Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности.
статья

Радина Татьяна Сергеевна

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tane_radinoy.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Радина Т.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №84  Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности.

   «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы». (А.Сладков.)   Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Экологическое воспитание  - это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

  Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами  встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, под которой мы понимаем способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.  Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. Важным компонентом экологического воспитания, экологической  культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее — это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.  В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.      Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Педагогу необходимо выбирать  более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры. В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. В детских садах всегда использовались такие формы экологической работы, как  игра, наблюдение, трудовая деятельность на участке,   включение детей в природоохранную деятельность (начиная с самого простого ухода за обитателями уголка природы - и заканчивая природоохранными акциями).          Поиск новых методов и технологий привёл нас к проектной деятельности. Эта деятельность формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с ФГОС.

   Метод проектной деятельности особенно успешно используется  в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.  Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). Это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Метод проектов является педагогической технологией, определяющей собственную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, родителей и воспитателей в проектной деятельности выступает идея деятельностного подхода к образованию. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Степень новизны педагогического опыта заключается  в определении тематики и разработке долгосрочных экологических проектов и диагностического инструментария по возрастным группам.

         Применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать:

1. Повышению уровня экологической культуры детей: повысится уровень эмоционального развития детей; формированию на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности; соблюдению норм и правил поведения в природе.

2. Улучшению работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса.

3. Повышению личного уровня по вопросам проектной деятельности.   Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении подтверждает, что применения метода проектов в образовательном процессе способствует повышению интереса старших дошкольников к учебной деятельности. Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

   Принципы, свойственные именно экологическому воспитанию (по Н. А Рыжовой):

- принцип научности 

- принцип доступности материала для ребенка определенного возраста

- принцип интеграции 

- принцип целостности  (целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы).

- принцип гуманистичности.

  Использование метода проектов в образовательной практике способствует формированию многих личностных качеств старшего дошкольника:

 - самостоятельности. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;

- иниициативности. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;

- креативности. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т.д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности.  Креативность ребенка дошкольного возраста - это творческие способности дошкольника, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления ребенка и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность творчески решать познавательные задачи.

- лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

    Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника. Значительным шагом вперед с детьми 5-6 лет является выстраивание умозаключений, что свидетельствует о способности приходить к собственному мнению исходя из конкретной ситуации.

   Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, практически полезные дела). Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

   Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1.В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2.Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

 

Литература:

1.Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.  / Т. Л. Богина — М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2.Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения. Методическое пособие./ В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
5. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами игровой и проектной деятельности»

В данной статье описан личный опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой и проектной деятельности....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»

Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...