Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кустова Алена Андреевна

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег» 

Аннотация проекта.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение.

Проект по экономическому воспитанию «Путешествие в страну денег»включает следующую информацию:

• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

• сроки и этапы реализации проекта,

• управление и обеспечение проекта,

• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

• планируемые мероприятия в рамках проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы.

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Задачи проекта:

-формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;

-развитие позитивного и благоприятного восприятия себя как личности;

-формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников;

-активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности;

-совершенствовать коммуникативные качества детей;

-укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Участники проекта:

1. дети дошкольного возраста;

2. воспитатели группы;

3. родители.

Сроки реализации проекта:краткосрочный, в течение 1 недели апреля.

Управление и обеспечение проекта:

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд-презентации, мультфильмов,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность,

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3.Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков "Как старик корову продавал", "Барбоскины и реклама", "Золотая антилопа", «Буратино».

5. Сюжетные картины «В магазине»«На рынке»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

7. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Этапы проекта

1 этап –организационный:

1) Просмотр мультфильмов по выбранной тематике.

2) Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие в страну денег». Изготовление родителями атрибутов для игр.

3) Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике.

4) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

5)Детские рисунки на тему: «Моя мечта» (подвести детей к выводу, что для осуществления своей мечты необходимы денежные средства)

2 этап - практический: Реализация проектных мероприятий – образовательное событие по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег» (Приложение 1).

3 этап - заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме Сюжетно-ролевой игры «Магазин.» (Приложение 2)

Предполагаемые результаты: По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

4. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Критерии и показатели эффективности проекта:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

Используемая литература:

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

"Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

Интернет ресурсы:

https://www.google.com/url?q=http://ollforkids.ru/skazkart/1556-muha-cokotuha-skazka-s-kartinkami.html&sa=D&ust=1459266865338000&usg=AFQjCNHyU6HVD_ZZWYzFnv4vGgHQa74MVA

https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

Приложение 1

Сценарий образовательного события по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

Цель: Формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

Задачи: Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.

Материалы и оборудование: Листы бумаги, ножницы, цветные карандаши, картинки, мяч, бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта, мультимедиа-проектор, видео ролик об истории появления денег.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель:

«Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе«Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!»

После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Игра «Груша-яблоко»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко.

(дети рисуют яблоко)

А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу

(дети рисуют грушу)

Воспитатель: Молодцы! А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу.

Дети должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно. Один придется испортить.Воспитатель: Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами. Необходимо уметь планировать доходы и расходы, чтобы правильно распорядиться ими. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня вы узнаете много интересного! Дети из группы “Почемучки”сделали нам подарок и подписали его: “Будьте финансово грамотны!” Давайте скорее посмотрим, что же это такое?

Воспитатель разворачивает подарок и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (копилка) Для чего же нужна эта копилка? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Как вы думаете, зачем людям нужны деньги.

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Верно, деньги используются, чтобы оценить труд человека. Деньги люди получают за выполненную работу. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.

Воспитатель: Ребята, а как же появились первые деньги? На этот вопрос мы получим ответ после просмотра мультфильма*. *мультфильм об истории появления денег: https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

Воспитатель: Вот так начиналась история денег. А вы знаете, что деньги нужны для удовлетворения потребностей. Что такое потребности?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Итак,деньги нам нужны: (предполагаемые ответы детей:

- для покупки продуктов питания;

- для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

- для оплаты проезда на транспорте; - для покупки подарков)

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.

Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке (пример: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги и т. д.)

Физкультминутка:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

На пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Ребята, Вам интересно узнать, что лежит в копилке, есть ли в ней деньги? Давайте скорее посмотрим!

Воспитатель достает монеты. Дети рассматривают монеты.

Воспитатель: Что это такое? Правильно, монеты. Какой бывает монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства.

Воспитатель: Смотрите ребята, у нас в копилке ещё, что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это.

Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Это банкноты. А какие они? Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Воспитатель: Банкноты так же, как монеты бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать, какие банкноты бывают?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили. А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны? Верно! Но в мире существует много стран, и в каждой стране деньги разные. В Америке деньги называются доллары, во многих европейских странах — евро. Существует очень много разных названий денег, поэтому деньги других стран мы называем — валюта. Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы получаем и тратим только рубли и копейки.

