Главные вкладки

    Формирование межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Светлана Самохвалова

    Концептуальное изложение педагогического опыта

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План:

    Введение

    I Теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.

    1.1.Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.                                                  

    1.2 Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте: понятие, этапы, структура, особенности.                                                                                      

     II Практические аспекты организации сюжетно-ролевой игры, направленные на формирование межличностных отношений дошкольников.

    2.1 Предметно-пространственная образовательная среда.

    2.2 Перспективный план сюжетно- ролевых игр в подготовительной группе.

    2.3. Реализация долгосрочного проекта «Детсад ТВ».

    2.4 Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта.

    2.5 Взаимодействие с родителями.

    2.6. Выявление эффективности.

    Заключение

    Введение

    Уже в дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру.  Следовательно детский коллектив должен быть базой накопления детьми разностороннего положительного опыта.  

              Cюжетно -ролевая игра –это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными они ни казались.                              

    Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстни ков. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена  известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В.  Краснощековой. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.

    На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.                                                                                                                                                                                                                                      

    Данную тему, я выбрала потому что меня волновали отношения между детьми моей группы. Не было сплоченного коллектива, дети делились на микрогруппы, которые тяжело шли на контакт между собой. Присутствовала грубость, агрессия, неуважительное отношение как к друг другу, так и ко взрослым. Исправить эту ситуацию я решила с помощью сюжетно-ролевых игр. Ведь именно игра занимает центральное место в процессе усвоения норм и правил, в которой сюжет и роль являются их моделями.

    На мой взгляд, данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, в связи внедрением ФГОС ДО, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

    Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры, способствующие формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста.

    Гипотеза: если педагог будет систематически организовывать сюжетно-ролевые игры детей, то это будет способствовать формированию их межличностных отношений.

    Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достаточно практических исследований в области условий развития межличностных отношений дошкольников в игре, поэтому мое исследование является одним из новых исследований. Инновационным также является реализация проекта «Детсад ТВ» в рамках формирования межличностных отношений дошкольников.

    Цель исследования: формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.  

    Задачи:

    •  Освоить современные технологии и методы организации игры.
    • Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
    •  Создать предметно-пространственную образовательную среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

    I Теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.

    1.1.Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.

    Межличностные отношения (в детском возрасте) - субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности (В.В. Абраменкова).                                                                                        Межличностные отношения зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения дети живут среди людей и неизбежно вступают с ними в определённые отношения. Этот опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.

    В условиях детской группы могут быть выделены различные пласты межличностных отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые-это нормы, образцы поведения являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Другие проявления - это симпатии и антипатии детей. Они имеют место в ситуациях возможных конфликтов, например, при распределении ролей в игре. Что касается личностно-смысловых межличностные отношений, то они осуществляются ради другого человека - партнера по совместной деятельности. В этом случае члены группы начинают переживать интересы и потребности другого, как свои собственные. Когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей (например, младшего брата или заболевшей бабушки), тогда ярко проступают его личностно-смысловые отношения. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни отношений, например, эмоционально-оценочные.

    Так как межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития, они нередко с трудом интерпретируются. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Именно это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

    1.2 Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте: понятие, этапы, структура, особенности.

    Сюжетно-ролевые игры - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой. То есть вид человеческой деятельности (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений (С.А. Козлова). Эти игры имеют свою специфику, которые отражают самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети.

    Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим в игровой обстановке (Л.С. Выготский).

    Сюжетно-ролевая игра имеет несколько разновидностей:

    • игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т.п.);
    • игры в семью;
    • игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). [16, 89]

    Т.А. Куликова в сюжетно - ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

    Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Одним из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В.И. Логинова и П.Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные. Основным содержанием сюжетно - ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда и т.д. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Наличие роли в игре обозначает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. [8, 285]

    Правила организации сюжетно - ролевой игры в ДОУ:

    Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает роль умеющего хорошо и интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

    Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

    На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двойной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

    Собственно, игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. И взрослые тоже играют. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности, дети тесно общаются между собой, тем самым формируются межличностные отношения. Именно в этом и заключается колоссальное значение сюжетно-ролевой игры.

