Статья «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
статья по основам финансовой грамотности

О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расходы, не влезает в долги, держит себя в рамках и аккуратно ведет свой бюджет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мои публикации24.88 КБ

Предварительный просмотр:

   Е.А. Шерстобаева, старший воспитатель,

                                                           А.О. Бурмакина, воспитатель,

                                                         Т.Е. Вершинина, воспитатель

                                             МБДОУ № 10, г. Канск

«Создание условий для формирования финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

«Нажить много денег-храбрость, сохранить их

                                                                                  -мудрость, а умело расходовать-искусство».

Авербах Бертольд

О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расходы, не влезает в долги, держит себя в рамках и аккуратно ведет свой бюджет.

 Неправильное распоряжение деньгами приводит к тому, что у людей появляются кредиторские задолженности; инвесторы, плохо представляющие себе, как работают рынки; неграмотность вызывает рост числа финансовых пирамид и мошенничеств.

Чтобы избежать ошибок во взрослой жизни и приобрести финансовую самостоятельность необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов с раннего возраста, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Проведенный опрос педагогов на тему внедрения программы по формированию финансовой грамотности в дошкольном возрасте показал, что не все педагоги поддерживают необходимость внедрения данной программы в детском саду.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Для определения у детей дошкольного возраста уровней финансовой грамотности педагогами была проведена предварительная диагностика на основе программы экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Результаты предварительной диагностики дошкольников показали, что дети имеют недостаточный уровень сформированности компетенций в области финансового образования.

 Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах показал частичное оснащение материалами и оборудованием для решения задач по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Всё это обусловило необходимость разработки и реализации проекта: «В мире финансов».

Целью данного проекта стало создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

-модернизировать развивающую предметно-пространственную среду для   формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

-сформировать у детей первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.

-разработать и реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями дошкольного учреждения

На первом этапе реализации проекта: «В мире финансов» была изучена нормативно-правовая база, проанализирована литература, прослушаны вебинары, педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации «Каменный город» по программе: «Организация финансового просвещения обучающихся в дошкольных образовательных организациях».

На втором этапе была создана творческая группа, в нее вошли воспитатели старшего дошкольного возраста.

Творческая группа разрабатывала механизм реализации проекта и перспективный план реализации проекта в ходе образовательной деятельности и режимных моментов, осуществляла отбор и оформление методического материала – это материал для расширения кругозора педагогов и родителей, активно осваивала и внедряла в практику педагогической работы разные виды деятельности для формирования у детей элементарных представлений о мире финансов и экономики.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в МБДОУ проводились различные мероприятия (консультации, викторины, семинары-практикумы, педсоветы, распространение памяток и буклетов и т.д.)

В ходе  реализации проекта «В мире финансов» в группах детского сада был создан «Центр финансовой грамотности», где собраны произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки; дидактические игры: «Дороже-дешевле», «Что купить, когда купить»; развивающие альбомы: «Финансовая грамотность»; альбомы с иллюстрациями различных экспонатов-денег советских времен, иностранные деньги; картотека игр по экономическому воспитанию; лэпбуки: «Юные экономисты», «Экономика», изготовленные детьми совместно с родителями.

Для сюжетно-ролевых игр экономической направленности педагоги групп старшего возраста пополнили предметно-пространственную среду униформой работников разных профессий, игрушечным банкоматом, банковскими картами, квитанциями, организовали место для игры в «Банк», пополнили игру «Магазин» кассовым аппаратом.

Реализация проекта невозможна без сотрудничества с родителями. С ними проводилась активная работа: были проведены консультации и рекомендации: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», изготовлены буклеты: «Азбука финансов», папки-передвижки: «Ребенок и финансы», «Дети и их карманные деньги».

В рамках проекта был проведен мастер-класс с участием мамы воспитанника, которая работает продавцом в магазине одежды.  Она рассказала детям, чем торгует, как происходит расчет. Показала кассовый аппарат, объяснила принцип его работы, пластиковые карты, деньги. Затем дети совместно с мамой играли в сюжетно-ролевую игру: «Магазин». В заключении детям подарили игру: «Одень куклу».

     Такие встречи, где родители – не пассивные зрители, а активные участники, приносят много положительных эмоций как детям, так и их родителям.

Для правильного представления о деньгах, семейном бюджете в МБДОУ была организовала совместная детско-взрослая выставка творческих работ: «Моя денежная купюра». Родители совместно с детьми приняли активное участие в выставке. Фантазия детей безгранична: на купюрах, дети изображали мультипликационных и сказочных героев. Придя в группу дети презентовали свои купюры сверстникам и педагогам.  Каждый рисунок отличался своей оригинальностью. Все работы были оценены по достоинству и не остались незамеченными.

В процессе организации образовательной деятельности с детьми использовались как традиционные, классические формы (разучивание стихов, загадок и пословиц о труде, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, экскурсии, наблюдения), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки).   

Полученные знания дети закрепляли в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевых играх: «Банк», «Магазин»; в настольно-дидактических играх: «Монетки и конфетки», «Монополия», а так же в интерактивных играх в домашних условиях).

На заключительном этапе проекта нашей творческой группой был проведен педагогический час, на котором воспитатели поделились итогами проектной деятельности, своим опытом и новыми наработками.

Опыт работы по теме: «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» был представлен на ГМО воспитателей старшего дошкольного возраста и получил положительную оценку.

Для оценки эффективности деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали такие способы как:

-педагогическое наблюдение;

-оценка уровня компетентности педагогов в данной теме;

-диагностика уровня сформированности у детей финансовой грамотности;

-анкетирование родителей.

И получили следующие результаты:  

-в группах дошкольного учреждения создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на решение задач по формированию финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

-у педагогов повысилась профессиональная компетентность в области формирования финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста;

-у детей сформировались первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию;

-родители стали активными участниками в работе по реализации программы по финансовой грамотности.

В перспективе планируем создать условия для ранней профориентации воспитанников дошкольного учреждения с использованием сетевой формы реализации образовательной программы совместно с техникумом отраслевых технологий г. Канска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...