ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа) по теме

Коваленко  Татьяна Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx79.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Автор опыта:

Коваленко Татьяна Ивановна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

 комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

        Губкин

Содержание

Информация об опыте

……………………………...................3

Технология опыта

………………………………………..7

Результативность опыта

……………………………………….14

Библиографический список

……………………………………….17

Приложение к опыту

…………………………………….....18

РАЗДЕЛ I. Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта. Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области. В детском саду функционирует одиннадцать групп, из них две группы раннего развития, две специализированные группы с задержкой психического и речевого развития.

Расположение детского образовательного учреждения позволяет активно сотрудничать со станцией юных натуралистов, МБОУ «СОШ с УИП №13». За время сотрудничества накоплен опыт работы по формированию экологической культуры старших дошкольников, который совершенствуется, приобретая новые пути организации воспитательно-образовательного процесса.

В детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, являющаяся основой педагогической деятельности,  и подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды. Однако автор опыта считает, что недостаточность проведения непосредственно образовательной деятельности  по экологическому развитию (2 раза в месяц), должна  компенсироваться в повседневной игровой деятельности.

При проведении диагностики уровня сформированностиэкологической культуры использовался инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей программы «Детство», в частности методика, разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в исследованиях П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой и т.д. (Приложение №1)

Результаты первичной диагностики показали, что у детей сформированы следующие представления и умения:

  1. Экологические знания: высокий уровень – 21.4%; средний уровень – 42.8%; низкий уровень – 35.8%;
  2. Познавательная деятельность (умения): высокий уровень – 21.4%; средний уровень – 35.8%;низкий уровень – 42.8%;
  3. Практическая деятельность (на примере ухода за растениями): высокий уровень – 21.4%; средний уровень – 42.8%;низкий уровень – 35.8%;
  4.  Отношение к знакомым объектам ближайшего природного окружения: высокий уровень –21.4%; средний уровень – 42.8%;низкий уровень – 35.8%; (Приложение №2)

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по  воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась недостаточно, используемые методы были не эффективными,  экологические  игры бедны по содержанию и однообразны. На наш  взгляд, это связано с отсутствием новых подходов в организации воспитательно-образовательного  процесса при формировании экологической культуры у дошкольников в современных условиях реализации ФГТ.

Актуальность опыта. В области экологического воспитания в настоящее время, в связи с изменениями, происходящими  в современном мире и отечественном образовании, связанными  с принятием новых ФГТ,  необходим  поиск путей привнесения элементов различных видов игр, в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к природе и себе, как ее части.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и  детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.В настоящее время при планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.  Цели и задачи содержания дошкольного образования по формированию экологической культуры должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизниребенка  дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Экологическое обучение и воспитание через игровую деятельность является самым результативным и естественным.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, использование современных информационных технологий, которые обладают мультимедийностью, позволяют сделать игры более интересными и динамичными,  помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объемных и ярких представлений.

Анализ  психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречия между:

•        возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;

•        потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности;

•        обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей игр экологического содержания нового типа.

  Актуальность опыта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей посредством игровой деятельности – чрезвычайно актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Ведущая педагогическая идея опыта. Основная идея педагогической деятельности автора опыта заключается в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях обновления содержания образования.

Длительность работы над опытом: работа над опытом охватывает период с сентября 2009г., когда была проведена диагностика по определению исходного уровня сформированности экологической культуры у дошкольников, по май 2012г.

1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь – ноябрь 2009г.

Цель: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление исходного уровня сформированности экологической культуры у детей, диагностика отношения к объектам живой природы, анализ методической и научной литературы по данной проблеме.

2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2009г.- март 2012г.

Цель: осуществление  подбора и разработки интересных и эффективных экологических игр, программы действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением мультимедийных средств.

3 этап: заключительный (контрольный) – март 2012г.- май 2012г.

Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, доказать успешность использования экологических игр при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Диапазон опыта.  Диапазон опыта представляет собой целостную систему работы, где раскрываются цель и задачи формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, раскрыта связь с другими образовательными областями образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, разработан перспективно-тематический план по формированию экологической культуры дошкольников.  А так же характеризуются формы и методы работы в поэтапном накоплении определенного объема знаний и навыков. Приводятся приемы использования педагогических технологий, развивающие игры, образцы наглядно-дидактических пособий и игр, используемых в процессе формирования экологической культуры дошкольников.

