«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
методическая разработка (старшая группа)

Елена Ивановна Рагозина

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.

Согласно ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

• формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

• развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

•знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, представлениями об окружающем мире и о финансовых потребностях.

В последнее время очень часто слышно, что ребенок не ценит труд взрослого, не бережет вещи, просит покупать дорогие игрушки. Такое поведение детей обусловлено финансовой безграмотностью.

Финансовую грамотность дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.

Актуальность работы состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их

Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного и обслуживающего  труда.

В ДОУ создаются образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрируется возможные связи между профессиями, обращается внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса.

Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от методов и приемов, которые мы используем, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.

Основные методы в работе воспитателя это игровые.

Усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно-ролевых играх как: «Кафе», «Банк», «Аптека», Магазин», «Туристическая поездка» и др.

В ходе игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

Хороши и дидактические, подвижные игры и игровые упражнений с экономическим содержанием, такие как: «Бюджет», «Хочу и надо», игры с мячом «Что где продают?», «Где пригодится», «Кто что производит», «Кому что нужно», «Купи другу подарок», «Копилка», «Веселые повара», «В доме зарплата».

Театрализованные игры включают в себя мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети или куклы. Материалом для обыгрывания служат народные сказки «Курочка ряба», «Колосок», «Репка», «Муха-цокотуха» и др.

Кроме того используется художественное слово: пословицы, поговорки, загадки, чтение и обсуждение художественных произведений, которые помогают воспитывать морально-нравственные качества и представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам.

Художественная литература не только формирует предпосылки читательской грамотности, но и помогает им использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Беседы побуждают ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Помимо игровых и словесных методов в работе применяются наглядные технологии: наблюдения, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание картин, плакатов, коллажей, которые помогают приобщению детей к труду взрослых, развитию интереса к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения.

В старшем дошкольном возрасте можно применять практические упражнения, экспериментирование с деньгами. Исследование помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы (например, путь товара от производителя к потребителю и пр.)

Таким образом, используя разные методы и приемы в совокупности, а также современные технологии, мы формируем первоначальные представления о финансовой культуре и готовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений, развиваем личность дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности для детей в возрасте от 5 до 7 лет "Что? Где? Когда?"

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизирует имеющиеся у детей экономические знания....

проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего возраста

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...

Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...

Статья «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расхо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".

Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада....

Формирование финансовой грамотности у детей младшего возраста возраста

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.Федеральный го...