Проект «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dengi.docx | 125.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие в страну денег» |
Тип проекта | Информационно - познавательный |
По составу участников проект | Групповой (воспитанники – воспитатели –родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) (далее по тексту -родители) |
По количеству | Групповой |
По продолжительности проект | Среднесрочный |
По содержанию | Интегративный |
По виду проект | Познавательный |
Сроки реализации проекта | 25.01.2021. –24.02.2021 |
Разработчик проекта | Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна, Бурханова Альмира Ильдусовна - педагогические работники старшей группы №9 МАДОУ ЦРР – детский сад №14 |
Участники проекта | Педагогические работники, воспитанники, родители. |
Цель проекта | способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи. |
Задачи проекта | - познакомить воспитанников с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»; - познакомить воспитанников с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов); - закрепить знания воспитанников о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; - помочь воспитанникам осознать роль денег в жизни людей и семьи; - научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи; - научить воспитанников сравнивать и анализировать цены на товар; - сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; - способствовать развитию умения воспитанников пользоваться деньгами; - воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный: - изучить и подобрать литературу; - вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта; - определить форму и вид проекта; - составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта; - сбор информации и материала (видеоматериал, презентации); - подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. 2 этап: Основной: - пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми; -организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности - реализация плана проекта. 3 этап. Итоговый: - викторина «Путешествие в страну денег: - ООД «Путешествие с Монеточкой» |
Ожидаемые результаты | В конце реализации проекта мы планируем сформировать у воспитанников следующие понятия и представления:
|
Введение
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют
воспитывать у детей честность, доброту, великодушие
к близким людям, желание поделиться, способность
к самоограничению и привычку тратить их разумно»
А. С. Макаренко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Проблема: дети старшего дошкольного возраста понимают, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,
затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.
Пути решения проблемы:
Что мы знаем о деньгах? | Что мы хотели бы узнать? | Где мы можем узнать? |
-Деньги зарабатывают родители. -Деньги бывают разные (металлические и бумажные). -Деньгами расплачиваются в магазине. | -Что такое деньги? -Какие раньше были деньги? -Откуда ещё берутся деньги? -Зачем деньги ещё нужны? -Как можно накопить деньги? -Интересные факты о деньгах | -Рассказ родителей и других взрослых. -В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература). -В музее. -В интернете. -Просмотр телепередач и обучающих мультфильмов. |
Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.
Цель: способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.
Задачи:
- познакомить воспитанников с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
- познакомить воспитанников с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
- закрепить знания воспитанников о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- помочь воспитанникам осознать роль денег в жизни людей и семьи;
- научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
- научить воспитанников сравнивать и анализировать цены на товар;
- сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
- способствовать развитию умения воспитанников пользоваться деньгами;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Методы и формы работы над проектом:
- чтение произведений, пословиц и поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- беседы и НОД;
- викторина;
- решение арифметических задач;
- игровая деятельность;
- кукольный спектакль;
- составление рассказов;
- художественное творчество;
- выставка творческих работ и фото выставки.
Ресурсное обеспечение:
- Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;
- Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
- Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад »
- Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;
Настольные игры «Разложи товар», «Купи другу подарок», «Деньги», «Дорого – дешево», «Какие бывают доходы»
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин».
- Материалы к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты.
В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Продукт проекта:
- выставка детских работ «Мой вклад в бюджет семьи», «Кошелек»;
- мини-музей «В мире денежных знаков»
Работа с родителями:
- Оформление мини-музея «В мире денежных знаков»,
- Консультация «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Этапы реализации проекта.
1 этап: Подготовительный (с 25.01 – 29.01.2021г.):
- изучить и подобрать литературу;
- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;
- определить форму и вид проекта;
- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;
- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);
- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- введение воспитанников в проблематику данного проекта.