Теоретическая база опыта:  В классической педагогике обоснованы и развиты положения о значении общения ребенка с природой для его обучения и воспитания, о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировосприятия в процессе познания природы. Роль природы в  развитии ребенка раскрыли в своих работах великие педагоги прошлого А. Гумбольд, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования и на основе требований ФГТ  игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.  Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

 Рыжова Н.А. выделила три основных подхода к игровым методам  [15,43]: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.

Разработан  ряд рекомендаций по игровым методам  в экологическом образовании. По особенностям содержания и правил среди  игр экологического характера  Рыжова Н.А. выделила следующие [16,49]:

•        сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существования, определенных правил;

•        дидактическая игра экологического содержания.

В становлении экологического сознания игровая деятельность формирует моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованные игры позволяют добиться полностью самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. По  мнению Николаевой С.Н. дидактические игры с экологическим уклоном как метод и форма экологического обучения способствуют формированию осознанно правильного отношения к природе [10,10]. То есть дидактические игры как метод знакомства с окружающим миром формируют эмоциональное отношение, закрепляют знания, умения, навыки с натуральными предметами, рисунками-изображениями.

Виноградова Н.Ф. доказала  эффективность развития связной речи (доказательности, последовательности, четкости) в процессе ознакомления детей с природой, где с помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Подобное развивающее воздействие на умственную деятельность детей старшего дошкольного возраста отвечает необходимости формирования специальных интеллектуальных умений, выделенных Николаевой Н.С., как основных в экологическом воспитании: умения выделять особенности объектов, умения соотносить выделенные признаки между собой [9,144].

Таким образом, можем прийти к выводу о  том, что формирующее воздействие  игр экологического характера направлено на гармоничное  развитие личностных качеств детей  старшего дошкольного возраста, и активизацию резервных возможностей личности: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умение представить себя в  чужой роли, умение планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, навыков сотрудничества, терпения,  настойчивости, самоконтроля.

Новизна опыта заключается в разработанной и апробированной системе экологических игр, используемых в рамках образовательного процесса, систематизации и сериации игр и игровых заданий для формирования экологической культуры, в комплексном использовании занимательного дидактического материала (экологического содержания) через организацию игровой деятельности, в комбинировании разработанных игр экологического содержания с использованием мультимедийных программ.  

РАЗДЕЛ II. Технология описания опыта.

Цель опыта: повышение уровня сформированности экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста посредством игр экологического содержания.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Проанализировать состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике.

2.Разработать систему экологических игр.

3.Раскрыть  развивающую связь экологических игр с другими образовательными областями образовательной программы.

4.Апробировать воздействие разработанной системы игр на формирование экологической культуры дошкольников.

Для достижения цели были намечены этапы работы:

1.Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни, опыт педагогов, работающих по данной проблеме.

3.Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

4.Обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, формирующие экологические знания и умения).

5.Разработать, на основе изученных материалов, новые игры экологического содержания.

6.Раскрыть развивающую связь экологических игр с другими образовательными областями.

7.Составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

8.В  течение проведения работы над опытом (учебный 2009 – 2012 год) наблюдать за особенностями формирования экологической культуры (первичная, промежуточная и итоговая диагностика).

Перед началом воспитательно-образовательного процесса мы провели педагогическую диагностику уровня сформированности экологической культуры дошкольников на основе программы «Детство», с целью выявления знаний и умений детей. (Приложение№1)

Данные диагностики показали следующие результаты:

В группе 21,4% детей с высоким уровнем знаний и умений.Дети знают (различают и правильно называют) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяют их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляют интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживают стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Дети умеют определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видят признаки объектов природы, делающиеих красивыми.

42.8% дошкольников показали средний уровень знаний и умений.Дети узнают и называют несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных), некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяют живыми животных, основываясь при этом, как на существенных, так и несущественных признаках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Дети эмоционально откликаются на красоту природы.

С низким уровнем развития 35.8% детей. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Дети знают и выделяют совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдают за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен,  эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. (Приложение №2)

Результаты первичной диагностики позволили выявить следующую проблему: у детей слабо развита экологическая культура, интерес к окружающей природе, умение самостоятельно применять доступные им способы познания природы, ведущие к результату наиболее экономичным путем.

