Проект «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ахметова Ильсияр Ильгизовна

Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dengi.docx125.42 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Путешествие в страну денег»

Тип проекта

Информационно - познавательный

По составу участников проект

Групповой (воспитанники – воспитатели –родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) (далее по тексту -родители)

По количеству

Групповой

По продолжительности проект

Среднесрочный

По содержанию

Интегративный

По виду проект

Познавательный

Сроки реализации проекта

25.01.2021. –24.02.2021

Разработчик  проекта

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна, Бурханова Альмира Ильдусовна - педагогические работники  старшей группы  №9  МАДОУ ЦРР – детский сад №14

Участники проекта

Педагогические работники, воспитанники, родители.

Цель проекта

способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.

Задачи проекта

- познакомить воспитанников с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;

- познакомить воспитанников  с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

- закрепить знания воспитанников о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

-  помочь воспитанникам осознать роль денег в жизни людей и семьи;

-  научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

- научить воспитанников сравнивать и анализировать цены на товар;

- сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

- способствовать развитию умения воспитанников пользоваться деньгами;

-  воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный:

- изучить и подобрать литературу;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);

- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

2 этап: Основной:

- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;

-организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности

- реализация плана проекта.

 3 этап. Итоговый:

- викторина «Путешествие в страну денег:

- ООД «Путешествие с Монеточкой»

Ожидаемые результаты

        В конце реализации проекта мы планируем сформировать у воспитанников  следующие  понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (воспитанники  должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (воспитанники должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (воспитанники должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Введение

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют

воспитывать у детей честность, доброту, великодушие

 к близким людям, желание поделиться, способность

 к самоограничению и привычку тратить их разумно»

А. С. Макаренко

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой,  даже если        его        не        учат        этому.        Он        узнаёт,        что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой  грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Проблема: дети старшего дошкольного возраста понимают, что  деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,
затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.

Пути решения проблемы:

Что мы знаем о деньгах?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

-Деньги зарабатывают родители.

-Деньги бывают разные (металлические и бумажные).

-Деньгами расплачиваются в магазине.

-Что такое деньги?

-Какие раньше были деньги?

-Откуда ещё берутся деньги?

-Зачем деньги ещё нужны?

-Как можно накопить деньги?

-Интересные факты о деньгах

-Рассказ родителей и других взрослых.

-В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

-В музее.

-В интернете.

-Просмотр телепередач  и обучающих мультфильмов.

Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.

Цель: способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.

Задачи:

- познакомить воспитанников с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;

- познакомить воспитанников  с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

- закрепить знания воспитанников о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

-  помочь воспитанникам осознать роль денег в жизни людей и семьи;

-  научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

- научить воспитанников сравнивать и анализировать цены на товар;

- сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

- способствовать развитию умения воспитанников пользоваться деньгами;

-  воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Методы и формы работы над проектом:

- чтение произведений, пословиц и поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- беседы и НОД;

- викторина;

- решение арифметических задач;

- игровая деятельность;

- кукольный спектакль;

- составление рассказов;

- художественное творчество;

- выставка творческих работ и фото выставки.

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
  2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;
  3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
  4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад »
  5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;

Настольные игры «Разложи товар», «Купи другу подарок», «Деньги», «Дорого – дешево», «Какие бывают доходы»

  1. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин».
  2. Материалы к художественному творчеству.

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Продукт проекта:

- выставка детских работ  «Мой вклад в бюджет семьи», «Кошелек»;

- мини-музей «В мире денежных знаков»

Работа с родителями:

- Оформление мини-музея «В мире денежных знаков»,

- Консультация  «Сказка – как средство  экономического воспитания  дошкольников»

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный (с 25.01 – 29.01.2021г.):

- изучить и подобрать литературу;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);

- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр

- изучение материала по теме проекта;
-  обоснование его актуальности, проблематики;
-  определение цели и задач, сроков реализации;
-  подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
-  введение воспитанников  в проблематику данного проекта.

