"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"
консультация на тему

Доронина Светлана Владимировна

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: «Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности»

Дошкольное детство, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе все взаимосвязано. 

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Начинать работу в этом  направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Дети проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребенка к познанию мира, развитию творческих способностей.

Правильное представление о природе, полученное в детстве,  создает прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитание любви и бережного отношения к ней. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Экологический проект как раз и помогает ребёнку-дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. 

Тематика и содержание экологических проектов разрабатывается с учётом включение регионального компонента и с учётом особенностей и возможностей данной возрастной группы детей, предусматривая «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. При выборе тем учитывается стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует становлению природоохранной деятельности ребёнка.

Значимые виды проектов:

  • Познавательно-исследовательские: «Волшебница – вода»,  «Выращиваем бархатцы»; «Удивительные и забавные насекомые», «Овощи и фрукты  – полезные продукты», «Воздух невидимка», «Питание и здоровье»
  • Информационно-исследовательские: «Лекарственные растения», «Моя Красная книга».

Типы проектов:

  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • групповые: «Познай себя», «Подводный мир»;
  • индивидуальные: «Мой питомец», «Животные и человек»;
  • семейные:  «Как я провёл лето»

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Структурирование содержательной части проекта.

-Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начала самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков. Совместная  проектная деятельность педагога, родителей и детей способствует сплочению родителей и детей, педагогов и родителей, повышает педагогическую и экологическую культуру родителей, способствует овладению способами общения с детьми. Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему дети становятся не только помощниками взрослых в деле охраны природы, но и активными ее защитниками, проявляют самостоятельность в решении возникающих проблем, отстаивают свою позицию. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

Презентация "Формирование экономических представлений у старших дошкольников посредством сюжетно - дидактических игр".

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец воспитательно - образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт , который ставится базой для дальнейшей рабо...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий....

Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы

Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...

Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...