На основе полученных результатов диагностики была намечена и проведена практическая работа, т.е. спроектирована и осуществлена работа по формированию у детей экологической культуры посредством игры.

Средством достижения поставленных целей и задач нами были выбраны игры, которые разделялись следующим образом:

1.Сюжетно-ролевые игры: совместные игры воспитателя с детьми, организация среды для самостоятельной игровой деятельности.

2.Игры - экспериментирование

3.Дидактические игры (настольно-печатные и дидактические игры с использованием ИКТ)

4.Словесные игры (загадки, стихи-шутки, пословицы, поговорки, занимательные вопросы)

Определены формы организации работы с дошкольниками:

  • подгрупповые;
  • индивидуальные;

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:

1.Создание  предметно-развивающей среды в группе;

2.Систематизация игр с экологическим содержанием;

3.Разработка перспективно-тематического плана игр по экологии на старшую и подготовительную группу.

4.Изготовление авторских    игр  с экологическим содержанием.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи:

  • «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство);
  • устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце);
  • вызвать чувство радости от общения с живым существом».

Знакомили  дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги  Хрюше» (уход за собственным телом), «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);

- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);

- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже)?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?» (знакомство с частями растений), «Угадай по описанию» и др.).

Промежуточная диагностика (2010г.) показала положительную динамику формирования экологической культуры детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем усвоения знаний повысилось на 7.2 %, со средним уровнем – на 7.2%, с низким уменьшилось на 14.3%.  (Приложение №2)

Усвоение материала в определенной последовательности обеспечило  перспективное планирование (Приложение №3), которое включало разные формы работы с детьми: наблюдение, прогулки, экскурсии, непосредственно образовательная деятельность, праздники и развлечения, где ведущим методом обучения и воспитания являлись экологические игры. В работе  использовали  такие  элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео и аудиотехнику. Особый интерес для нашей работы представили игры – моделирования и «экологические пирамидки». В этих играх дети наглядно убеждались, что потеря одного из звеньев цепи (пирамиды) ведет к разрушению всей системы («Что нужно для роста растения?», «Что сначала, что потом?», «Составь цепочку», «Что человек может сделать для животного?») (Приложение № 4).

Решая задачи по формированию экологической культуры,  в играх старались отойти от такого стереотипа, что необходимость улучшать природу, приумножать ее богатства ставит человека в позицию «хозяина природы»: нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами, заботиться о них. Это могут быть деревья на нашем участке и цветы в уголке природы, голодающие птицы зимой, обитатели уголка природы – те объекты, благополучие которых зависит от нас, наших действий, но в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной.

Особое внимание по формированию экологической культуры  уделили играм, которые включают непосредственный контакт детей с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение («Наблюдение за кошкой»), практическая деятельность по уходу за ними («Кто аккуратнее почистит клетку (кормушку) для попугаев?»). Содержание и уход за обитателями уголка природы позволили нам решить одну из главных задач экологического воспитания: воспитание гуманной, социально активной личности, воспитание сочувствия и доброго отношения ко всему живому.

Большое значение при обучении играм придавали активности самого ребенка, его инициативе и самостоятельности. Поэтому мы старались максимально приблизить к пониманию ребенка содержание игр. Так появились игры: «Живая игрушка», «Покорми кошку», «Найди по описанию».

Руководство играми требовало создания интереса к сюжету, для чего проводилась серьезная подготовительная работа – наблюдения, регулярное посещение уголка природы, систематические прогулки и экскурсии по экологической тропе. Экскурсии и наблюдения носили не только эстетическое, познавательное и природоохранное значение, но и давали большой оздоровительный эффект. Высокие деревья и кустарники, растущие по всему периметру ДОУ, создают зеленый щит, защищают внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей, микроклимат благоприятен для пребывания детей.

