Мастер-класс на тему: «Как мы играем в экономику»
материал по основам финансовой грамотности
Мастер-класс
на тему:
«Как мы играем в экономику»
для слушателей КПК «Современные подходы к организации образования
дошкольников в новых условиях»
Автор: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №40» городского округа Саранск
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с основами экономики в условиях ДОУ.
Задачи:
– познакомить педагогов с основными методами и приёмами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики;
– активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса;
– расширить кругозор педагогов посредством игр экономической направленности;
– способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Ход мастер-класса:
– Добрый день, уважаемые слушатели! Рада приветствовать вас!
Сегодня мы поговорим об экономической составляющей нашей современной жизни.
Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребёнка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, даёт знания о новых профессиях и умении рассказывать о них. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
У нас с вами, уважаемые взрослые, есть все необходимые ресурсы, для овладения детьми дошкольного возраста азами экономики. Мы располагаем неисчерпаемой кладезью русского народного творчества, а это великое множество загадок, пословиц, поговорок, сказок, большинство из которых учит нас самым простым экономическим правилам: как вести хозяйство, как выгодно продавать, покупать и обмениваться и т.д. На основе литературного творчества разных народов, а также опираясь на опыт своих успехов, человек придумал несметное количество игровых заданий, в том числе и экономических, которые доступны, понятны и интересны детям.
– Предлагаю вам на короткое время представить себя дошкольниками, подумать и ответить на несколько экономических вопросов. Сможете ли вы все это повторить со своими воспитанниками?
– Итак, мы начинаем! За каждый правильный ответ – монета. В конце игры подведем итоги.
- Задание «Экономические загадки»
Загадки играют немаловажную роль в развитии ребёнка. Загадки помогают формировать представления наших детей о простых жизненных ценностях, знакомят их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.
Выбирайте свой путь заработать капитал, отгадывайте загадки.
1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (монета)
2. Это средство обращения,
Это средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (деньги)
3. На товаре быть должна,
обязательна …. (цена)
4. Одно брюхо, четыре уха. (кошелек)
5. В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…(грош)
6. Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой … (бюджет)
7. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. (весы)
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
9. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
10. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)
11. Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее…(реклама)
12. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке,
От одежды до булавки. (супермаркет)
13. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (покупатель)
14. Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход.
Ты купил гуашь с бумагой.
Это, братец, твой … (расход)
2. Задание «Пословицы»
Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни; народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы.
Продолжите пословицу:
Не в деньгах …(счастье)
Всякий человек в деле … (познается)
Куй железо, пока … (горячо)
Если идет работа, спать … (неохота)
Хороший товар не … (залежится)
На что спрос, на то и … (цена)
Лишний рубль на рекламу отдашь – … (товар выгодно продашь)
3. Задание «В экономику со сказкой»
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Назовите сказку:
1. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? («Золотой ключик»)
2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)
3. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Мужик и медведь»)
4. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар. («Лисичка со скалочкой»)
5. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. («Колосок»)
Назовите сказки, знакомящие с экономикой. Итак, начали:
1) Сказки, отражающие труд людей: «Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»;
2) Сказки о потребностях и возможностях: «Иван-царевич и серый волк», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»;
3) Сказки о рекламе: Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
4. Задание «Сказочные экономические проблемные ситуации»
Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Ситуация № 1. «Загадка бельчат»
Три белочки рассказывают о своей работе. «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», – говорит одна. «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», – добавляет другая. «А я мою посуду, протираю пыль», – сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.
Вопросы: Где работают белочки? Кем?
Ситуация № 2. «Заработанные деньги»
Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.
Вопросы: Как Белочке заплатить за работу мышатам? Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Ситуация № 3. «Обязанности козлят»
Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», – говорит один козлёнок. «А я это все позавчера делал», – перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», – вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», – удивляется мама.
Вопросы: Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме?
