Статья на тему «Метод ЭКОмоделирования как средство формирования экологической культуры старших дошкольников».
статья по окружающему миру
На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – вот основные аспекты экологического воспитания старших дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод ЭКОмоделирования как средство формирования экологической культуры старших дошкольников».
На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – вот основные аспекты экологического воспитания старших дошкольников. Хочется задать вопрос: Действительно ли, то чему мы учим детей, поможет им стать успешными во взрослой жизни и быть полезными для общества? И достаточно ли этих знаний, и навыков, чтобы справиться с вызовами завтрашнего дня?
Что важнее: знать или уметь? Жизнь ещё никогда не была такой непредсказуемой. И в таких условиях на первый план выступает умение человечества рационально использовать результаты технического прогресса и минимизировать ущерб для окружающей среды
Экологическая культура представляет собой систему ценностей, знаний, норм и поведенческих практик, направленных на уважение к природе, сохранение окружающей среды и устойчивое взаимодействие с экосистемами.
Важным аспектом значения экологической культуры является формирование ответственного отношения к окружающей среде у каждого человека. Экологически грамотные люди становятся более осознанными потребителями природных ресурсов, они могут делать выбор в пользу экологически чистых товаров и услуг.
Экологическая культура не просто призывает к заботе о природе, она ставит перед каждым из нас задачу – нести ответственность за будущее нашей планеты. Сегодня много говорят об ухудшении экологической обстановки в мире, о необходимости формировать экологическую культуру человека.
Хочется рассмотреть проблему несколько с иной точки зрения. Поскольку важно помнить, что экологически грамотным становится не тот ребенок, который все выучил, а тот, кто может воспринимать информацию, эффективно приспосабливаться к новым условиям и принимать нестандартные решения. Начальной отношение к природе складывается у дошкольников на основании чувств и эмоций возникающих вследствие прямого общения с природой. Важно не упустить момент сенситивного развития ребенка, когда тот, как губка впитывает в себя, что видит и слышит вокруг, копируя образцы поведения взрослых в природе. Можно 1000 раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего 1 раз остановиться и полюбоваться, как величавы зимой деревья как ярки и радостны первоцветы, услышать пение птиц, журчание ручья или шелест опавшей листвы. Поэтому, начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях экологическую культуру.
ФГОС ДО и ФОП ДО требуют всесторонне развивать ребенка в детском саду сразу в 5 образовательных областях, формируя базовые умения и навыки, организуя игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, чтение художественной литературы, поощряя и поддерживая детскую инициативу, самостоятельность и творческие решения.
Если все навыки детей, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: жесткие навыки и - гибкие навыки. Формирование и развитие гибких навыков у дошкольников - это неотъемлемая часть воспитания. Гибкие навыки - это то, что воспринимает ребенок с первых дней жизни, смотря на взрослых, общаясь с ними, подражая им.
Чем больше видит и узнает дошкольник, тем больше в его голове будет пазлов, из которых можно создать что-то новое.
Решая с детьми новые проблемные ситуации, мы вместе создаем и обновляем список того, что еще никогда не делали.
И продолжается эта работа на дошкольном уровне образования, когда происходит формирование личности.
И тут воспитатель перестает быть специалистом, он становится партнером, проводником ребенка в мир природы, чтобы научить пользоваться техническим прогрессом во благо природы. Поскольку, всем известно, что развитие ребенка происходит в активной деятельности. Педагог-партнер строит процесс обучения таким образом, чтобы необходимые основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатели осуществляют активный поиск эффективных средств и методов в воспитании экологической культуры дошкольников. Я считаю, что эффективное и результативное развитие ребенка происходит в активной и практической деятельности. Поэтому в своей работе использую метод ЭКОмоделирования, как средство формирования экологической культуры старших дошкольников.