В весенне- летний  период года территория ДОУ № 2 становится настоящим цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Цветы позволили нам знакомиться с разнообразием красок, форм, запахов, вызывали радость и умиротворение, желание заботиться и ухаживать за ними. На клумбах, вдоль дорожек, выращивали  многолетние  и однолетние растения, систематические наблюдения позволили прослеживать развитие растений от посадки до созревания и сбора семян (игры:«С какой ветки детки?», «Назови цветок»,  «Плоды и семена»). Растения подбирали простые по уходу: бархатцы, ноготки, настурция. Наблюдая, ухаживая за «цветущим оазисом», приучали не топтать, не рвать цветы.

Растительное многообразие привлекало большое количество насекомых и птиц. Особенно привлекал наших детей мир насекомых. С радостью дошкольники наблюдали за муравьями, бабочками, пчелами, жуками, дождевыми червями. Детей привлекали их необычное строение, окраска, передвижение. Регулярно посещали с детьми места скопления насекомых возле старых деревьев. Рассматривание таких живых объектов вызывало у детей яркие эмоциональные впечатления, интерес. После наблюдений делали с детьми зарисовки понравившихся насекомых, составляли модели их внешнего строения, организовывали  игры: «Экологическая пирамида», «Составь цепочку», «Отгадай и назови».

Для обогащения представлений детей о мире природы использовали  такой прием, как чтение художественной литературы. Прежде всего, большой акцент делали на подбор книг с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о живых объектах.

В нашем ДОУ собрано достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы, произведения отечественных классиков: Л. Толстого, М. Пришвина, С. Аксакова, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина, альбом репродукций Е. Чарушина «Зверята», энциклопедии и др.

В группе создана галерея, в которой представлены репродукции отечественной пейзажной классики: «Золотая осень» и «Март» И.И. Левитана, «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и др.

Рассматривание картин для дошкольников очень сложное занятие, поэтому рассматривание репродукций проводили небольшими подгруппами, учили детей спокойно и неторопливо рассматривать картины, предоставляли свободу при осмотре, чтобы у каждого ребенка появилась самостоятельность в переживаниях и оценке, возникли свои чувства. Часто использовали на выставках такие средства и приемы, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения и музыкальное творчество.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям.

В своей работе использовали несколько видов игровых обучающих ситуаций: игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации типа путешествий.

В гости к детям приходили их любимые персонажи - Красная Шапочка, Доктор Айболит, Хрюша, Чипполино, Незнайка. Они участвовали в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в играх, беседах (Приложение №5).

Использование разнообразного игрового материала позволило  нашим детям организовывать самостоятельные игры на природоведческие темы, такие игры очень ценны и показательны для нас, так как дети показывают свое отношение, свои эмоции и чувства к воображаемым объектам природы.

Для возникновения интереса к играм  природоведческого содержания привлекали старших дошкольников самостоятельно изготавливать пособия и атрибуты к играм: вырезать картинки животных и растений, подбирать семена (каштаны, шишки, семена  клена – «крылатки», рябины, шиповника); изготавливать картинки – схемы (игры: «Что сначала, что потом?», «Кто как передвигается?», «Кто чем питается?» и  др.); изготавливать игрушки из природного материала. Такой прием вызывал у детей положительные эмоции, повышал эффективность игры.

Особое значение придавали играм-загадкам, отгадкам: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета». Содержанием загадок являлась окружающая действительность: явления природы, предметы труда и быта, растительный и животный мир.

Изучение обитателей уголка природы осуществляли через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разных видах занятий; трудовую деятельность детей организовывали с учетом определенных требований:

1. Приступая к трудовому процессу, ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы.

2. В процессе труда в природе должны совершенствоваться трудовые навыки и умения природоохранного характера. Труд должен быть доступным для ребенка.

Ухаживая и рассматривая живые объекты, организовывали игры: «Чем накормим попугаев?», «Экскурсовод», «Кто быстрее и аккуратнее уберет хозяйственный инвентарь?».

Знания, полученные при организованной деятельности в виде игры, дети "проверяли" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными. (Приложение №6)

В работе использовали игры-ребусы. Они развивали воображение, мышление детей.

