«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами игровой и проектной деятельности»
статья на тему

Банман Жанна Михайловна
В данной статье описан личный опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekol_predstavleniy.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №10

"Образовательный центр ЛИК"

городского округа Отрадный Самарской области

МДОУ № 16

Формирование экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой и проектной деятельности

Выполнила :

Банман Ж.М.,

воспитатель

2013

«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.

Для меня природа — это среда, из которой, как цветы,

выросли все наши человеческие таланты» .

Пришвин М. М

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

 Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка.

Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие  детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает  неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой  и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать-природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно - именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников.

Существует ряд задач по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников:

1. Повысить культурно-экологическое образование детей.

2. Сформировать у детей экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком.

3. Развитие у детей естественнонаучных представлений.

4. Формирование разумного отношения к миру и к себе как к жителю Земли.

5. Развитие эмпатии, чувства сопричастности ко всему живому.

6. Развитие интереса к практической природоохранной деятельности.

Проектная деятельность позволяет решать эти задачи  в ходе образовательного процесса дошкольников. Она способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Остановлюсь на личном долгосрочном проекте «Экологическая страна».  

 Цель проекта: формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

   Задачи проекта:

1. создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

2. формировать представления детей о природе, ее закономерностях;

3. организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

4. развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

5. воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Программа данного проекта состоит из 4 блоков:

- Область неживой природы (Беседы; Опыты: с водой, воздухом, песком; Занятия: «Волшебница вода», «Песочные фантазии», « Воздух вокруг»);

- Растения (Беседы; Занятия: «Забота о растениях», « Зеленые листочки», «Кто дружит с елью», « Цветы на нашей клумбе», «Наш ковер – цветочная поляна», «Во саду иль в огороде», «Юный садовод», Аппликация и рисование: «Подснежники», «Весенний пейзаж», «Цветочные соцветия», «Зеленные листочки», «Листопад» , «Осенняя корзинка» и т.д.; Чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т.д.)

- Животные (Беседы; Занятия: «Лес и его обитатели», «Животный мир и его тайны», «Секреты природы», «Братья наши меньшие», «Роль животных в жизни людей», «Забота о питомцах»; Аппликация и рисование: «Прогулка по лесу», «Встреча на лугу», «Скотный двор», «Мир насекомых», « Мой питомец», «Зоопарк» и т.д.)

- Охрана природы (Беседы; Занятия: «Защитники природы», «Берегите природу», «Природа, ты и я – друзья», « Кормушка для птиц», « По узенькой дорожке»; Акции).

Практическая деятельность детей: Участие детей  в экологических акциях («Покормите птиц зимой»,  «Береги природу», «На защите у природы»; Создание плакатов; изготовление экологических знаков; экскурсии; экспериментирование, работа на огороде и.д.

Игровая деятельность как одно из средств формирования экологической культуры у старших дошкольников, также заслуживает внимания. Как всем известно, ведущая деятельность дошкольников – игра. Она позволяет ребенку не только отдохнуть, расслабиться, набраться сил, но и является хорошим «учителем».

Игровая деятельность решает задачи:

1. развивать творческое воображение, мышление, память,

2. развивать умение общаться и взаимодействовать, ориентироваться в социальных ситуациях;

3. развивать самостоятельность, инициативность творчество в играх;

4. обогащать речь детей, содействуя ее развертыванию.

5. создавать у детей радостное настроение, развивать добрые чувства.

Виды игр которые я использую в своей работе:

- Дидактические игры («Найди похожие», «Лес», «Птицы», «Зеленые карты», «Лесник», «Угадай по описанию», «В зимней столовой», «Да – нет», «Какая это птица», «Где спряталась матрешка», «Чей хвост», «Во что одет», «корзинка с овощами», «Найди лишнее» и т.д.)

- Подвижные игры («Через ручеек», «Вороны», «Воробышки и кот», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Кто скорее соберет», «Помоги зверушкам», «Лошадки в цирке», «  

-  Сюжетно-ролевые игры («Ветлечебница», «Цветочный магазин,  «Путешествие в зоопарк», «В гостях и бабушки», «Огород», «Защитники природы».)

- Театрализованная деятельность (игры- драматизации: «В нашем саду», «Кочеток и курица», «Как гуси на юг собрались», «Девочка и лиса»; драматизация сказок:«Сказка о том, как лисенок ждал зиму», «Сорняки», «Весна в лесу», «В летнем лесу», «Как цветы собирались на бал» и т.д.) )

Также работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников предусматривает работу с родителями воспитанников. Она включает:

-беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «сохраним и  сбережем» и т.д.);

-круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т.д.);

-участие в акциях («Покормите птиц зимой», «Дом для скворца», «На защите у природы», «охранники природы»);

- совместная с детьми деятельность  (участие в походах, экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т.д.)

В перспективе в скором времени мы планируем начать работу над новым экологическим проектом «Природа нашего края», создать в группе музей «Зеленая планета», продолжать работу по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников в том же направлении.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что  игровая и проектная деятельность в своей совокупности  благоприятно влияют на формирование экологической  культуры детей.