«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Клейменова Галина Анатольевна

«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

Доклад

                      из опыта работы

«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»

Подготовила: Клейменова Г.А.

воспитатель 1 кв.категории

п. Первоавгустовский

2021

   Необходимость приобщения дошкольников к экономике связана с тем, что они живут в XXI веке с его социальными и экономическими взаимоотношениями. Дети вырастут и в жизни столкнутся различными ситуациями, которые потребуют самостоятельного принятия решений, а значит, умения рационально использовать своё время и творчески мыслить.

    Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности и именно поэтому нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания именно посредством сказки. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний. И я  поставила перед собой задачу – сформировать у детей элементарные экономические представления, необходимые в практической деятельности, и начало экономической культуры посредством сказки.

   Работу по экономическому воспитанию я начала с исследования сказочных произведений разных видов:  традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.

 Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Это  позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

   И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

   Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

   Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

    Существует несколько групп сказок, ориентированных на основе экономических понятий:

Сказки отражающие труд людей:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_112635.jpg 

«Терем – теремок»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_112807.jpg

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_113343.jpg

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»;  «Выгодная сделка»; «Мена», «За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_112234.jpg

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»

Народные сказки: «Гуси – лебеди»

«Кошелечек» «Золотая антилопа»,

«Али-баба и сорок разбойников»

Сказки о рекламе:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_111907.jpg

Народные сказки «Лиса  и козёл»

«Два мороза»; «Колобок»; 

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

 Сказок о купле – продаже:

C:\Users\Гала\Desktop\сказки\IMG_20211119_111406.jpg

Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

   Знакомя своих воспитанников с азами экономики посредством сказок, я учу детей тому, чтоб они не только умели слушать и пересказывать сказку, но и понимали содержание сказочного произведения, выражали свое эмоциональное отношение к героям сказки, овладевали средствами взаимодействия со сказочными героями, умели высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

    В заключении еще раз хотелось бы отметить, что  сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.

Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...