Проект "Путешествие Монеточки"
проект по основам финансовой грамотности

Иванова Юлия Юрьевна

Паспорт проекта по формированию финансовой грамотности у дошкольников "Путешествие Монеточки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_monetochka_ivanova_yu.yu_.docx159.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Золотой ключик»

 

                                                                                       Утверждаю:                                                                                                 заведующий МБДОУ                                                                                                                                   «Детский сад № 63»                                                                                    ________Кондрашова Е.В.

Приказ № 129 от 01.09.2020 г.

                                                                                       

«ПУТЕШЕСТВИЕ МОНЕТОЧКИ»

ПРОЕКТ

C:\Users\Наталья\Desktop\работа\финансы\depositphotos_12539504-stock-illustration-cartoon-coin.jpg

      Принят на заседании

      педагогического совета

      МБДОУ «Детский сад № 63»

      Протокол № 1от 01.09.2020 г.

Прокопьевский ГО - 2021

Составитель: Иванова Юлия Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

                         

         Проект способствует установлению разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности, формирует у детей первичный финансовый опыт.

         Проект направлен на формирование  основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

    Проект адресован педагогам и родителям дошкольных образовательных организаций, работающих в инновационном режиме.

[Текст]: проект/ авт. – сост.: Иванова Юлия Юрьевна, – Прокопьевск, 2021. – 22 с.

Содержание

1.

Паспорт проекта……………………………………………………

3

2.

Актуальность проекта и анализ исходного

 состояния проблемы………………………………………………

5

3.

Цель и задачи проекта……………………………………………...

8

4.

Новизна и практическая значимость……………………………..

8

5.

Партнёры проекта………………………………………………….

9

6.

Целевые группы проекта …………………………………………

10

7.

Механизм и сроки реализации проекта   ………………………...                                                    

11

8.

План мероприятий по реализации проекта ……………………..

12

9.

Прогнозируемые результаты ……………………………………

18

10.

Мониторинг реализации проекта ………………………………

19

11.

Перспективы дальнейшего развитие проекта …………………..

20

12.

Список литературы ………………………………………………

22

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Формирования финансовой грамотности у дошкольников через экономической просвещению детей»

Творческое название

«Путешествие с Монеточкой»

Тип проекта

Практико-ориентированный

 

Вид проекта

Долгосрочный, 6 месяцев

Заказчик

Администрация МБДОУ «Детский сад №  63»

Разработчик проекта

Иванова Юлия Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

Организация, на базе которой реализуется проект

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Прокопьевска

Цель проекта

Задачи проекта

  • содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

  • Формировать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
  • Оснастить предметно - развивающую среду   дидактическим комплексом пособий по формированию финансовой грамотности у дошкольников.    

Срок реализации проекта

С 1.09 2020 г. по 28.02.2021г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: сентябрь 2020 года

Основной этап: октябрь 2020 г. - январь 2021 года

Заключительный этап: февраль 2021 года

Направления развития и образования детей

Образовательные области:

познавательное развитие,

речевое развитие,

физическое развитие,

социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Исполнители проекта

Иванова Юлия Юрьевна

Целевые группы проекта

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги  ДОУ.

Прогнозируемые результаты

Дети:

– понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

– осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

– признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

– контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Родители:

– получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов;

– обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Педагоги:

–  освоят систему работы по формированию финансового опыта детей.

Актуальность проекта.

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. No2039-р), повышением финансовой грамотности населения, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду – начальном звене в системе непрерывного образования.

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);

            Это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.

Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей дошкольного возраста.

SWOT- анализ исходного состояния проблемы

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно – правовое обеспечение

Наличие

Отсутствие

1 Локальные акты:

- договор с родителями (законными

  представителями) воспитанников;

- лицензия МБДОУ на право ведения

  образовательной и медицинской

  деятельности;

- положение о временной рабочей группе

 МБДОУ «Детский сад № 63» по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов к основной образовательной программе дошкольного образования

-

Организационное обеспечение

1. Наличие в МБДОУ основной

образовательной программы; программы

   развития МБДОУ;

2. Наличие парциальных программ:

    Программа "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" (А.Д.Шатова, Ю.А.Аксенова),

1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию  финансовой грамотности у детей старшего  дошкольного возраста

Кадровое обеспечение

1.Повышение квалификации, аттестация

педагогов.

