Конспект занятия по экономическому воспитанию «Семейный бюджет» в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей в старшей группе "Семейный  бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экономическому воспитанию

«Семейный бюджет »

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать общее представление воспитанников об экономике домашнего хозяйства.

2. Познакомить с терминами доходы,  и расходы, заработная плата, пенсия, стипендия, прибыль

3. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики, и умения экономить самостоятельно.

Развивающие:

1. Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на вопросы.

2. Расширять и активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов.

3. Развивать познавательную активность воспитанников при постановке вопросов.

4. Тренировать  зрительную память через запоминание новых понятий.

Воспитательные:                                                                                                                                         1.Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.                                         2.Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам как к результату оплаты труда членов семьи.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Все про деньги», «Уроки тетушки Совы», серия «Деньги», презентации «Откуда пришли деньги», «Идем в магазин» , «Как правильно делать покупки», настольные игры «Конфетка монетка», «За покупками», беседа с  родителями, обратить внимание ребенка на семейные традиции, соблюдать правила, направленные на проявление бережливости, экономности, хозяйственности, помогающие семье сократить расходы семейного бюджета.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, и ещё раз поздороваемся друг с другом (общий круг). 

Воспитатель: 

Есть интересная страна

В ней живем и ты и я

И взрослые и малыши

Так много знать о ней должны.

И эта страна называется Экономика. Название этой страны произошло от слова «экономить». Вы слышали такое слово? От кого? (от мамы, от папы). Что обозначает это слово?

Дети: Слово «экономить» обозначает оберегать, не тратить зря.

Воспитатель: Экономика это очень серьёзная наука, она учит бережливому отношению ко всему, что нас окружает, правильному использованию  того, что дает нам природа, а также к предметам сделанными  руками человека.

И сейчас мы с вами поговорим о домашней экономике.

(Стук в дверь,   появляется медведь- здоровается с детьми)

Медведь:  Здравствуйте  ребята !  Я слышал, что  вы изучаете экономику. Я много и усердно  работаю  на рыбозаводе,  но никак не могу  накопить  на семейный отдых у моря.  Мудрая сова сказала мне, что я неправильно распределяю семейный бюджет  и посоветовала обратится к вам ребята за помощью. Прошу вас  помогите моей семье!»

Воспитатель: Ну, что ребята поможем?(да)

 -Что  же такое   семейный бюджет ?

Дети: Семейный бюджет-это доходы  и расходы семьи.

Воспитатель: Все верно. В переводе с английского  языка означает «Денежная сумка» (картинка на доску)

Воспитатель: Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)                                                                                                Зарплата – это деньги, получаемые за работу. - В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). – В семье старший брат или сестра которые учатся в учебном заведение, он получает ?(стипендию).  А если мама не работает, а ухаживает за маленьким ребенком? (Она получает пособие)

Все деньги, которые получают в семье называются доходами.                                       

( беседа сопровождается выставлением картинок с надписями  на доске)

Воспитатель: Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов. Что же такое расходы семьи? 

Дети: Деньги, которые семья тратит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. (покупка продуктов, одежды, лекарства, оплата за квартиру, за свет, за воду, за газ, телефон, интернет, транспорт и другое).

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру (обращается к  медведю)  и ты  Михаил Потапович поиграй с нами.

                                       Д\И «Доход- расход» 

Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.

- папа  получил премию (хлопают)

-  сынок купил  мороженое (топают)

- дедушка  продал мёд (хлопают)

-  у бабушки разболелся зуб (топают)

-  старший брат  получил стипендию (хлопают)

- мама  заплатила за электроэнергию (топают)

- сестра купила  цветные карандаши (топают)

Воспитатель:. Молодцы ребята!  Все были внимательными!  

Воспитатель: Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. 

Чтобы бюджета хватило  на все в чем нуждается  семья,  необходимо всего лишь научиться правильно распоряжаться  деньгами. Что нужно для этого делать?

                                                                                                                                                                       Дети:  экономить, быть бережливыми.

Воспитатель: Надо экономить, отличать необходимые потребности от тех, без которых человек может обойтись.

Медведь: Да-а-а?! А я вот сходил в магазин, и у меня совсем  не осталось денег.