    II. Практические аспекты организации сюжетно-ролевой игры, направленные на формирование межличностных отношений дошкольников.

     Этапы проведения

                      Работа по теме

              Результат

    1 этап

    (сентябрь)

    1.Изучение методической литературы:

     а) разработать  и внедрить Рабочую программу совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительной группы "Математическая",

    б) Комплексное тематическое  планирование.

    Изучение статей в журналах:

    «Воспитатель ДОУ»,

    «Дошкольное воспитание»                2.Мониторинг  детей.

    1 Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа "Математическая"

    Составлена основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

    2 этап  (октябрь-ноябрь)

     1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

     «Доктор Айболит»,

     «Магазин»,

    «Салон красоты»,

     «Кухня».

    2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 2).

     1. Центры сюжетно-ролевых игр.

                                                               

    2. Картотека сюжетно-ролевых игр.

    3 этап (в течении года)

     1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

    2. Работа с детьми по перспективному плану.

     3. Долгосрочный проект «ДетсадТв»

     1.Перспективный план по формированию межличностных отношений.

    2. Сюжеты «Детсад ТВ»

    4 этап (январь-февраль)

     1.Анкетирование родителей

     2.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

     3 Составление консультационного материала для родителей по формированию межличностных отношений дошкольников.

     4. Рассылка консультационных материалов для родителей, фото и видео материалов с помощью интернет реурсов (электронная почта, социальные сети, Яндекс Диск).

    5. Мастер-класс для родителей по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    6. Трансляция сюжетов Детсад ТВ в холле детского сада для родителей и сотрудников учреждения.

     

     1.Анкеты.

    2. Консультационный материал

    3. Фото, видео отчеты.

    4. Мастер-классы для родителей и воспитателей.

     

     5 этап (май)

    1. Контрольный мониторинг детей.

    2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

     1.  Аналитические справки по мониторингу.

    2. Фотоальбом

    2.1 Предметно-пространственная образовательная среда.

    Разработанная в группе предметно-пространственная образовательная среда обеспечивает высокое качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию и воспитанию детей. 

    Правильно организованная предметно-пространственная образовательная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от воспитателя, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

    Сюжетно-ролевая игра имеет очень важное значение в жизни каждого ребенка. Через игру дети знакомятся с различными профессиями, учатся общаться с другими, жить в коллективе. Я постаралась хорошо продумать предметно-пространственную образовательную среду в своей группе. Дети в любое время по желанию могут выбрать игру, найти себе партнеров, распределить роли и интересно играть. Развивающих игр много, но дети очень любят сюжетно-ролевые игры, здесь они раскрываются полностью, проявляя свой характер и порой не с лучшей стороны, всем хочется выполнять главную роль, а от этого зависит ход игры. Наблюдая за игрой детей заметно как они отражают реальную жизнь, которую видят, и так хочется сказать родителям, будьте осторожны в словах, поступках, когда вы под контролем детских глаз. И самое главное сюжетно-ролевая игра формирует межличностные отношения.

    Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

     Перед организацией сюжетно-ролевых игр, провожу предварительную работу.

            Содержание предварительной работы:

    1. чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
    1. рассматривание иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
    1. игры–упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

            Благодаря такой подготовке дети учатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. Чтобы сюжетно-ролевая игра принесла максимальную пользу в формировании межличностных отношений у детей, стараюсь направлять сюжеты игр, таким образом, чтобы они развивали у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, старались эмоционально содействовать друг другу, оказывать помощь, сочувствовать.

    При организации игр я также стараюсь учитывать особенности современной социальной жизни детей. С каждым годом появляется всё больше новой техники (новые модели машин, бытовой техники). В нашей речи появляются новые слова: планшет, айфон; новые профессии: торговый представитель, менчендайзер, менеджер, полицейский, оператор, МЧС.

    2.2 Перспективный план сюжетно- ролевых игр в подготовительной группе.