В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и мы уделяем большое внимание работе с родителями. Проводим родительские собрания  (в интерактивной форме) посвященные формированию экологической культуры дошкольников. Эффективной формой работы стали проведение заседаний семейной гостиной «Сохрани природу». В рамках семейной гостиной родители знакомятся с содержанием работы по формированию экологической культуры дошкольников, проводятся психологические игровые тренинги, совместные мероприятия с детьми. Практические упражнения позволили мамам и папам пополнить «копилку» родительских хитростей. (Приложение№8)

Большую роль в педагогической культуре родителей играет наглядная информация. Материалы представлены на нескольких информационных стендах: «Маленьким экологам это надо знать», «Природа нашего края». В группе имеется рубрика в родительском уголке информационно – познавательного характера, сопровождающиеся фотографиями,  детскими рисунками, интервью детей или родителей, а также помещаются игровые домашние задания. Регулярно для родителей оформляется фото вернисаж «Мы и природа», на котором  помещаются фотографии,  отражающие проделанную  работу по данному направлению.

После всей проделанной работы была проведена итоговая диагностика, целью которой стала проверка эффективности разработанного материала  с использованием мультимедийных средств, для повышения уровня экологических представлений старших дошкольников.

РАЗДЕЛ III. Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования экологической культуры у старших дошкольников,  проявление устойчивого интереса к миру природы, совершение позитивных поступков по отношению к живым объектам. При проведении диагностики использовался инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей программы «Детство», в частности методика, разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в исследованиях П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой и т.д. (Приложение №1)

Результаты первичной диагностики показали, что у детей сформированы следующие представления и умения:

1.        Экологические знания: высокий уровень – 42.8%; средний уровень – 57.2%;

2.        Познавательная деятельность (умения): высокий уровень – 50%; средний уровень – 42.8%; низкий уровень – 7.2%;

3.        Практическая деятельность (на примере ухода за растениями): высокий уровень – 42.8%; средний уровень – 50%; низкий уровень – 7.2%;

4.         Отношение к знакомым объектам ближайшего природного окружения: высокий уровень –50%; средний уровень – 42.8%; низкий уровень – 7.2%; (Приложение №2)

Итоговое обследование детей позволило, определить изменения в повышении  уровня формирования экологической культуры у детей. Результаты динамики уровня экологических знаний отражены в диаграмме:

Рис. 1. Динамика уровня экологических знаний.

Анализ результатов  опытной работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения в познавательно-речевых и практических умениях.   Дети анализируют состояние живого существа. Выделяют значимые для деятельности свойства и качества объекта природы. Способны видеть зависимость между состоянием живого объекта и потребностью, которая не удовлетворена. Дети выделяют предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего процесса ухода; способны предвидеть результат, умеют отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеют практическими умениями деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеют соотносить результат труда с целью. Динамика позитивных изменений в познавательно-речевых и практических умениях представлена в диаграмме:

Рис.2 Динамика позитивных изменений в познавательно-речевых и практических умениях

По всем показателям отношения и поступков к «живому». Отмечено расширение и углубление интереса к животному  и растительному миру, увеличилось число детей, которые считают  животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных и растений, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного  и растительного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными  и растениями приобрело гуманный характер. Динамика повышения устойчивого интереса к живым объектам  и увеличения позитивных поступков отражена в диаграмме:

Рис.3 Динамика повышения устойчивого интереса к живым объектам  и увеличения позитивных поступков

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой, при проведении  разнообразных игр экологического содержания  в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Библиографический список:

  1. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием « Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: Изд. 2011г., 6с., 11с., 14с.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528с.
  3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7, 3-9 с.
  4. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4, 54-56с.
  5. Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор - С.А. Козлова. - М,: МГПУ, 2001, 101-108 с.
  6. Корганова И.В. Экологическая игра как средство формирования положительного отношения к природе у старших дошкольников// Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции/ Отв. редактор Т.Д. Куликова. - М.: МГЛУ, 2000, 73 -75 с.
  7. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.:    «ИЗДАТЕЛЬСТВО 2ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 592с.
  8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003, 319 с.
  9. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003, 319 с.
  10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 2004, 208 с.
  11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М.: Просвещение, 2002, 144 с.
  12. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2002, 10 с.
  13. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
  14. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2005, 128 с.
  15. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10, 40-49 с.
  16. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7, 18-20 с.
  17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001, 43 с.
  18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001, 49 с.
  19. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка  в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ  им. Герцена. Изд. «Союз» 2001.
  20. Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования. « РГ» - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников на тему "Мой город - чистый город"

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников...

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников на тему "Мой город - чистый город"

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...