

Конкурс №2.

«Угадай, где продаются».

Дети берут карточку и выкладывают её перед соответствующей табличкой с названием магазина. Устанавливают зависимость между названием магазина товарами, которые в нём продаются.

Конкурс №3.

«Что можно купить за деньги?».

Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением луны, солнца, мальчика и т.д.

Всем детям раздаются золотые желуди.

В: Все отлично справились с заданиями. Но, кажется, мы кое-что забыли.

Д: Подарить Совёнку подарок!

В: Что дарят на день рождения?

Ответы детей. (торт, цветы, воздушные шары, конфеты)

Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с изображением этих предметов и подарить Совенку. Уточняет, что приятно не только получать подарки,  но  и дарить их.

Дети раскрашивают картинки. Дарят Совёнку.

С: Спасибо!

В: Нам пора возвращаться  в детский сад. Ребята, пригласим Совёнка в гости?

С.: Обязательно встретимся, друзья!

Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:

Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;

Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!

Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!

Итог

В.: Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Занятие № 2

Тема:Как деньги доходят, а потом расходятся.

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Совёнок.

Слайд №1. Совёнок.

С.: Здравствуйте, ребята! Я вчера услышал новые для меня слова - «семейный бюджет». Вы знаете, что они обозначают?

В.: Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за месяц, это доходы семьи. Бюджет семьи состоит из зарплаты папы, зарплаты мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендии старшего брата-студента (сестры).

В.: Ребята, а вы знаете что такое заработная плата, пенсия, стипендия?

      Пенсия – деньги, получаемые ежемесячно дедушкой и бабушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости.

      Стипендия – деньги, получаемые юношами и девушками за хорошую учёбу.

Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент).

В: Все деньги, которые поступают в бюджет семьи называются ДОХОДЫ. В каждой семье есть не только доходы, но и РАСХОДЫ. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.

    Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?

Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.

Слайд №3. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т.д.).

С.: Теперь я понял, что такое семейный бюджет, доходы и расходы.

Пальчиковая гимнастика:

В.: Встали в кружок, сжали левый кулачок –

      Это семейный бюджет.

      Кто в него вкладывает деньги?

      Давайте расскажем и покажем.

Этот пальчик – папочка,

       Этот пальчик – мамочка,

       Этот пальчик – дедушка,

       Этот пальчик – бабушка,

       Этот пальчик – я,

       Вот и вся моя семья!

Разжали кулачок.  Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.

Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.

     Вот он – наш бюджет.

С.: Мы с мамой никогда не ездили отдыхать в тёплые страны. Мама говорит, что не хватает золотых желудей.

В.: Совёнок, ведь можно экономить. Давай мы тебя научим.

Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.

Расходы на продукты.

1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).

              Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).

Расходы на одежду.

2 слайд. Не пачкаться.

               Не лазать по деревьям.

               Не пинать камни.

               Одежду хранить на вешалках.

Расходы на квартиру.

3 слайд. Капает вода из крана.

               В пустой комнате горит свет и работает телевизор.

Расходы на культурные нужды.

4 слайд. Не ломать игрушки.

               Не рвать книги.

В.: Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Совёнок, поехать с мамой в тёплые страны.

Физкультминутка.

Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети учатся считать,

Дети учатся считать,

Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет,

Экономим газ и свет,

Управляем мы деньгами –

Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем

И расходом управляем!

Дидактическая игра «Семейный бюджет».

Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.

Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?

В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.

Итог занятия:

В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.

Совенок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.

Занятие № 3

Тема: Как правильно беречь наши деньги

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного       расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Материалы:

мультимедиа проектор, кубики, карточки-картинки с изображением продуктов, дидактическая игра «Ремонт одежды», голубые мячи, таз, книги, клей, бумага.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо. Посмотрите на экран. (На экране демонстрируется письмо. Воспитатель читает письмо.)

 Здравствуйте, ребята детского сада "Теремок"!   Мне уже исполнилось семь лет и осенью я пойду в школу. Родители пообещали мне купить мобильный телефон, но при условии, что часть денег я накоплю сам. Теперь я складываю в свою копилку каждый свободный рублик. Мой друг Совенок предложил экономить! Но на чём можно экономить семье, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!!!

В.: Ребята, давайте поможем Диме разобраться. В прошлый раз мы распределяли расходы семейного бюджета. Будем их называть и строить башню «Расходы семейного бюджета» из кубиков.

Дети строят башню, называя расходы.

В.: Вот какая высокая башня получилась! У семьи расходов много, поэтому свободных денег нет. Это нас, конечно, огорчает. Но, оказывается, свободных денег может остаться гораздо больше, если мы будем бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т.д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.

Расходы на продукты.

1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).

              Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).

Дидактическая игра «Найди место».

Детям предлагается разложить карточки-картинки по местам хранения (скоропортящиеся продукты – в холодильник, булки – в хлебницу и т.д.).

Расходы на одежду.

2 слайд. Не пачкаться.

               Не лазать по деревьям.

               Не пинать камни.

               Одежду хранить на вешалках.

Дидактическая игра «Ремонт одежды».

Подобрать заплатку с подходящим узором.

Расходы на квартиру.

3 слайд. Капает вода из крана.

               В пустой комнате горит свет и работает телевизор.

Вчера кто-то из нас неплотно закрыл  кран. Попробуем собрать все капельки  воды. (Подвижная игра под музыку: собираем голубые мячи в тазик.)

Расходы на культурные нужды.

4 слайд. Не ломать игрушки.

               Не рвать книги.

Детям предлагают с помощью клея и бумаги починить порванные книги.

Дети приходят к выводу, что благодаря экономии в семье появляются сбережения и есть возможность совершать дополнительные покупки.

В.: Вот, оказывается, какие вы хозяйственные и экономные, и можете Диме дать мудрый совет. В народе говорят: «Бережливость лучше богатства», «Копейка рубль бережёт». Как вы это понимаете?

Ответы детей.

В.: Правильно! Не научишься быть бережливым, расчётливым, экономным – не сумеешь правильно распорядиться семейным бюджетом, нажитым имуществом, богатство обойдёт тебя стороной.

Конечно, это мудрые пословицы, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

Итог занятия:

В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для дошкольников 6-7 лет в рамках проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»

Тема: Реклама вокруг нас.Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна рекла...

Конспект мероприятия с детьми по финансовой грамотности. Брейн-ринг «Финансовый калейдоскоп».

С помощью методической разработки Брейн-ринг «Финансовый калейдоскоп», можно в игровой форме научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному ...

Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...

«Организация обучающих мероприятий по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу ...

«Дидактический материал для обучающихся» Тема: «Супермаркет». Направление: Повышение финансовой грамотности

Дидактический материал «Супермаркет» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой  многофункциональну...

«Дидактический материал для обучающихся» Тема: «Супермаркет». Направление: Повышение финансовой грамотности

Дидактический материал «Супермаркет» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой  многофункциональну...