Финансовая грамотность дошкольников ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бондарева Алёна Владимировна

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность дошкольников ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых

составляющих процесса экономического образования детей.

  1. уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов.

Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после

обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в

классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

  1. уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют

правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

  1. уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания

характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Ф о р м а проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  1. знания в области социально-экономической сферы;
  2. знания в области товарно-денежных отношений;
  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;
  4. знания в области информационно-организаторской сферы;
  5. знания в области нравственно-этической сферы;
  6. знания в области государственно-юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок

нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

П р и м е р ы з а д а н и й первой серии.

Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного

учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

П р и м е р ы з а д а н и й второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

П р и м е р ы  з а д а н и й третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

П р и м е р ы з а д а н и й четвертой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как

экономность и бережливость.

П р и м е р ы з а д а н и й пятой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2.        Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей

определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

  1. уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;
  2. уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13; III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

Вариант 1. Диагностика для определения уровней

сформированности экономических знаний старших дошкольников.

Диагностический лист

(темы: профессии, Орудия труда, Бюджет семьи, Доход семьи, Расход семьи, Товар и цена, Реклама)

Фамилия, имя ребенка         

Темы        Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Профессии

Орудия труда

Бюджет семьи

Доход семьи

Расход семьи

Товар и цена

Реклама

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании

деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи;

не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.

Диагностический лист

(темы: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль, Валюта, Бартер)

Фамилия, имя ребенка

Темы        Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Деньги

Сбережения

Денежная прибыль

Валюта

Бартер

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги; не имеет

представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что

деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации

творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями; четко имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.

Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний.

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.

Диагностический лист

1 балл

2 балл

3 балл

Задание 1

Задание 2

Задание3

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и

карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два

предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама нужна для продажи товаров.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
  1. балл – правильно один или два ответа;
  2. балла – правильно четыре ответа;
  3. балла – правильно больше пяти ответов.

Задание 2 «Найди лишнее»

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

  • рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)
  • банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);
  • кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории

«товар», производство»);

  • человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
  • игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет

(действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя; 2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно. Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал; предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит …. (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
  5. Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется … (банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).

  1. балл – правильно два ответа;
  2. балла – правильно четыре-пять ответов; 3 балла – правильно больше пяти ответов.

Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы

определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и

капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о о производителях товарах и услуг.

Задание 3 Цель: определить уровень        знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.

Диагностический лист

(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама)

Фамилия, имя ребенка         

Темы        Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Потребности

Ресурсы

Деньги

Реклама

Задание1.

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар).

  1. Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с

желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)

  1. Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)

Задание 2.

  1. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет … (банкир)

В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).

Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (продавцы).

  1. Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
  • А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)
  • Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)
  • А какими инструментами пользуются люди, производящие товары?

(Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)

  1. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению

кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?

Задание 3.

  1. На товаре быть должна Обязательно …(цена).

Говорят про меня – Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

я – тяжелый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

  1. На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
  • Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
  • А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
  1. Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и

оборудование, которые дорого стоят.)

Задание 4.

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы).

Яркой краской привлекает,

Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек,

Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).

  1. Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
  • Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
  • Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
  1. Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Тесты (Т.А. Шорыгина)

Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку.

Работа идет не быстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как Вы поступите?

  1. Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.
  2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
  3. Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймет»,)

Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды Вам не хочется. Как вы поступите?

  1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзину ягод.
  2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладнее.
  3. Соберете немного ягод.

Если Вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как Вы поступите?

  1. Пойду и попрошу денег у мамы.
  2. Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
  3. Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.

Вы хотите купить подарок другу, но Вам в магазине понравилась игрушка, которую Вы хотели бы иметь сами. Как Вы поступите?

  1. Куплю подарок другу.
  2. Куплю игрушку себе.
  3. Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги куплю игрушку себе.

Методика использования тестов:

  • Педагог проговаривает ребенку или группе детей ситуацию
  • Далее дает три варианта решения ситуации.
  • Дети отвечают.
  • По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми экономических знаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Финансовая грамотность дошкольников. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Финансовая грамотность дошкольниковДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙФормирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уро...

Финансовая грамотность дошкольников ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...