 Воспитатель: Давай посмотрим  на  содержимое твоей корзинки (в корзинке у медведя: рыба, разные овощи и фрукты, чипсы, средства гигиены, бочонок меда, лыжи).  Что  необходимое  и без  чего можно было бы обойтись? (ответы детей)

Медведь: Теперь я все понял.  Надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.

Воспитатель: а для того, чтобы закрепить эти знания я предлагаю тебе поиграть с детьми в игру.

Д/И « А что главнее?»

Я сейчас раздам вам карточки с картинками товарами, а вы должны

выстроить товары  в порядке первой необходимости ( швейная машина, стиральная машина, холодильник,  телевизор, пылесос)

Воспитатель:  Дети, давайте расскажем нашему гостю, как  ещё можно сэкономить деньги.

1. Как можно сэкономить на коммунальных услугах?

 картинка « кран –вода» Всегда нужно закрывать кран, не открывать его сильно, струя воды должна быть тоненькой. Если кран сломался и вода капает, то его нужно отремонтировать.

 картинка «Лампочка» Почему нужно экономить электроэнергию?

- А вы умеете экономить свет/электричество?

- Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить)

- А что случится, если отключится электричество/свет?

( Электроприборы не будут работать, не приготовить пищу, не постирать на стиральной машине, не зарядить телефон)

 картинка «Газовый баллон – газовая плита»

Для чего нужно экономить газ? (газ – это природное богатство и если его использовать не экономя, будет большой расход и иссякнет природный источник; газ дорого стоит и за него нужно будет платить большие деньги, а это не экономно)

2. Как можно сэкономить на питании? (меньше покупать сладостей, чипсов  и т д.)

3. Как можно сэкономить на транспорте? (Можно сэкономить на бензине, т.е. на маленькие расстояния лучше ходить пешком, а не ездить на машине)

4. Как можно сэкономить на одежде и обуви? (бережно относиться к одежде и обуви)

Игра «Да, нет» (с мячом в кругу)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное говорите да, если не правильное - нет.

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)                                                                                       -Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей. (Нет)                                                     -Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)                                                                                                - Бережно относись к своим вещам. (Да)                                                                                                   -чаще заказывай пиццу с доставкой на дом.                                                                                  -Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)                                                                                            -Старайся больше ходить пешком. (Да)

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)                                                                                                

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (показывают двое детей)  

сценка «В магазине »

Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и планшет, у Маши такая уже есть.

Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.

Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем кошельке есть деньги!

Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить сапожки.

Дочь: Не нужны мне сапожки! Мне нужна кукла!

Воспитатель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)

Объясните, почему  она не права (ответы детей)

Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за вредности, жадности. Согласны ли вы со мной? 

Воспитатель: Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет?

Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатыми.

Воспитатель: теперь ты знаешь, Медведюшка,   насколько важно уметь Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)

 Медведь: Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно.                                                                                                                                                       Спасибо вам ребята за то, научили правильно распределять семейный бюджет. (вручает детям сладости). До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) Конспект занятия - беседа по воспитанию культуры поведения в старшей группе №2 «Солнышко». Тема: «Что хорошо, что плохо и почему».

Цель и основные задачи:Уточнять и систематизировать знания детей о правилах этикета: умение дружить, знакомиться, разрешать конфликты, делиться с другом.Развивать готовность идти навстречу друг ...

"Что? Где? Почем?" Конспект НОД по экономическому воспитанию дошкольников во II старшей группе "Родничёк"

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД  " Что? Где? Почём?" по экономическому воспитанию дошкольников во II старшей группе "Родничёк"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Мы защитники природы» (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении ...

Конспект занятия по трудовому воспитанию "Золушка" для детей старшей группы

Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: - вытирать пыль - мыть игрушки Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, палочки для разрыхлителя. Клее...

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну обиженных вещей»

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей подготовительной к школе группы«Путешествие в страну обиженных вещей»Цель: формирование у детей экономических знаний, умений, навыков; в...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе

формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Береги свою планету» старшая группа

Цель: развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.Задачи:1.Научить навыкам экологического поведения;2.Развивать познавательную деятельность детей3.Воспитывать бережное отноше...