2. Педагогический ценз педагогов

составляет:

   - имеют высшую категорию - 45%

     педагогов;

- имеют первую квалификационную

     категорию – 50 % педагогов

Не имеют квалификационную категорию – 5% педагогов

Материально – техническая база

1. Наличие помещения МБДОУ;

2. Наличие

- методической литературы;

-детской литературы;

- мультимедийного оборудования;

- музыкального центра.

3. Наличие сайта МБДОУ.

1. Отсутствие:

- современного учебно – методического

материала, дидактических игр,

  методических пособий и

видеоматериалов;

- атрибутов к сюжетно – ролевым играм проблемной направленности

Внешняя  среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Взаимодействие с родителями воспитанников;

2. Взаимодействие с социумом;  

3.Изучение дополнительных программ и методических материалов.

1. Недостаточное финансирование

МБДОУ;

2.Внебюджетные средства (спонсорская помощь);

3. Наличие асоциальных семей.

Проблема.

Многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни.

Цель и задачи проекта

Гипотеза: успешное формирование полезных экономических привычек у дошкольников станет возможным, если работа по финансовому просвещению будет проводиться систематически, целенаправленно и в тесном сотрудничестве детей и взрослых (педагогов, родителей).  

Цель:   содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:

  • Формировать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
  • Оснастить предметно - развивающую среду   дидактическим комплексом пособий по формированию финансовой грамотности у дошкольников.    

Новизна и практическая значимость проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности с дошкольниками. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к изучению вопросов финансовой грамотности.

Проект опирается на современные технологии в развитии полезных экономических привычек детей, а так же в него включены ранее использованные формы работы с детьми и родителями: мастер – классы, коллекционирование, авторские интерактивные игры.

Таким образом,  практическая значимость представленного опыта состоит в том, что: выстроенная система по финансовому просвещению будет способствовать решению задач эффективного формирования у воспитанников, компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления личным капиталом. Проект положит начало взаимодействию детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют  знания по финансовой грамотности. По итогам реализации воспитанники смогут решать социальные проблемы  с использованием собственного финансового опыта.

Партнёры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующий  МБДОУ

Осуществляет:

- разработку локальных актов МБДОУ;

- создаёт условия для реализации мероприятий по проекту;

- заключает договоры с социокультурными учреждениями города;

- создаёт условия для творческой  работы педагогов  МБДОУ

Старший воспитатель

Занимается подбором методической литературы;

наглядного  и  видео материала;

координирует работу педагогов;

участвует в реализации проекта

Основные партнеры

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

- проводят занятия, беседы, участвуют в просветительской деятельности;

- принимает активное участие в театрализованных мероприятиях;

-    оказывает помощь в подготовке и проведении спортивных, музыкальных и театрализованных мероприятий;

Целевые группы проекта

Целевые группы

Краткая характеристика

Дети 6-7 лет

У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Родители

Заинтересованы в развитии детей.  Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.

Педагоги

Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень.

Ожидаемые результаты

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие.
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
  • Педагоги освоят систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Механизм и сроки реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

Подготовительный

сентябрь 2020

  • выявление уровня  заинтересованности детей, педагогов и родителей в реализации проекта « Путешествие с Монеточкой»;
  • изучение нормативно-правовых  документов и методической литературы по теме проекта;
  • разработка модели предметно- пространственной среды интегрированного вида, разработка компонентов наполнения центров детской активности;
  • создание организационных, научно-методических условий для реализации проекта;
  • отбор диагностических методик для выявления уровня финансовой грамотности дошкольников;
  • создания системы партнёрской деятельности всех субъектов образовательного процесса и социума в контексте требований проекта.

II этап

Практический

Октябрь 2020 – декабрь 2021

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

 - использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта; изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество;

- решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

III этап

Аналитический

Февраль 2021

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Экономический Цветик - семицветик», организация выставки «Музей денег».

План мероприятий по реализации проекта

Месяц

Тема

Задачи

Работа с родителями (законными представителями)

1

СЕНТЯБРЬ

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;

Познакомить с историей возникновения денег;

Формировать умение  работать с энциклопедиями.

Выставка «Умные финансовые книги для детей»

2

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;

Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Путешествие Монеточки»

Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

4

Занятие – путешествие

«Наши потребности»

Дать понятие потребности;

Уточнить от чего зависят потребности человека;

Обсудить  проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

ОКТЯБРЬ

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

Повторить понятие «потребности человека»;

Продолжать обсуждать проблемные ситуации;

Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»

6

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;

Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;

Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7

Деловая игра

«В гостях у Монеточки»

Воспитывать умение определять и различать потребности человека;

Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8

«Как деньги приходят, а потом расходятся»

Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;

Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;

9

НОЯБРЬ

«Как правильно беречь деньги?»