Воспитатель: Ребята, кто знает, где ваши родители носят деньги - монеты и банкноты? (в кошельке). Верно! Эти деньги есть в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы знаете о них? Как надо пользоваться пластиковой картой?

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами: 1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить.

Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

6. Бережно относиться к деньгам.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Цель: расширить область социально-нравственных ориентаций детей через сюжетно-ролевую игру «Магазин».

Задачи:

1. Закреплять умения сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам.

2. Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях.Закреплять знания о профессиях: продавец, кассир, охранник, менеджер, администратор.

3. Закреплять умение практического применения коммуникативных навыков.

4. Продолжать формировать умение различать в предмете его название, назначение, материал из которого он сделан, качества, которыми материал обладает.

5. Обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами.

6.Воспитывать личностные качества: вежливость, доброжелательность.

Материалы и оборудование: витрины, игрушечная касса, «чеки» из бумаги, «деньги»«ценники», кошельки, сумки, товары в ассортименте.

Предварительная работа:

1. Беседа о работе продавца и других сотрудников магазина.

2. Индивидуальная работа.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас открывается новый магазин. Скажите, а что нужно сделать, чтобы открыть магазин?

Дети:Нужны: помещение, оборудование. Принять на работу продавцов, кассиров, охранников, закупить товар, оформить витрины.

В.: Правильно. Открытие магазина – это дело непростое. И мы с вами готовились к этому событию. Помещение, оборудование готовы, закуплен товар и приняты на работу сотрудники. А кто же будет управлять всеми сотрудниками?

Д.: Администратор.

В.: Когда мы решили открыть магазин, мы объявили конкурсы на роли администратора, кассира, продавцов, вчера подвели итоги и решили, кто будет работать в нашем магазине. Скажите, каким должен быть администратор? Какими качествами характера должен он обладать?

Д.: Администратор должен быть умным, вежливым, ответственным.

В.: На роль администратора вы выбрали Диму. Почему?

Д.: Потому что Дима умный, вежливый, общительный.

В.: Каким должен быть кассир?

Д.: Вежливым, аккуратным, уметь хорошо считать.

В.: Кого вы выбрали кассиром? Почему?

Д.: Кассиром выбрали Полину, потому что…

В.: Какими качествами должен обладать продавец?

Д.: Продавец должен быть вежливым, должен много знать о товарах, которые предлагает покупателям…

В.: Кого вы выбрали на роль продавца? Почему?

Д.: Продавца будут -Степана, потому что…

В.: Каким должен быть охранник?

Д.: Охранник должен быть внимательным, вежливым, сильным, смелым.

В.: Кого вы выбрали охранником? Почему?

Д.: Охранником выбрали Матвея, потому что…

В.: Ну что ж, пожелаем всем сотрудникам нашего нового магазина удачи! Проходите, ребята, на свои рабочие места.

Администратор приглашает всех покупателей в магазин, рассказывает какие отделы имеются в магазине.

В отделах магазина продавцы рассказывают о своём товаре, предлагая купить. У входа в магазин стоит охранник, следит за порядком.

Администратор объявляет, что те, кто уже сделал свои покупки, могут пройти в кафе, где сегодня, в честь открытия магазина всем покупателям – бесплатный кофе.

Игра продолжается до вечернего закрытия магазина. Продавцы наводят порядок на своём рабочем месте. Охранник всё проверяет и закрывает магазин.

В.: Ребята, вам понравилась игра? Как ты считаешь, Дима, все ли сотрудники магазина справлялись со своими обязанностями? А вы, уважаемые покупатели, довольны?

Дети делятся впечатлениями. Приходим к общему выводу, что завтра ещё поиграем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"

Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Путешествие в страну денег»

Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста  «Путешествие в страну денег»...

Проект «Путешествие в страну денег»

Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи...

Познавательный проект "Путешествие в страну денег. Семейный бюджет"

Проект способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....

Проект "Путешествие в страну денег"

Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....

Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег» для детей старшего дошкольного возраста"

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства....

Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег» (для детей старшего дошкольного возраста)

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства....