Методическая статья. «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
статья (подготовительная группа)

Исаченко Елена Юрьевна

Статья освящена описанию игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые можно применить со старшими дошкольниками для приобщение ребенка к миру экономической действительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая статья.

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Обучение финансовой грамотности дошкольников сегодня является абсолютно новым направлением в области дошкольной педагогики. Сегодня это является чуть ли не глобальной социальной проблемой всего человечества. Ведь только финансово грамотный человек сможет обеспечивать себе спокойную жизнь, путешествовать, дать достойное, хорошее образование своим детям, жить в лучшем доме, а не сидеть и ждать от кого-нибудь финансовой поддержки.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Дети в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления.

 Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства.

 Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий. В процессе моей работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. В своей работе я широко применяю различные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого — умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. В процессе дидактических игр «Бюджет моей семьи», «Денежный поток», «Монополия», «Какие бывают доходы?» ,«Маршруты товаров», «Угадай, где продаются «дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений. Игра-путешествие — это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату. Настольно — печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька. Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом. Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Таким образом, в процессе развития финансовой грамотности используются абсолютно разные игры, с помощью которых дети сами того не осознавая учатся культуре общения и поведения. Весь комплекс игр включает в себя познавательное и воспитательное содержание,что в свою очередь дает возможность решать задачи по формированию у финансовой грамотности у детей.

Литература: Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63. 14. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31. 15. Шатова, А. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. - Шадринск, 2011. - 267с. Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации [Текст] / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. – № 2.- 2000. - С. 46 - 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Ша...

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Статья "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.»     Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших за...

Статья "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста".

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста.     Об этом свидетельствует Распоря...

Статья "Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В статье представлен материал, который используется для формирования знаний экологического воспитания у дошкольников....