Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "
статья по конструированию, ручному труду

Курочко Ирина Викторовна
В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта на тему:

«Ручной труд как средство формирования экологической культуры дошкольников».

         «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

 Светлана Николаева, автор программы «Юный эколог»

        Актуальность и перспективность опыта.

        Экологическое воспитание и образование дошкольников — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают.

        К сожалению в нашем регионе  и нашем городском округе проблема переработки мусора не решена. А меж тем жители каждый день выбрасывают десятки и сотни кубических метров мусора, который в последствие свозится на полигон вблизи лесного массива и там утилизируется. Но  ведь от этого  страдает не только наша  природа, но и мы люди. Порой взрослые забывают, какой дурной пример  подают детям.

      А ведь использование бросового материала при изготовлении поделок помогает взрослому сориентировать ребенка на мысль о том, что он наделяет второй жизнью предметы, которые могли быть выброшены в мусорное ведро. В данном контексте особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде из бросового материала.

        Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

     Ручной труд в детском саду способствует  развитию не только творческих способностей, но и развивает  самые  разные умения и навыки, пробуждает в детях фантазию и воображение, развивает такие навыки как терпение, аккуратность, упорство, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом.

        Создавая поделки,  дети прилагают значительные физические и творческие усилия, поэтому они так ценят и берегут результаты своего труда.

     В современных магазинах можно найти огромное количество разнообразных материалов для  изготовления поделок. Но зачем идти в магазин, если нас окружает  не менее интересный,  материал  который побуждает человеческую фантазию  создавать  новые креативные предметы. Это  - "бросовый материал".

Бросовым материалом в моей работе послужили отслужившие картонные втулки от бумажных полотенец, фольги, пищевой пленки, туалетной бумаги.

        Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

        Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

         Проектная деятельность  – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить.  

 С целью выяснить отношение родителей к проблеме формирования экологической культуры  детей посредством ручного труда, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 80 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе, бережному отношению к ней и творческому использованию бросового материала.

         Поэтому  основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего самостоятельно мастерить из бросового материала новые поделки.

 Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- продолжать развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;

-учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;

-развивать конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские способности у  старших дошкольников;

-совершенствовать трудовые умения в работе с инструментами;

-воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;

-воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;

-формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;

-воспитывать желание делать поделки из бросового материала как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;

-вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях детского сада, реализацию проектов.

        Для реализации цели и задач я использовала проектный метод. Первым проектом в данной работе стал проект  под названием «Новая жизнь картонной втулки».

Результативность проведенной работы.

         Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возник интерес к изготовлению поделок из бросового материала, . Педагогический опыт показал, что знания и умения приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В результате полученных знаний о взаимосвязи объектов живой и неживой природы у детей формируется основа экологической культуры. Дошкольники научились использовать бросовый материал в ручном труде. Владея экологическими знаниями и трудовыми навыками, мои воспитанники успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им стали посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому бросовому материалу отдать предпочтение.

        Несомненно, без помощи родителей, я не добилась бы успеха. Мною были проведены консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе», «Экологические проблемы современного общества», «Бросовый материал для ручного труда». Родители активно включились в наш проект и проявили неподдельный интерес к сбору картонных втулок и изготовлению поделок из бросового материала.

        Я считаю, что есть все основания рассматривать  ручной труд, как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитив...

Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Экологическая тропа - это одна из современных  форм воспитания и образования детей. Экологически значимое  пространство, на образовательном  маршруте, которое  выполняет познавател...