Доступность этого метода определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом. В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод ЭКОмоделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Использование метода ЭКОмоделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать задачи:
- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
-Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
- Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
- Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Работу по усвоению экологических моделей начинаем со знакомства детей с объектом или явлением природы, с анализа изучаемых связей и отношений, выявления конкретных признаков объекта или явления природы. На данном этапе помогаю детям понять связи и отношения между рассматриваемыми объектами. Для этого использую приёмы: обследования объектов или явлений природы различными анализаторами (обоняние, осязание, вкус, слух, тактильные ощущения и т.д.); беседы с использованием вопросов к детям (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.)
Затем переводим полученные данные и знания на знаково-символический язык, который может осуществляться предметными и графическими средствами. Используя приёмы объяснения, пояснения, показа, обучаем способам изображения знаков или символов.
На следующем этапе проводим работу с моделью, где учим детей понимать язык символов, тем самым развиваем у детей память, внимание, логическое мышление. В работе нам помогают такие приемы, как: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
На заключительном этапе происходит соотнесение полученных результатов с моделью. Учим детей делать выводы, умозаключения, рефлексировать.
Задумываясь над вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять и фиксировать с помощью моделей внутренние взаимосвязи.
В экологическом воспитании дошкольников использую различные модели.
Предметные модели. Предметной моделью может служить любая игровая зона в любой образовательной области. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки , модели построек.). В своей работе мы используем такие экологические модели, как: Круговорот воды в природе, Экологическая тропа детского сада, Сортируй мусор правильно, Живое-неживое, Экосистема Земля, Вода, воздух, Дикие животные, Домашние животные, Аквариум и т.д.
Предметно-схематические модели. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.). Эти модели находятся всегда под рукой, так как они представляют собой любой объект природы и условные обозначения совокупности признаков этого объекта (Картинка фикуса и условные признаки: внешний вид, питание, среда обитания, звуки, приспособленность, маскировка, особенности поведения зимой и летом) и т.д.
Графические модели(графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.) представляют собой графическое изображение любого объекта природы. Эти модели любят создавать сами дети.
Модели придуманные и изготовленные самими детьми. Это самые ценные для меня модели.
А как же придумать модель самостоятельно? Для этого нам нужно совсем немного блокнот и фломастеры, а также воображение ,творчество логическое мышление, любовь к природе и накопленные знания. Эффективным методом рождения ЭКОмодели является метод мозгового штурма. Собираем детей, предлагаем тему или от самих детей берем тему, генерируем идеи, создаем условия и в результате получаем готовую модель , а вместе с ней готового разносторонне-развитого, смышленого, логически рассуждать и мыслить, проявлять чувство ответственности, уважения, бережного отношения к объектам природы дошкольника.
Экологические модели используем не только при разработке новых дидактических игр, но и в их применении детьми во всех видах детской деятельности.
Главным для меня показателем будь то образовательная деятельность или игра -это яркий блеск детских глаз ,живой интерес ,эмоциональный отклик .А проверить насколько сформированы гибкие навыки можно самостоятельно нужно лишь немного понаблюдать за детьми, дать им несколько несложных заданий и после таких наблюдений можно будет увидеть те гибкие навыки которые нужно развивать у конкретного ребенка.
А для родителей использование ЭКОмоделей - это интересный и увлекательный метод, они могут использовать их в различных видах своей домашней деятельности –что помогает организовать досуг ,выделить потенциал ребенка, его интересы. Таким образом, происходит взаимодействие между педагогами и родителями как с активными участниками образовательных отношений.
И в заключении я снова задаю вопрос что важнее - знать или уметь? Современное образование требует от детей знание фактов, а мир умение мыслить и взаимодействовать. И пока мы не уберем этот разрыв наши дети не будут успешными - гармония и экологическая культура - ключ к решению этой задачи так давайте вместе сделаем шаг к воспитанию успешных, целостных и счастливых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"
Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...
Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функцио...

Статья Формирование экологической культуры старших дошкольников.
В данной статье описываются проблемы воспитания экологической культуры старших дошкольников. Описывается личный опыт использования разных способов и методов повышения экологической культуры стар...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности.
Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности....