    Дата

    Название

                           Задачи

    Сентябрь

    1неделя

     «Школа»

    1.Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    2.Формировать умения понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    3.Расширять сферы социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставлять возможности занимать различные позиции взрослых и детей (учитель- ученик).

    2 неделя

    «Юные экологи»

    1.Создавать условия и поощрение социального творчества детей, формирование умений распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.

    2.Формировать навыки речевого этикета.

    3.Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов.

    4.Формировать знания детей о значимости работы экологов для сохранения природы, ее социальной значимости.

    3 неделя

    «Пираты морей»

    1.Формировать у детей умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый детский коллектив. 2.Способствовать созданию необходимых построек, формировать умения пользоваться предметами- заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. 3.Развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

    4 неделя

    «Этот праздник-День рождения»

    1.Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.

    2.Воспитывать чуткость, внимание к «гостям» и «имениннику». 3.Способствовать закреплению знаний этикета, культурных навыков.

    4.Отображать в игре явления общественной жизни.

    Октябрь

    1 неделя

    «Моя семья»

    1.Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

    2. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

    3.Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия.

    4.Развивать знания детей о ценности семейных отношений.

    2 неделя

    «Речное путешествие»

    1.Способствовать закреплению умения детей реализовывать и развивать сюжет игры.

    2.Формировать  и уточнять представления детей о видах речного транспорта. 3.Закрепить знания детей о значимости труда взрослых- работников речного порта- для городов и сел.

    4.Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры.

    3 неделя

    «Путешествие по Тобольску»

    1.Закреплять у детей умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы- заместители. 2.Способствовать развитию умения действовать по речевой инструкции. 3.Развивать воображение, память, речь; формировать интерес к окружающему, совместным играм.

    4.Закрепить представление о городе, его достопримечательностях; воспитывать уважение к людям разных профессий.

    4 неделя

    «Почта России»

    1.Способствовать развитию умения детей использовать в игре предметы- заместители, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    2.Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты.

    3.Закрепить умение отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

    4.Развивать умение действовать с предметами и без предметов, практическое применение знаний о количестве и счете, рассказывать о выполняемых действиях.

    5 неделя

    «Мир транспорта»

    1.Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью.

    2.Способствовать развитию умения моделировать ролевой диалог, обогащать речь детей, развивать чувство ритма. 3.Закрепить знания о видах транспорта, их особенностях.

    4.Воспитывать желание участвовать в совместных играх.

    Ноябрь

    1 неделя

    «ГИБДД»

    1.Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью.

    2. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор- водитель», «инспектор –пешеход». 3.Развивать диалогическую речь детей.

    2 неделя

    «Ателье. Дом мод»

    1.Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

    2.Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.

    3.Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.

    4.Развивать диалогическую речь детей.

    3 неделя

    «Театр»

    1.Способствовать обучению детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательные отношения между детьми.

    2.Закреплять представления об учреждениях культуры, их социальной значимости.

    3.Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

    4 неделя

    «Цирк, цирк, цирк»

    1.Способствовать развитию умения распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. 2.Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

    3.Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах.

    4.Закреплять знания о цирке и его работниках.

    Декабрь

    1 неделя

    «Юные исследователи»

    1.Закреплять и расширять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда.

    2.Способствовать развитию умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    3.Формировать умение моделировать игровой диалог.

    4.Воспитывать уважение к людям разных профессий.

    2 неделя

    «Зоопарк»

    1.Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

    2.Расширять представления о гуманной направленности труда работников зоопарка.

    3.Уточнить знания детей об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, экскурсовод и др. расширить и уточнить знания детей об основных процессах по обслуживанию животных.

    3 неделя

    «МЧС»

    1.Создавать условия и поощрять социальное творчество.

    2.Продолжать формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончании сюжета снова объединяться в единый коллектив.

    3.Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

    4. Развивать речь детей.

    4 неделя

    «Семья»

    1.Создавать условия для творческого воспроизведения в игре быта семьи. 2.Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

    3.Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т.д.

    4.Развивать и уточнять знания детей о ценности семейных отношений.

