Главные вкладки

    Презентация "Формирование экономических представлений у старших дошкольников посредством сюжетно - дидактических игр".
    презентация на тему

    Галина Анатольевна Семиразова

    Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец воспитательно - образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт , который ставится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решают не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы; формируют с детских лет экономическое мышление, учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, расчитывать на свои возможности, уважать людей умеющих работать в бизнесе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование экономических представлений у старших дошкольников посредством сюжетно-дидактических игр. Автор: воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 п. Дубовое Белгородского района» Семиразова Г.А. п. Дубовое 2015

    Слайд 2

    В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 – летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Согласно проведенного анкетирования 76% родителей признают необходимость и полезность экономического воспитания дошкольников , обосновывая это требованиями времени. Однако в силу своей занятости , нехватки времени родители всячески содействуют приобщению детей к миру экономики . Впрочем, слово это древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство». Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно – образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

    Слайд 3

    Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление , уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Наблюдая за играми в группах детей, в своей педагогической практике, я увидела , как дети привносят в них свой жизненный опыт общественных, социальных и экономических отношений. Предварительный тест для детей показал, что у детей сформированы полезные навыки и привычки. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У детей наблюдается интерес к людям разных профессий, они знают профессии своих родителей , имеют первоначальные сведения об экономике.

    Слайд 4

    Результаты тестирования детей показали , что высокий уровень имеют – 13% детей , средний уровень – 17 % , низкий уровень – 70%. Следовательно назрела необходимость предложить детям исследовать тему «экономика», с помощью сюжетно-дидактических игр заложить основы экономического образа мышления, осознание им того, каков « я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

    Слайд 5

    В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию экономического воспитания старших дошкольников [9.10], обосновывающих оригинальные способы и методы обучения. Кандидатом педагогических наук А.А.Смоленцевой проводится исследование по проблеме экономического воспитания детей дошкольного возраста: «Проблемно – игровая технология экономического образования дошкольников». По ее мнению, ребенок познает азы семейной экономики, именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности. Основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания .

    Слайд 6

    В основе лежат идеи известных ученых программно-методических документов для дошкольников, таких как: Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий». Передовая практика воспитания: Орлова И.Ю «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ», Сасова И.А. «Экологическое воспитание детей в семье», Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике». В данных пособиях в ненавязчивой и очень доступной форме рассказывается о потребностях человека – от первобытного до современного, о роли труда в жизни общества, о природе и трудовых ресурсах, профессиях.

    Слайд 7

    Основная форма обучения - игра. Обучение, осуществляемое с помощью игры , естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в которых моделируются реальные жизненные ситуации : операции купли – продажи , производства и сбыта готовой продукции, уточняются и закрепляются представления о мире экономических явлений. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми сложных экономических знаний.

    Слайд 8

    Главная цель является обеспечение положительной динамики уровня сформированности экономического мышления у старших дошкольников посредством сюжетно – ролевых и дидактических игр. Основные задачи : Дать детям знания о труде, как о ведущей категории экономической науки. Формировать умение использовать в игре полученные знания об экономических понятиях, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать взаимоотношения сотрудничества; воспитывать культуру речевого общения. Воспитать необходимые качества детей (бережное отношение к предметному миру , ко всему, что окружает ребенка ). Формировать навыки разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций.

    Слайд 9

    Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением и включает 4 блока: 1 .Потребности, товары, услуги 2. Обмен и деньги, рынок, спрос, цена 3.Производитель и ресурсы, реклама и возможности 4.Ограниченность ресурсов и их выбор Дидактические игры : Что из чего изготовлено? Кому для работы что пригодится? 4 лишний. Сюжетно-ролевые игры : Семья. Библиотека. Больница. Дидактические игры : Профессии. Маленькие покупки. Чей это сувенир? Сюжетно-ролевые игры : Мы едем, едем... Детское кафе. Магазин. Дидактические игры : Из чего это сделано? Подбери витрину для магазина. Я покупатель. Сюжетно-ролевые игры : Театр. Аптека. Ателье. Дидактические игры : Менеджер. Бешеные деньги. Придумай рекламу товару. Сюжетно-ролевые игры : Путешествие. Супермаркет . Ярмарка.

    Слайд 10

    Постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сюжетно – дидактических игр способствует: насыщению элементарными экономическими сведениями, реальному экономическому мышлению; помогает познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно – дидактических игр. Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно – дидактической игры : 1).Тема, задачи игры; 2).Роли, содержание сюжета; 3).Средства обогащения сюжета (чтение литературы, наблюдения, предметно – игровая среда).

