Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности

Цензор Ольга Вячеславовна

Статья о формировании финансовой грамотности у детей в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника. Она  характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, таких как бережливость, сообразительность, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Таким образом, одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Ребенок- свидетель всех экономических проблем, которые решает семья, он наблюдает, что  родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Различные исследования показывают, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, опыт приобретений товаров и услуг - раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара.

Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Родители, должны научить ребёнка обращаться с деньгами с самого раннего возраста.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.

В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью необходимо использовать различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.

Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:

1. В возрасте 4 лет приходит понимание операций обмена.

2. В возрасте 5 лет дети уже осознают идею сбережений.

Начальный этап в обучении дошкольника начинается с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

3. В возрасте 6-7 лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

С детьми дошкольного возраста можно проигрывать  различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Нужен подарок другу на день рождения»,  «Как можно заработать деньги», «Ты хочешь сходить в парк аттракционов».  При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что необходимо зарабатывать деньги, и для этого следует овладеть профессией и трудиться.

Дети учатся понимать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Следует проводить беседы с детьми  «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги», «Как можно заработать деньги», «Почему нельзя сразу потратить всё заработанное» и др.

Дошкольникам доступны эти знания, когда они передаются в сюжетно-ролевых играх («Супермаркет», «Кафе», «Ярмарка», «Сбербанк, «Турфирма»);  играх – квестах; через совместное создание лепбуков и пособий. Также можно использовать дидактические игры «Наши покупки», «Интернет-магазин», «Семейный бюджет», игры-драматизации «Два жадных медвежонка», « Буратино», «Муха-Цокотуха»

В формировании у детей финансовой грамотности также необходимо участие родителей. Педагоги знакомят родителей с данной темой с помощью бесед, консультаций. Также родителям интересно будет знакомиться с результатами работы педагогов с детьми с помощью фото и видеоотчетов.

Организованные родительские встречи в рамках «Родительской гостиной» помогут родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.

Полезно будет участие родителей в   проектах: «Профессии родителей», «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет»  и др.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.

Используемая литература: 

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
  2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
  4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
  5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...

"Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...