Картотека сказок "Сказки читаем - финансы изучаем"
картотека по основам финансовой грамотности (средняя группа)
МУХА-ЦОКОТУХА»
К.И. Чуковский
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«МУХА-ЦОКОТУХА»
К.И. Чуковский
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);
-развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
-развивать память, мышление, воображение;
-расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни чело-
века.
-воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
-воспитывать финансовую культуру;
-воспитывать всестороннему развитию личности.
АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА»
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.
Экономические понятия: покупка, выгода, базар.
Покупка: Покупка – продажа. Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха - Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец продал ей самовар.
Выгода: Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца — получить по - больше денег, побыстрее продать товар, для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.
Базар: Без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все до-роже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает. У каждого то-вара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). Торговаться на базаре — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.
Социально-нравственные качества героев: доброта, смелость – трусость.
Муха-Цокотуха: красивое насекомое, удачливое, веселое, разумное, добрая и не жадная.
Паук: старичок, злодей, кровожадный, беспринципный, безжалостный,
душегуб.
Комарик: молодой и отважный красавец, решительный, смелый, влюблен-ный.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
1.Какой неожиданный доход нашла Муха-Цокотуха?
Ответ: прибыль от находки денежки.
2.Какую денежку Муха нашла?
Ответ: в каждой стране есть своя валюта - деньги. Например, Россия - рубль, США – доллар, Франция – франк, Италия – лира, Англия – фунт, Германия – немецкая марка и т.д.
3. Где хранят деньги?
Деньги бывают на карте, сберегательной книжке, хранятся в банке.
4. Все ли денежки одинаковы?
Ответ: бумажные купюры, монеты.
5.Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай? Ответ: электрический чайник.
6.Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чай-
ник?
Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.
7. А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить? Ответ: чайную посуду, угощение.
8. Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?
Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.
9. Муха решила купить самовар. Посмотрела на свою денежку и задумалась, хватит ли ей денег?
Ответ: Пойдёт в банк, возьмёт кредит, ипотеку, кредитную карточку, в долг.
10. Как использовала Муха найденные деньги?
Ответ: Она купила самовар. А почему именно самовар? Может, увидела рекламу? Захотела просто потратить деньги. Как бы вы потратили деньги? А ваша семья, на что бы потратила деньги?
Для чего Муха пригласила гостей?
Ответ: Продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.
Как вели себя гости?
Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе. Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.
Объясни смысл пословицы:
1. Без беды друга не узнаешь.
Ответ: Настоящая дружба - дружба, проверенная временем и обстоятельствами. Настоящий друг всегда будет рядом в любых горестях и бедах, подставит человеку «своё плечо».
2. Друг не испытанный, что орех не расколотый.
3. Дружное стадо и волков не боится.
4. Сам пропадай, а товарища выручай.
13.Почему Комар спас Муху? Ответ: Комар был по своей природе храбрый, отзывчивый, готовый прийти на помощь тому, кто попал в беду (У него всегда при себе была сабля, которой он и воспользовался при встрече с коварным пауком).
Выбери пословицу, которая соответствует содержанию текста Друг дороже денег.
Друзья познаются в беде.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше. Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно заработать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. У детей развивается интерес к изучению мира экономики и финансов. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.
Главной героине сказки Мухе-Цокотухе хочется посоветовать:смотреть рекламу о разных товарах из предметов посуды;
приобретать товар на рынке или в магазине по выгодной цене;
быть экономной и бережливой;
хранить деньги в сберегательном банке.
Сказочный урок: Чему учит сказка Муха-Цокотуха? Она осуждает черствость, фальшь, безразличие. Настоящие друзья так не поступают.
образе Комарика автор восхваляет отзывчивость, смелость, решительность, готовность прийти на помощь другу.
ПОСЛОВИЦЫ:
Как вы понимаете смысл пословицы:
Пословицы к сказке "Муха-цокотуха"
Легко пришло, легко ушло.
Без беды друга не узнаешь.
Друг не испытанный, что орех не расколотый.
Дружное стадо и волков не боится.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Когда стол накрыт, то в друзьях нет недостатка.
Неверный друг – опасный друг.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Копейка к копейке — проживёт и семейка.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
СИТУАЦИЯ: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.
СИТУАЦИЯ: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?
ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному
подходу к выбору места покупки.
СИТУАЦИЯ: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так
легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на более полезные нужды?
ЦЕЛЬ: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Дать понятие о деньгах, закрепить знания детей о монетах различным достоинством и их применении, развивать логическое мышление.
ИГРА «ХОЧУ И МОГУ»
Цель: упражнять детей в умении считать доход и рассчитывать свой
бюджет, развивать знание об рыночных отношениях.
Материал: карточки с изображение товара с ценниками, игровые деньги.
Содержание игры: у детей есть картинки с различным товаром, каждый товар имеет определенную стоимость, на каждом ценник. Детям необходимо понять хватит ли им средств на покупку желаемого товара.
ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ КАССИРЫ»
Цель: знакомство детей с номиналом и банкнотами стран мира.
Материал: карточки с изображением банкнот и монет стран мира.
Содержание игры: у детей равное количество карточек, один из игроков кладет одну карточку (с изображением банкнот и монет стран мира), остальные игроки ищут один общий элемент у них на карточке и на карточке первого игрока. Называют общий элемент и кладут свою карточку сверху на карточку первого игрока. Необходимо первым избавиться от всех карточек. Проиграет тот, кто останется с большим количеством карточек.
ИГРА «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах и расходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов и расходов (основные и не основные). Подготовить детей к самостоятельной жизни.
Материал: карточки с изображением основных семейных доходов и расходов.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям картинку с изображением дохода или расхода дети делятся на две команды, выбирают капитанов. Одна команда выбирает все картинки со значением «доход», а вторая команда – со значением «расход».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/05/picture-804728-1470418397.jpg)
Экологический проект "Книги читаем- природу изучаем"
Краткосрочный экологический проект по рассказам Паустовского...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-1041788-1528050853.jpg)
Дидактическая игра " Читаем сказки - изучаем права"
Ребенок - личность, которая обладает правами, гарантированными Конституцией РФ, Декулорацией о провах ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и др. правовыми документами. Очень важно рассказать детям...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/06/picture-1257983-1596714036.jpg)
Педагогический Проект "Книги читаем природу изучаем"
Педагогический проект "Книги читаем - природу изучаем"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/30/picture-829520-1630347816.jpg)
Тест "Сказки читаем-финансы изучаем"
Тест разработан для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности....
«СКАЗКИ ЧИТАЕМ – ЭКОНОМИКУ ИЗУЧАЕМ!»
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет). Сборник сказ...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1452909-1675072343.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".
Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....