Из опыта работы «Формирование финансовой грамотности в ДОУ»
статья по основам финансовой грамотности

Кулак Светлана Александровна
Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно – пространственной среды - того пространства, в котором ребенок живет и развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности в ДОУ.

Известно всем, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно – пространственной среды - того пространства, в котором ребенок живет и развивается.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении создаем педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате каждой группы МАДОУ детский сад № 65 игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики и финансов, через которую происходит закрепление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в разных видах  деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.

С целью содействия финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создания необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности наших воспитанников, в марте 2021 года организовали и провели конкурс уголков по экономическому воспитанию «Экомир».

 Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, кроссворды, постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможность для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Также моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к финансовой грамотности, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

К сюжетно-ролевым играм вносится кассовый аппарат, готовятся чеки и деньги. Оформляется картотека экономических понятий, которую регулярно пополняют по мере изучения материала. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в сберегательную кассу, филиал банка, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами. В этом направлении наши помощники – родители.

В наших уголках содержатся следующие настольно-печатные игры по финансовой грамотности: «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги», «Супермаркет» и другие.

Также есть логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. Такие упражнения расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. 

Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей предметно – пространственной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Доклад из опыта работы Формирование финансово грамотного поведения у дошкольников

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».

В  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...