Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Ольга Вячеславовна Смишко

«Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Смишко Ольга Вячеславовна,

 МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

 

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность  к самоограничению               и привычку тратить их разумно»    

            Антон Семенович Макаренко

 

             Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это относительно новое направление                                     в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой                   от ребенка с самых ранних лет его жизни.

             Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ  от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 г.г.» 

              Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как  способностями, непосредственно влияющими                             на его будущее материальное благополучие. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения               в отношении простых обменных операций, трудолюбия.

              В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Дети, так или иначе, рано включаются                                        в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.                     

               Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении                             с ребенком очень часто пренебрегают. Вероятно, родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах.                    Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. Или не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность - научить ребенка быть финансово грамотным,  так как только в семье можно получить этот бесценный опыт.

             В этом нелегком вопросе мы, педагоги, помогаем родителям найти верные пути и достичь желаемых результатов в будущем финансовом благополучии подрастающего поколения. Я, как педагог, считаю, что именно грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовой успешности детей, когда они вырастают.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми я применяла различные словесные методы                         и приемы, и  их сочетания с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления                          об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или                            их изображение.

          С целью просвещения родителей проводила консультации и беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», «Семейный бюджет», «Дети должны знать цену деньгам», в информационном уголке «Для вас, родители» размещены памятки и буклеты                     по привитию детям азов финансовой грамотности и бережливости. Хочу отметить особую значимость вовлечения родителями детей при составлении семейного бюджета. Ожидаю, что в результате совместной деятельности дошкольники получат необходимые знания, а родители еще больше заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Считаю своей задачей: с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (как с родителями, так     и с детьми) обучить дошкольников следующему:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию            к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

 - дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

 - сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.              

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению.

Подводя итог, могу сказать следующее: Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно, как можно раньше начинать учить детей финансовой грамотности. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

 

Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать -искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

Финансового благополучия вам и вашим детям!

 

       


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Методическая статья. «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Статья освящена описанию игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые можно применить со старшими дошкольниками для приобщение р...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...