Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
консультация по основам финансовой грамотности

Мингалеева Ирина Владимировна

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость,

 а умело расходовать их — искусство»  Б. Аурбах

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_kak_provesti_nod.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО  АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Мастер-класс

«Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Как провести НОД

Воспитатели: Мингалеева И.В.

Монастырная С.В.

2020 г.

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость,

 а умело расходовать их — искусство»

Б. Аурбах

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем в начале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги.

Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами? Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Цель: сформировать основы финансовой грамотности 

Задачи:

-  сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Форма реализации:

  • Сюжетно ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Познавательные беседы
  • Чтение художественных книг и просмотр мультфильмов
  • Театрализованная деятельность
  • Изодеятельность
  • Экскурсии
  • Наблюдение

Принципы реализации:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Каша из топора»;
  • «Мена»;
  • «Выгодное дело» и др.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.

Наименование произведения

Экономическая составляющая содержания

К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Раскрывающая потребности

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

О потребностях и возможностях

Русская народная сказка «Теремок»

потребность в жилище

Русская народная сказка «Лиса и волк»

потребность в пище

Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»

К.И. Чуковский «Федорино горе

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»  

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Мужик и медведь»

раскрытие труда

Русская народная сказка «Морозко»

трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность

К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».

Г.Х. Андерсен «Огниво»

раскрывается понятие «деньги»

Русская народная сказка «Каша из топора»

представления о смекалке, осуждение жадности.

К. И. Чуковского «Федорино горе»

раскрывается понятие «товар»  

А. Толстого  «Золотой ключик или приключения Буратино»

представление о способах увеличения дохода и другие

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

представления о бартере

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек

о купле – продаже:

Народные сказки «Лиса и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

представления о рекламе:

Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».

способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

  • Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
  • Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
  • Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
  • Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
  • Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
  • Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
  • Михалков С. «Как старик корову продавал»;
  • Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».

Из современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».

Герой произведения — Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка — блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке — положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами

Также хороший материал для занятий — стихотворения:

  • Михалков С. «А что у вас?»;
  • Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
  • Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.

  1. Копеечка к копеечке — рубль набегает.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Денежки труд любят.
  4. Делано наспех — и сделано на смех.
  5. Деньги дело наживное.
  6. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
  7. Каждую крошку в ладошку.

Как провести занятие по экономике

Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.

Мотивирующее начало занятия

Поскольку экономика — довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.

В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.

Другой вариант — воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город — Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.

Варианты тем для экономических занятий в ДОУ

В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.

  1. Про финансы:
  • «Для чего нужны деньги»;
  • «Как появились деньги»;
  • «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
  • «Что такое банк».
  1. Про труд и профессии:
  • «Все профессии важны»;
  • «Зачем нужно работать».
  1. Про товары и магазины:
  • «Какие бывают магазины»;
  • «Производство и потребление»;
  • «Что такое товар и услуга».
  1. «Реклама: желания и возможности».
  2. Обобщающие занятия:
  • «Финансовая грамотность»;
  • «Путешествие по экономическому воспитанию»;
  • «Путешествие в страну Экономика»;
  • «Экскурсия по Экономинску».

Дополнительный материал для занятий - мультфильмы:

- «Азбука денег" (Уроки тетушки Совы)

- «Копилка» и «Деньги» (Фиксики)

- «Азбука финансовой грамотности» (Смешарики)

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zanyatie-po-ekonomike-dlya-doshkolnikov.html  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Воспитываем юных финансистов»

данная публикация рекомендована для педагогов...

Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Проблема низкой фин...

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Мастер-класс для воспитателей  по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: "Воспитываем в детях финансовую грамотность"

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, к...

Мастер-класс "Воспитываем Патриотов"

Патриотического воспитание...