- подготовка информации для родителей (законных представителей)
2 этап: Основной (с 01.02.2021 – 20.02.2021):
- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;
- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:
План деятельности
Образовательная область проекта | Содержание реализации этапа проекта | Дата |
Познавательное развитие | ООД « Азбука денег» ООД «Путешествие с Монеточкой» ООД «Музей денег» Беседа «В общем о деньгах» Решение арифметических задач: «Выбор подарка» Беседа «Кем я буду , когда вырасту» Викторина «Путешествие в страну денег» Практическая работа «Мини –банк» Беседа «Что значит быть бережливым?» | 08.02.2021 19.02.2021 20.02.2021 04.02.2021 11.02.2021 12.02.2021 24.02.2021 15.02.2021 17.02.2021 |
Речевое развитие | Викторина «О какой сказке идет речь?» Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» , обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад». Составление рассказов «Мы ходили в магазин» | 18.02.2021 20.02.2021 03.02.2021 10.02.2021 09.02.2021 19.02.2021 |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество «Мой вклад в бюджет семьи» Конструирование из бумаги «Кошелек» | 05.02.2021 16.02.2021 |
Социально-личностное развитие | Дидактические игры: «Разложи товар» «Купи другу подарок» «Деньги» «Дорого – дешево» «Какие бывают доходы» Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин» Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости учили» Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад » Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили» | 01.02.2021 08.02.2021 09.02.2021 11.02.2021 15.02.2021 09.02.2021 16.02.2021 12.02.2021 16.02.2021 |
3 этап. Итоговый (24.02.2021г.):
- ООД «Путешествие с Монеточкой»
- Викторина «Путешествие в страну денег»
Оценка результатов и отчетность.
Финансовая грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Именно поэтому был разработан познавательный проект «Путешествие в страну денег» для детей старшего дошкольного возраста МАДОУ ЦРР - детский сад 14 в старшей группе №9
Реализовать поставленную цель по формированию первоначальных представлений о деньгах и о семейном бюджете семьи, помогли разнообразные методы и формы работы с детьми, а так же активность родителей группы.
Познавательные мультфильмы по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад »способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара».
Через интерактивную образовательную деятельность воспитанники познакомились с историей денег (первые в мире виды денег и курьезные
виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.), видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры) и производством денег (почему нельзя «напечатать» сколько хочешь денег), с деньгами России (рубль, копейка).
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры) и как осуществляется обмен денег на товары (любой товар имеет свою цену), одни товары дорогие, другие стоят меньше
(дешевле) детям помогли дидактические и сюжетные игры, решение арифметических и логических задач.
Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой, С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учиться и зарабатывать деньги, помог кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости учили.
Художественное творчество: «Мой вклад в бюджет семьи», «Кошелек», создало творческую атмосферу, развивающую фантазию и воображение. Выставка творческих работ вызвала положительные эмоции, как у родителей, так и у воспитанников ДОУ.
В группе совместно с родителями был создан мини-музей «В мире денежных знаков», в котором были представлены деньги (купюры и монеты) разных стран и эпох: российские рубли, акции и ваучеры, иностранные деньги: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк, деньги некоторых зарубежных стран СНГ.
Потратить деньги с пользой ребята смогли на практическом опыте, посетив Книжный магазин. Дети самостоятельно осуществляли выбор товара с учетов своего дохода (наличие денежных средств), проявили творческий подход покупкам и взаимопомощь.
Итоговым мероприятием проекта викторина «Путешествие в страну денег», которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Выводы.
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Перспектива дальнейшей работы.
Организовать проектную деятельность по знакомству с первичными представлением о рекламе: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует и где она размещается (в общественных местах,
в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).
Список литературы.
- А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.;
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.;
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.;
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, - 76;
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»- Калининград, 2018. – 47.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"
Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Путешествие в страну денег»
Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...
Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег»
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...
Познавательный проект "Путешествие в страну денег. Семейный бюджет"
Проект способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
Проект "Путешествие в страну денег"
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну денег»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры ли...
Проект "Путешествие в страну денег"
Проект "Путешествие в страну денег"...