Ситуация № 4. «Два медвежонка»
Топтыжка продавал на рынке мёд. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мёд. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Вопросы: Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Ситуация № 5. «Богатство Буратино»
Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», – советует кот Базилио. «Лучше купи машину», – перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», – говорит пёс Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», – размышляет Мальвина.
Вопросы: Как вы думаете, чьё предложение следует принять? Почему?
Ситуация № 6. «Цена товара»
В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья – 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого и он начал торговаться с продавцом Ежом.
Вопросы: Изменит ли цену печенья продавец? Почему?
Ситуация № 7. «Подарок для друга»
Чебурашка выбирал подарок для своего друга Крокодила Гены. Его внимание привлекли две коробки: в обеих были конфеты одного и того же сорта и в одном и том же количестве. Но одна из коробок была красивая, яркая и перевязана ленточкой.
Вопросы: Какую коробку купит Чебурашка? Почему?
– Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Сегодня я постаралась показать вам, как легко мы можем способствовать экономическому развитию ребёнка.
А сейчас, уважаемые коллеги, посчитайте ваши доходы (монеты). Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно какой он, важно то, что вместе мы сила, и в игре побеждает дружба. Награда ждёт каждого участника.
Список использованной литературы:
1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
2. Киреева Л.Г. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / Л.Г. Киреева. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М. :
ТЦ Сфера, 2002.
4. Сазонова А.В. Путешествие в поисках экономики : Учебное пособие / А.В. Сазонова. – Днепродзержинск : Генеза-Пивдень, 2014.
5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : практ. пособие / А.А. Смоленцева. – М : АРКТИ, 2006.
6. Страхович Л.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок / Л.В. Страхович, Е.В. Семенкова. – М. : ВАКОША, 2019.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему:
«Как мы играем в экономику»
для слушателей КПК «Современные подходы к организации образования
дошкольников в новых условиях»
Автор: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №40» городского округа Саранск
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с основами экономики в условиях ДОУ.
Задачи:
– познакомить педагогов с основными методами и приёмами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики;
– активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса;
– расширить кругозор педагогов посредством игр экономической направленности;
– способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Ход мастер-класса:
– Добрый день, уважаемые слушатели! Рада приветствовать вас!
Сегодня мы поговорим об экономической составляющей нашей современной жизни.
Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребёнка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, даёт знания о новых профессиях и умении рассказывать о них. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
У нас с вами, уважаемые взрослые, есть все необходимые ресурсы, для овладения детьми дошкольного возраста азами экономики. Мы располагаем неисчерпаемой кладезью русского народного творчества, а это великое множество загадок, пословиц, поговорок, сказок, большинство из которых учит нас самым простым экономическим правилам: как вести хозяйство, как выгодно продавать, покупать и обмениваться и т.д. На основе литературного творчества разных народов, а также опираясь на опыт своих успехов, человек придумал несметное количество игровых заданий, в том числе и экономических, которые доступны, понятны и интересны детям.
– Предлагаю вам на короткое время представить себя дошкольниками, подумать и ответить на несколько экономических вопросов. Сможете ли вы все это повторить со своими воспитанниками?
– Итак, мы начинаем! За каждый правильный ответ – монета. В конце игры подведем итоги.
- Задание «Экономические загадки»
Загадки играют немаловажную роль в развитии ребёнка. Загадки помогают формировать представления наших детей о простых жизненных ценностях, знакомят их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.
Выбирайте свой путь заработать капитал, отгадывайте загадки.
1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (монета)
2. Это средство обращения,
Это средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (деньги)
3. На товаре быть должна,
обязательна …. (цена)
4. Одно брюхо, четыре уха. (кошелек)
5. В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…(грош)
6. Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой … (бюджет)
7. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. (весы)
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
9. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
10. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)
11. Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее…(реклама)
12. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке,
От одежды до булавки. (супермаркет)
13. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (покупатель)
14. Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход.
Ты купил гуашь с бумагой.
Это, братец, твой … (расход)
2. Задание «Пословицы»
Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни; народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы.
Продолжите пословицу:
Не в деньгах …(счастье)
Всякий человек в деле … (познается)
Куй железо, пока … (горячо)
Если идет работа, спать … (неохота)
Хороший товар не … (залежится)
На что спрос, на то и … (цена)
Лишний рубль на рекламу отдашь – … (товар выгодно продашь)
3. Задание «В экономику со сказкой»
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Назовите сказку:
1. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? («Золотой ключик»)
2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)
3. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Мужик и медведь»)
4. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар. («Лисичка со скалочкой»)
5. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. («Колосок»)
Назовите сказки, знакомящие с экономикой. Итак, начали:
- Сказки, отражающие труд людей: «Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»;
2) Сказки о потребностях и возможностях: «Иван-царевич и серый волк», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»;
3) Сказки о рекламе: Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
4. Задание «Сказочные экономические проблемные ситуации»
Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Ситуация № 1. «Загадка бельчат»
Три белочки рассказывают о своей работе. «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», – говорит одна. «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», – добавляет другая. «А я мою посуду, протираю пыль», – сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.
Вопросы: Где работают белочки? Кем?
Ситуация № 2. «Заработанные деньги»
Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.
Вопросы: Как Белочке заплатить за работу мышатам? Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Ситуация № 3. «Обязанности козлят»
Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», – говорит один козлёнок. «А я это все позавчера делал», – перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», – вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», – удивляется мама.
Вопросы: Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме?
Ситуация № 4. «Два медвежонка»
Топтыжка продавал на рынке мёд. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мёд. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Вопросы: Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Ситуация № 5. «Богатство Буратино»
Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», – советует кот Базилио. «Лучше купи машину», – перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», – говорит пёс Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», – размышляет Мальвина.
Вопросы: Как вы думаете, чьё предложение следует принять? Почему?
Ситуация № 6. «Цена товара»
В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья – 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого и он начал торговаться с продавцом Ежом.
Вопросы: Изменит ли цену печенья продавец? Почему?
Ситуация № 7. «Подарок для друга»
Чебурашка выбирал подарок для своего друга Крокодила Гены. Его внимание привлекли две коробки: в обеих были конфеты одного и того же сорта и в одном и том же количестве. Но одна из коробок была красивая, яркая и перевязана ленточкой.
Вопросы: Какую коробку купит Чебурашка? Почему?
– Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Сегодня я постаралась показать вам, как легко мы можем способствовать экономическому развитию ребёнка.
А сейчас, уважаемые коллеги, посчитайте ваши доходы (монеты). Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно какой он, важно то, что вместе мы сила, и в игре побеждает дружба. Награда ждёт каждого участника.
Список использованной литературы:
1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
2. Киреева Л.Г. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / Л.Г. Киреева. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М. :
ТЦ Сфера, 2002.
4. Сазонова А.В. Путешествие в поисках экономики : Учебное пособие / А.В. Сазонова. – Днепродзержинск : Генеза-Пивдень, 2014.
5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : практ. пособие / А.А. Смоленцева. – М : АРКТИ, 2006.
6. Страхович Л.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок / Л.В. Страхович, Е.В. Семенкова. – М. : ВАКОША, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка» г. Прокопьевска Кемеровской области Серге...
Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...
Мастер-класс для педагогов. Тема: "Игры и физические упражнения на улице в зимнее время года"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным профилактическим средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям....
Мастер класс для педагогов. Тема: «Дидактические игры из бросового материала»
Цель: выявление и распространение педагогического опыта работы по изготовлению игрушек и поделок из бросового материалаЗадачи:ü Расширить знания и умения педагогов в изготовлении дидактических игр из ...
Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»
Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Тропинка в ЭКОНОМИКУ»
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.Актуальность обусловлена значимостью подготовки ребен...