    Слайд 11

    Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно – дидактических игр: 1 . Отбор знаний для игр; 2 . Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность; 3 . Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры; 4.Обогащение игры по тематике, сюжету, взаимоотношениям; 5 . Совместное изготовление атрибутов для игр; 6 . Участие воспитателя в игре; 7 . Создание игровой проблемной ситуации. Развитие сюжетно – дидактической игры идет поэтапно : 1этап . Сюжетно – дидактическая игра –воспитатель в ведущей роли. 2этап .Сюжетно –дидактическая игра –воспитатель во второстепенной роли. 3этап .Самодеятельная сюжетно – дидактическая игра. Воспитатель – наблюдатель.

    Слайд 12

    Методы работы по экономическому воспитанию дошкльников Словесный Наглядный Практический Игровой Использую в процессе : • чтения литературы; • бесед; • сюжетно – дидактических игр; • рассматривания наглядного материала; • проведение викторин, тематических вечеров; • ответов и вопросов педагога и детей. Использую во время : • наблюдений; экскурсий; • рассматривание книжных иллюстраций; • рассматривание демонстрационного и раздаточного материалов; • проведения дидактических игр; • моделирования; • разгадывания и составления ребусов. Использую, когда необходимо : • провести игры; • провести экскурсию; • организовать различные виды изобразительной деятельности; • изготовить с детьми наглядные пособия; • на занятиях по математике (решение задач ); • сюжетных играх. Использую при работе с детьми индивидуально и наблюдая за детскими играми, которыми они обучались в ходе совместной деятельности.

    Слайд 13

    Совместная деятельность педагогов и родителей по экономическому воспитаю дошкольников С родителями С педагогами ДОУ Беседы Экскурсии Анкетирование Консультации Развлечения Консультации Индивидуальная работа с детьми Открытые мероприятия

    Слайд 14

    На основании требований к уровню усвоения материала по разделам «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», « В игре ребенок развивается, познает мир, общается» мною разработаны критерии для выявления уровня сформированности экономического воспитания дошкольников посредством сюжетно – дидактических игр. Група Начало учебного года Конец учебного года Старшая 2014-2015 учебный год Высокий уровень -25% Средний уровень -27% Низкий уровень – 37% Высокий уровень – 51% Средний уровень – 45% Низкий уровень – 4%

    Слайд 15

    Низкий уровень. Игры однообразны. Речевая активность снижена. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Ребенок знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из – за недостаточного осознания их качеств и свойств. Ценностное отношение к предметному миру требует пристального внимания воспитателя и родителей ребенка. Нечеткое представление о трудовом процессе, не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не участвует в экономических процессах, не достаточно владеет объемом экономических знаний, при этом не умеет ими распоряжаться во время игры. Отношение к рекламе и деньгам не отличается осознанностью.

    Слайд 16

    Средний уровень. Ребенок охотно участвует в играх, участвует в создании игровой обстановки. Действует в принятой роли , пытается передать не только систему действий , но и характер игрового персонажа. В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, следует правилам. Проявляет настойчивость в достижении результата. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий , устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники , современных машин и механизмов в труде. Может объяснить , чем заняты родители , в чем ценность их труда , имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Ребенок участвует в экономических процессах , при этом получает экономические знания и опыт. Умеет этими знаниями распоряжаться. Осознает назначение денег и рекламы.

    Слайд 17

    Высокий уровень. У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. В играх с готовым содержанием следует правилам , контролирует действия других играющих. Придумывает новые варианты игр. Самостоятельно моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослого. Владеет речью – доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых. Знает основные экономические понятия и категории, способен к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью.

    Слайд 18

    Экономическое представление у старших дошкольников посредством сюжетно – дидактических игр способствует : формированию экономического сознания дошкольника; приближению к реальной жизни; пробуждению экономического мышления, получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них, обогащению детского словаря, выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честно зарабатывать. Проделанный объем работы повысил уровень знаний детей в экономическом развитии. Воспитывая у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умения беречь вещи, предметы и пользоваться ими по назначению, сформировались представления о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд.

    Слайд 19

    Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.,1992. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.М.,1985. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство – Пресс, 2004. Мазеева Т.С. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. №2. Минкевич Л.В., Белошапкина С.В. Экономика и дети. // Воспитатель. 2008. № 9. Новоселова С.Л. Игра дошкольника . М.,1989. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику. Детство – Пресс. 2008. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание ? // Дошкольное воспитание.1989.№1; 1994. № 8. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М. 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

    Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр

    Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них....

    Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

    Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

    Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

    Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

        Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

    СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

    В статье рассматриваются возможности  социально – коммуникативного развития детей в процессе  использования игровой деятельности. Рассматривается  возможность расширения образоват...