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Предложить родителям поучаствовать в создании игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация.

 Картотека игр – настольно печатные

(Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.)

Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.

10

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Игра с родителями

«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Закрепление понятия «семейный бюджет»;

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12

Наш город

«Все профессии важны»

Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);

Развивать умение  выделять последовательность трудовых действий;

Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

13

ДЕКАБРЬ

Интерактивная игра «Путешествуем по городу с Монеточкой»

Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

Информация  в виде буклета на тему «5 советов, чтоб научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами»

14

Наш город

«Дом, где живут деньги»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);

Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Игра «Свой бизнес»

(открываем магазин)

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

Формировать экономическое мышление;

Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;

16

ЯНВАРЬ

«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?»

17

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Давать нравственную оценку поступкам героев.

18

ФЕВРАЛЬ

«Реклама. Как она работает?»

Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;

Научить детей правильно воспринимать рекламу;

Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

Создание денежного мини музея.

Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».

19

«Копейка рубль бережет»

Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

 

20

Квест – игра «Путешествие по стране Экономика»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

Перспективный план работы с родителями

п\п

Название мероприятия

Задачи

Дата проведения

1

Анкетирование

Выявление уровня заинтересованности родителей в реализации проекта «Путешествие с Монеточкой»

Сентябрь

2

Консультации

Просвещать родителей о формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Октябрь - январь

3

Родительское собрание в форме мастер-класса «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»

Повысить компетентность родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста финансовой грамотности и полезных экономических привычек, путём взаимодействия и сотрудничества с воспитателями.

Декабрь

Перспективный план взаимодействия с педагогами ДОУ и социумом в рамках реализации проекта

        Взаимодействие с педагогами, специалистами детского сада и социумом включает в себя основные формы работы:

  • Мастер-классы;
  • Семинары-практикумы;
  • Выпуск буклетов;
  • Совместные праздники и развлечения;
  • Экскурсии;
  • Выставки;
  • Консультации;
  • Творческая мастерская;
  • Совместные акции и т. д.

Совместная работа строиться таким образом, чтобы максимально обеспечить преемственность и непрерывность формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Прогнозируемые результаты

           В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1.        Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.        Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.        Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4.        Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5.        Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6.        Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7.        Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8.        Финансы – это интересно и увлекательно.

         Повысить компетентность родителей в воспитании финансовой грамотности у дошкольников;

        Повысить педагогическую культуру родителей и педагогов.

Формы предоставления результатов проекта

  • отчет и фоторепортаж по итогам  реализации проекта «Путешествие с Монеточкой» был размещен на сайте МБДОУ «Детский сад № 63»
  • положительный опыт реализации проекта обобщен и представлен:
  • на семинаре-практикуме для специалистов ДОУ
  • сайт nsportal.ru
  • конкурс «Новая волна -2021»

Мониторинг проектной деятельности

        Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности нами была применена диагностика, разработанная  на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

          С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

        Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт, нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта.

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

           

            Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

По результатам диагностики по окончании проекта мы получили следующие данные:

- высокий уровень сформированности экономических знаний - 48 %;

- средний уровень сформированности экономических знаний -47 %;

- низкий уровень сформированности экономических знаний – 5 %.

В целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл - 2,5).

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные мониторинга убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому просвещению возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

Мониторинг анкетирования родителей воспитанников показал, что 64% опрошенных  заинтересованы в экономическом просвещении своих детей, 24% затрудняются ответить и 12% считают, что в этом нет необходимости.

Перспективы дальнейшего развития и использования проекта

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим

направлениям:

― деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

― авторитетные качества человека–хозяина: расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно щедрость, благородство, честность, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

― правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных источников:

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

3. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

4. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

6. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

7. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности на тему: "Разбойник "Монеточка" и его сокровища

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Финансовая грамотность «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» (для детей старшей группы)Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Зада...

Проект "Путешествие Монеточки"

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников "Путешествиее монеточки"...

Конспект " Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей

Конспект "Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...

Проект "Денежки - монеточки"

Ознакомление воспитанников основам финансовой грамотности...

Конспект НОД Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;Развивать у детей умение подмеча...

Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;Развивать у детей умение подмеча...