Главные вкладки
Транслирование опыта по формированию финансовой грамотности у детей средней группы
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся - Тем полезней ему будет в жизни потом!.. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. В целях реализации данной темы были поставлены следующие задачи : сформировать первичные экономические понятия; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.); научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер; содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Свою работу строила по следующим принципам: от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным; принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности. По формированию финансовой грамотности у дошкольников я : Изучила методическую литературу по формированию основ финансовой грамотности дошкольника . Разработала картотеки «Финансовая грамотность», которая включает в себя: Дидактические игры , сюжетно-ролевые игры, пословиц и поговорок, методической и художественной литературы. Изготовление наглядного материала ( альбомов, монета , деньги, кошелек, профессии, касса, сказки ). Изготовление методических пособий - дидактических игр. Консультации для родителей: «Финансовая грамотность дошкольника », папка передвижка и т.д .
Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса. В се вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов. Чтение стихов, сказок, пословицы и поговорки воспитывают у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи способствуют лёгкому преодолению пути в фантазию, воображение и логику. Для решение логических задач я использовала в магазине и аптеке ценники с точками. Подобный метод развивает математические способности, которые помогут ребенку соотносить количество точек с цифрами, тем самым у ребенка закрепляется счет и знания цифр. Мы с детьми придумали банкноту своей группы. Есть еще банкноты с подсказками для детей, чтобы они могли расплатиться правильной банкнотой, т.е идет соотношение, ребенок считает точки на ценнике и на купюре. Еще с помощью ценников с точками дети группируют товары по ценам. В развитии логических задач еще помогают настольные игры. Мною были созданы игры: «Дороже-Дешевле», «Касса», «Сезонная», «Что купим», «Магазины», «Можно-Нельзя», «Потребности», «Спрос», «Что быстрее купят».
Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками. о для Вашего фото






Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
Доклад на педсовет на тему:
«Методы и приемы для развития у детей социально-коммуникативной грамотности»
Группа «Ягодки»
Воспитатель:
Ширяева С.М.
Доклад на педсовет на тему:
«Методы и приемы для развития у детей социально-коммуникативной грамотности»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Методы и приемы для развития у детей социально-коммуникативной грамотности».
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников определяется требованиями общества и времени. Это связано с тем, что коммуникативные компетенции являются важным навыком для успешной жизнедеятельности современного человека. Начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие является самостоятельной образовательной областью.
Социально-коммуникативная грамотность представляет собой набор умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающими людьми. У детей старшего дошкольного возраста она включает в себя умение общаться со сверстниками, взрослыми, понимание чувств и эмоций других людей, способность к эмпатии и т.д.
- Социально-коммуникативная грамотность характеризуется следующими показателями:
1. Готовность успешно взаимодействовать с окружающим миром, используя свои способности.
2. Возможность решать различные (в том числе нестандартные) задачи.
3. Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями общества.
- Рассмотрим методы и подходы, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. Это сюжетно-ролевые игры, беседы и дискуссии, проектная деятельность, театрализованная деятельность, работа с родителями и другие методы и приемы.
- Рассмотрим их подробнее.
Сюжетно-ролевые игры. Одним из самых эффективных методов формирования социально-коммуникативной грамотности являются сюжетно-ролевые игры. Они позволяют детям моделировать различные ситуации. В этих ситуациях дошкольники могут выступать в роли взрослых. Это помогает им понять сущность социальных ролей и обязанностей. Кроме того, ролевые игры помогают развивать коммуникативные навыки, такие как умение слушать, выражать свои мысли и чувства, а также работать в команде.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры являются важным методом. Сюжетно-ролевые игры позволяют дошкольникам научиться взаимодействовать с другими детьми, понимать и выражать свои эмоции и чувства, решать конфликты. Игры также развивают воображение детей и их творческие способности.
- Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут быть использованы для обучения детей различным социальным навыкам. Например, игра «Семья» может помочь детям научиться заботиться о своих близких. Игра «Транспорт» может научить их правилам дорожного движения и безопасности на дороге. Игра «Больница» может обучить детей основам медицинских знаний и ухода за больными.
Также сюжетно-ролевые игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Они помогают ему научиться понимать и выражать свои чувства, что является важным навыком для социальной адаптации. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей умение сопереживать, что также является важным аспектом их социального развития.
Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр является эффективным способом развития социально-коммуникативной грамотности детей. Они помогают им научиться общаться с окружающими, решать возникающие проблемы, а также понимать и уважать других людей.
- Еще одним важным методом развития социально-коммуникативной грамотности являются беседы и дискуссии.
Беседы помогают детям научиться выражать свое мнение, аргументировать свою позицию и уважать точку зрения других. Кроме того, беседы и дискуссии способствуют развитию социальных навыков, умение общаться в коллективе.
