Описание педагогического опыта работы за 2021-2022г
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Курочко Ирина Викторовна

Описание педагогического опыта работы по теме:«Игровые технологии по формированию основ финансовой грамотности как компонент экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_2022.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы на тему:

 «Игровые технологии по формированию основ финансовой грамотности как компонент экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность опыта

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для России и других стран мира. Освоение грамотности населением является важнейшей задачей как для государства и построения его экономической политики, так и для каждого гражданина нашей страны.

Учитывая значимость решения проблемы низкой финансовой грамотности населения в России решение данного вопроса возложены на ключевые министерства Российской Федерации: Министерство финансов РФ, ЦБ РФ, Роспотребнадзор, Минобрнауки России и другие организации. Вопрос по финансовой грамотности выделен в самостоятельный, отдельный вопрос, для решения которого разработана законодательная база.

Так, в 2017 году была разработана и введена в действие  Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р. «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.»

Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, в том числе за счёт использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

В Стратегии отмечается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности», рационально выбирать финансовые услуги, избегать несоразмерных доходам долгов, уметь отстаивать свои законные права, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Именно в этой Стратегии указано о необходимости формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп, в том числе и для дошкольников. При этом организация процесса обучения дошкольников пока не стандартизирована и формируется в настоящее время.

Юридический аспект организации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста в ДОО финансовой грамотности регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с этим законом обучение детей дошкольного возраста финансовой грамотности вправе осуществлять образовательные организации.

В целях финансового просвещения дошкольников Замишевский детский сад «Ивушка» включил в образовательный процесс реализацию парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности». Реализация данной программы предполагает осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности. Педагогами была разработана рабочая программа для дальнейшей работы, подготовлены дидактические материалы и наглядные пособия, разработано комплексно-тематическое планирование. На протяжение двух лет данная тема является для нас приоритетной.

Работая в данном направлении, мною была поставлена следующая цель: повышение уровня финансовой грамотности старших дошкольников посредством использования игровых технологий.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение законодательной базы и методических аспектов программ по финансовой грамотности дошкольников;

- подготовка комплексно-тематического планирования по финансовой грамотности;

- подготовка и внедрение в образовательный процесс игровых технологий с финансовым содержанием;

- мониторинг усвоения дошкольниками старшей разновозрастной группы знаний по данной теме;

- анализ и систематизация данных и полученных результатов.        

Для наиболее результативного процесса формирования основ финансовой грамотности мною было решено использовать игровые технологии, важной особенностью которых является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Также была сформирована развивающая предметно-пространственная экономическая среда, включающая в себя следующее зонирование:

информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;

занимательно-экономическая зона, в которой представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;

деятельностно-экономическая зона, наполняемая игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.

Наиболее продуктивной на мой взгляд является организация образовательной деятельности в виде квест-игры. Квест – это слово, которое было заимствовано из английского языка. Оно означает то, что человек ищет что-либо. Квест обычно принимает форму командной игры. Это занятие формирует много полезных качеств. Дети становятся более сообразительными, развивается их нестандартное мышление, что позволяет быть более креативными. Также квесты положительно влияют на эрудицию ребенка и его выносливость.

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний.

Группа

Начало года(%)

Сентябрь 2020г.

Середина года(%)

Январь 2021г.

Конец года (%)

Май 2021г.

старшая

разново-зрастная

Высокий-5(25%)

Средний-10(50%)

Низкий-5(25%)

Высокий-9(45%)

Средний-10(50%)

Низкий-1(5%)

Высокий-12(60%)

Средний – 8 (40%)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность с использованием современных игровых технологий положительно воздействуют на формирование основ финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "

В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры. ...

ОТЧЕТ о результатах педагогической работы за 2021-2022г

ОТЧЕТ  о результатах педагогической работы за 2021-2022г...