- подготовка информации для родителей (законных представителей)

2 этап: Основной (с 01.02.2021 – 20.02.2021):

- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;

- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:

План деятельности

Образовательная область проекта

Содержание реализации этапа проекта

Дата

Познавательное развитие

ООД « Азбука денег»

ООД «Путешествие с Монеточкой»

ООД  «Музей денег»

Беседа «В общем о деньгах»

Решение арифметических задач: «Выбор подарка»

 Беседа  «Кем я буду , когда вырасту»

Викторина «Путешествие в страну денег»

Практическая работа «Мини –банк»

Беседа «Что значит быть бережливым?»

08.02.2021

19.02.2021

20.02.2021

04.02.2021

11.02.2021

12.02.2021

24.02.2021

15.02.2021

17.02.2021

Речевое развитие

Викторина «О какой сказке идет речь?»

Чтение  сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино»,  «Али-баба и сорок разбойников» ,

обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад».

Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

18.02.2021

20.02.2021

03.02.2021

10.02.2021

09.02.2021

19.02.2021

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество «Мой вклад в бюджет семьи»

Конструирование из бумаги «Кошелек»

05.02.2021

16.02.2021

Социально-личностное развитие

Дидактические игры:

«Разложи товар»

«Купи другу подарок»

«Деньги»

«Дорого – дешево»

«Какие бывают доходы»

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин»

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости учили»

Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад »

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

01.02.2021

08.02.2021

09.02.2021

11.02.2021

15.02.2021

09.02.2021

16.02.2021

12.02.2021

16.02.2021

3 этап. Итоговый (24.02.2021г.):

- ООД «Путешествие с Монеточкой»

- Викторина «Путешествие в страну денег»

Оценка результатов и отчетность.

Финансовая грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, родители  и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Именно поэтому был разработан познавательный проект  «Путешествие в страну денег» для детей старшего дошкольного возраста МАДОУ ЦРР - детский сад 14 в старшей группе №9

Реализовать поставленную цель по формированию первоначальных представлений о деньгах и о семейном бюджете семьи, помогли разнообразные методы и формы работы с детьми, а так же активность родителей группы.

Познавательные мультфильмы по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад »способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара».

Через интерактивную образовательную деятельность воспитанники познакомились   с историей денег (первые в мире виды денег и курьезные
виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.), видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры)  и производством денег (почему нельзя «напечатать» сколько хочешь денег), с деньгами России (рубль, копейка).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры) и как осуществляется обмен денег на товары (любой товар имеет свою цену), одни товары дорогие, другие стоят меньше
(дешевле) детям помогли дидактические и сюжетные игры, решение арифметических и логических задач.

Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой, С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям  узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учиться и зарабатывать деньги, помог кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости учили.

Художественное творчество: «Мой вклад в бюджет семьи», «Кошелек», создало творческую атмосферу, развивающую фантазию и воображение. Выставка творческих работ вызвала положительные эмоции, как у родителей, так и у воспитанников ДОУ.

В группе совместно с родителями был создан мини-музей «В мире денежных знаков», в котором были представлены деньги (купюры и монеты) разных стран и эпох: российские рубли, акции и ваучеры, иностранные деньги: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк, деньги некоторых зарубежных стран СНГ.

Потратить деньги с пользой ребята смогли на практическом опыте, посетив Книжный магазин. Дети самостоятельно осуществляли выбор товара с учетов своего дохода (наличие денежных средств),  проявили творческий подход покупкам и взаимопомощь.

Итоговым мероприятием проекта  викторина «Путешествие в страну денег», которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Выводы.

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Перспектива дальнейшей работы.

Организовать проектную деятельность по знакомству с  первичными представлением о рекламе: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует и где она размещается (в общественных местах,
в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Список литературы.

  1. А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.;
  2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.;
  3. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.;
  4. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, - 76;
  5. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»- Калининград, 2018. – 47.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"

Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Путешествие в страну денег»

Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста  «Путешествие в страну денег»...

Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег»

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...

Познавательный проект "Путешествие в страну денег. Семейный бюджет"

Проект способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....

Проект "Путешествие в страну денег"

Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну денег»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры ли...

Проект "Путешествие в страну денег"

Проект "Путешествие в страну денег"...