Беседы могут проводиться в различных формах. Беседы могут быть индивидуальными, групповыми, тематическими. Беседы и дискуссии помогают детям лучше понимать свои эмоции и чувства, учат их выражать свои мысли и идеи.
Во время бесед и дискуссий дети могут задавать вопросы, высказывать свое мнение и получать обратную связь от взрослых. Это помогает им лучше понять себя и окружающих, а также научиться принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Проводятся такие беседы со старшими дошкольниками, как «Правила поведения в обществе» (обучение детей вежливости, уважению к старшим и сверстникам) Проводим беседы о том, как управлять своими эмоциями и чувствами. Темами бесед также являются дружба и взаимопомощь. Беседы включают в себя вопросы самостоятельности, безопасности, вопросы о природе, науке и технологиях. Кроме того, проводятся беседы по экологическому воспитанию, правилам безопасности и другие.
-Еще одним эффективным методом развития социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников является проектная деятельность. Она позволяет детям работать в командах, решать различные задачи и проблемы, а также развивать свои коммуникативные и социальные навыки. Кроме того, проектная деятельность помогает детям учиться работать самостоятельно и принимать решения, учиться выступать при защите проектов. Проектная деятельность позволяет детям проявить свои творческие способности.
Мы стараемся, чтобы каждый проект был интересен и полезен для детей, помогал им развиваться в разных направлениях.
Например, проект «Мастерская общения» включает в себя различные игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков. Проект «Мы разные, но мы вместе» направлен на изучение культуры и традиций разных народов.
- Интересным для детей методом является театрализованная деятельность. Она помогает развитию социально-коммуникативной грамотности дошкольников. У детей развиваются актерские навыки, воображение, умение работать в коллективе и выражать свои мысли. Театрализованные игры помогают детям понимать эмоции других людей и развивать эмпатию.
Во время игр-драматизаций, инсценировок сказок и литературных произведений дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и находить компромиссы в конфликтных ситуациях.
Участие в театрализованной деятельности помогает детям научиться слушать и слышать других. Кроме того, работа над ролями и сценами позволяет детям развивать свое воображение, творческие способности и эмоциональную выразительность.
Использование театрализованной деятельности способствует созданию условий для развития социально-коммуникативной грамотности и формирования личности ребенка в целом.
- Важным аспектом развития социально-коммуникативной грамотности детей является работа с родителями. Родители играют ключевую роль в социализации детей и их коммуникативном развитии. Необходимо, чтобы родители понимали важность социально-коммуникативных навыков и помогали своим детям развивать их.
Формы работы с родителями различные:
1. Консультации и семинары, где обсуждаются различные аспекты социально-коммуникативного развития детей, даются рекомендации по улучшению взаимодействия в семье, предлагаются игры и упражнения для развития коммуникативных навыков.
2. Родительские собрания позволяют обсуждать текущие вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, а также поделиться опытом и получить обратную связь от других родителей.
3. Мастер-классы, на которых родители могут совместно с детьми выполнять различные задания и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной грамотности. ( Вместе с родителями проводила мастер-класс «Технология использования пальчикового театра»)
5. Семейные проекты. Например, создание семейных альбомов, изготовление поделок, участие в театральных постановках, способствуют укреплению связей между родителями и детьми, а также развитию их коммуникативных и творческих способностей.
6. Индивидуальные консультации. Если у родителей возникают какие-то вопросы или проблемы, связанные с развитием ребенка, мы проводим индивидуальную консультацию, чтобы помочь им разобраться в ситуации.
Работа с родителями играет важную роль в формировании социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм взаимодействия с родителями помогает педагогам достичь лучших результатов в этом направлении.
- Таким образом, социально-коммуникативная грамотность имеет огромное значение для развития личности ребенка дошкольного возраста. Без умения общаться, понимать других людей и решать конфликты ребенку будет сложно адаптироваться в обществе и успешно взаимодействовать с окружающими. Социально-коммуникативная грамотность также включает в себя развитие эмоциональной сферы, что позволяет ребенку стать более чутким и отзывчивым. Поэтому так важно уделять внимание развитию социально-коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста и использовать для этого различные методы и приемы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности у дошкольников (средняя группа)
Краткий план по финансовой грамотности на 2019-2020 в средней группе...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей средней группы
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»...

Конспект открытого занятия по формированию финансовой грамотности у детей средней группы на тему "Для чего нужна копилка?"
Данный конспект поможет доступно объяснить детям, для чего нужна копилка. Так же дети познакомятся с историей возникновения копилок и их разновидностями. В проессе практической деятельности дошкольник...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье описание опыта работы по финансовой грамотности дошкольников....