Конспект НОД "Путешествие золотой монетки"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Воронова Ксения Васильевна

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Тема: «Путешествие золотой монетки»

(для детей старшей группы)

Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег;

систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России. (Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.)

Обучающие:

- познакомить с историей развития денег.

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Развивающие:

- научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

- воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.

 - воспитывать основы финансовой грамотности.

 -воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Материал и оборудование: монетка, картинки с предметами, бумага для рисования, фломастеры, кошелек с шоколадными монетками.

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Методика и технология проведения занятия.

Данное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: финансы, деньги. Организация работы: в подгруппах, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Приветствие «Круг»
Вот и собрался наш круг.
Ладошку дал другу друг.

 Кладём ладошку на ладошку
И поздороваемся ладошками.

Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (Монета)

(на мониторе появляется изображение монетки)

Монеточка: Здравствуйте,  мои друзья. Меня зовут Монетка. Я очень хочу попросить вас помочь мне понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и, если вы не побоитесь и отправитесь со мной в путешествие, я буду очень благодарна.

Готовы мне помочь?

Воспитатель: Отправляемся в прошлое и узнаем откуда появились деньги.

Проведи пальцем по линии и нажми на кнопку.

Воспитатель: Мы оказались в древнем мире. Было время, когда человечество, ещё не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки и многое другое.

Так люди обменивались различными предметами своего труда.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру «Обмен»

Посчитайте, сколько предметов в каждой корзине и сравните их количество. Поставьте знак  (больше, меньше)

Воспитатель: Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги.

 Видите как было не удобно обмениваться друг с другом без денег нужно было носить какой-то товар собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги.

Воспитатель:  Смотри машина времени включилась, отправляемся дальше.

Мы оказались с вами в Древнем Египте. В те времена изобрели заменитель вещи, на которые будет обмениваться нужный товар- первые в мире деньги.

Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлинёнными, полукруглыми и круглыми. Их можно было держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливались из драгоценных металлов: золота, серебра… Но это были драгоценные дорогие металлы, и люди стали чеканить деньги из металла.  Так появились металлические деньги – Монетки.

Игра; Найди и обведи первые в мире деньги, которые нашли в Египте.

 Какой они формы?

Воспитатель: Когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах выдавливали три, пять точек, так как население было не грамотными и люди не могли прочитать, какая это монетка.

Давайте  и мы с вами попробуем нарисовать свою монетку, как это делали в древности, будем с вами мастерами! Нарисуйте свои неповторимые узоры..

Но прежде , чем мы начнём рисовать, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика;

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

(шагают на месте)

БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ,

(сжимают и разжимают пальцы)

ОДИН, ДВА, КУПЛЮ КРОВАТЬ,

ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ЧТОБ ПРОДУКТЫ НАМ КУПИТЬ

(разжимают пальцы по одному)

ПЯТЬ, ОБ ОДЕЖДЕ НЕ ЗАБЫТЬ!

(пальцем грозим)

Воспитатель:  Справились с заданием, скорей отправляемся дальше.

Мы посетим Древний Китай.

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так и появились на свете БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ.

Появились они в Китае, так как  на территории Китая не хватало полезных ископаемых, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага. А расписывались бумажные деньги иероглифами –китайскими буквами.

Игра «Нарисуй иероглиф»

Воспитатель: Заводим машину времени, куда она нас перенесёт в этот раз, как думаете? (флаг РФ)

Мы вернулись  назад в наше время! Это наша страна – Россия. Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по разному.

В нашей стране деньги называют –РУБЛИ.

Воспитатель:  Посмотрите  на картинки. Что в мешочках?

Это металлические деньги-монеты! КОПЕЙКИ!

Воспитатель:  Посчитайте монеты в каждом мешочке, и напишите ответ. В каком больше всего монет, а в каком меньше всех?

Монеточка: Ну, а мне пора прощаться свами , до свидания ребята!

Воспитатель:  Давайте, скажем МОНЕТКЕ спасибо за путешествие..

И попрощаемся…

Физкультминутка

Мы бежали по дорожке

(бег на месте)

Вдруг порвались босоножки!

(громкий хлопок)

Что же делать? Как нам быть?

(руки в стороны поочередно)

Где же обувь нам добыть?

(обнять щёки и покачать головой)

Будем туфли покупать!

(топаем ногами)

Один, два, три, четыре

(хлопаем поочередно вскользь ладони)

Вот, мы туфельки купили!

(нога на пятке, руками показываем)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете всё ли можно купить за деньги?

Игра: «Что можно купить за деньги, а что нельзя»

Воспитатель:  Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей) (за работу, за продажу товаров, взять кредит и пр.)

Воспитатель:  Все заработанные деньги как-будто бы приходят к нам, мы можем считать их- ДОХОДОМ. Какое интересное слово, можно представить, как монеты и банкноты ДОХОДят до нас и прыгают в наш карман.

-А если мы тратим деньги? Что вы можете представить (ответы детей - деньги выходят из кармана и расходятся во все стороны - в магазин, в аптеку, в булочную и т.д).

Правильно, когда мы тратим деньги, это называется РАСХОД.

В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель:   А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:

Индивидуальная работа .

Воспитатель:  Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все?

Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем? За ДЕНЬГИ…

Деньги нам нужны для удовлетворения ПОТРЕБНОСТЕЙ. Что такое потребности?

Потребности – это то, без чего человек не может жить  и всё то, что он хочет иметь.

Посмотрите к нам в гости пришли два мышонка. Первого зовут  ХОЧУ, он постоянно просит маму купить ему не нужные вещи, сладости. Второго мышонка зовут  НАДО, этот мышонок всегда знает, что ему необходимо для жизни и не беспокоит маму по пустякам.

Положите в мешочек Мышонка ХОЧУ всё, что нам хочется, а в мешок Мышонка НАДО вещи, без которых мы не можем жить.

-Да, мы это покупаем. Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)

Воспитатель: Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? Всегда ли мы должны покупать что хотим? 

Воспитатель: Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?»  Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Представьте себе, что вам подарили 1000 рублей, что ты на них купишь? Нарисуйте ответ…

Воспитатель: Итак, ребята, для чего деньги нужны людям? (ответы детей)

Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно.

Воспитатель: Что вам понравилось?

А что вас больше всего удивило?

А что-нибудь огорчило?

Чем вы можете помочь своим родителям?

Хочу открыть вам секрет - деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, поэтому наши родители работают, сначала зарабатываешь, а Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Вы показали себя сегодня настоящими знатоками денег.
Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Молодцы... Сегодня в память о нашей встрече я хотела бы вам вручить этот «волшебный кошелек».

Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки ..

Список литературы

1.​ Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2.​ Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3.​ Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.​ Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.

6.​ Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

7.​ Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8.​ Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие золотой монетки по познавательному развитию

Муниципальное бюджетное дошкольноеОбразовательно учреждение«Детский сад комбинированного вида«Лузинский»Омский муниципальный районОмской области...

НОД по экономическому воспитанию " Путешествие золотой монетки".

Ознакомление детей об истории возникновении денег (монеты, бумажные деньги)...

Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки»

Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки» Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мы...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

МАСТЕР – КЛАСС «АЛЬБОМ НА ЛИПУЧКАХ «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗОЛОТОЙ МОНЕТКИ»

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в...

Конспект НОД "Путешествие золотой монетки"

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки....

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие золотой монетки»...