    Январь

    3 неделя

    «Музей»

    1.Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними.

    2.Отображать в игре события и нормы общественной жизни, поведение в культурных местах.

    3.Закреплять умение внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. 4.Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

    4 неделя

    «Аптека»

    1.Совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества.

    2.Отражать в игре явления социальной действительности.

    3.Закреплять правила поведения в общественных местах. Формировать навыки речевого этикета.

    5 неделя

    «Библиотека»

    1.Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. 2.Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек.

    3.Расширять и уточнять знания о работниках библиотек, развивать память, речь детей.

    4.Закрепить правила поведения в общественных местах.

    Февраль

    1 неделя

    «Дизайнерская студия»

    1.Развивать умение самостоятельно распределять роли, формировать навык речевого этикета.

    2.Создавать условия для включения в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты.

    3.Продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

    4.Закреплять и уточнять знания детей об окружающей жизни.

    2 неделя

    «Больница»

    1.Закреплять умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

    2.Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

    3.Воспитывать уважение к труду медицинских работников.

    4.Закреплять правила поведения в общественных местах.

    3 неделя

    «Граница»

    1.Способствовать развитию военно- патриотической подготовке дошкольников.

    2.Продолжать формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. 3.Развивать диалогическую речь детей. 4.Воспитывать смелость, развивать выносливость.

    4 неделя

    «Мы-моряки»

    1.Развивать умение самостоятельно распределять роли, выполнять соответствующие им действия.

    2.Создавать условия для самостоятельного выполнения необходимых построек.

    3.Отображать в игре знания детей об окружающей жизни.

    4.Формировать навык позитивного общения детей и доброжелательных отношений в группе.

    Март

    1 неделя

    «Дочки- матери»

    1.Закрепить умение отображать в игре явления общественной действительности.

    2.Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета обстановку для обыгрывания. 3.Воспитывать уважительное отношение к маминой работе по дому, по уходу за членами семьи и т.д.

    4.Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.

    2 неделя

    «Театр»

    1.Способствовать развитию умения действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. 2.Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.

    3.Закрепить знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра.

    4.Развивать выразительность речи.

    3неделя

    «Путешествие в мир

    игрушек»

    1.Упражнять детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции.

    2.Способствовать развитию умения моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки.

    3.Развивать воображение, речь, речевую выразительность.

    4.Формировать интерес к совместным играм, воспитывать дружеские взаимоотношения.  

    4 неделя

    «Студия красоты

    «Модница»»

    1.Развивать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    2.Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

    3.Способствовать развитию умения создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами- заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    4.Закреплять знания детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем, развивать творческое воображение.

    Апрель

    1 неделя

    «Экологи»

    1.Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы  в соответствии с игровым замыслом.

    2.Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

    3.Продолжать формировать навыки речевого этикета.

    4.Развивать умение отображать в игре события социальной действительности.

    2 неделя

    «Космическое путешествие»

    1.Способствовать развитию умения самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    2.Закреплять знания детей об исследователях космоса, и специфических условиях труда исследователей.

    3.Развивать творческое воображение, связную речь детей.

    4.Развивать умение моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы- заместители.

    3 неделя

    «Улицы города»

    1.Закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. 2.Отражать в игре взаимоотношения между играющими, закреплять знание правил дорожного движения.

    3.Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботясь о сохранности техники.

    4.Развивать память, речь детей.

    4 неделя

    «Юные строители»

    1.Продолжать развивать умение детей действовать в соответствии с выбранной ролью.

    2.Закреплять умение использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы. 3.Отображать в игре знания об окружающей жизни, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры.

    4.Развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

    Май

    1 неделя

    «Супермаркет»

    1.Способствовать развитию умения согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

    2.Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

    3Совершенствовать диалогическую речь детей.

    4.Показать в игре социальную значимость работников торговли.

    2 неделя

    «Моя семья»

    1.Совершенствовать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

    2.Отображать в игре знания об окружающей жизни, о быте и устоях семьи. 3.Совершенствовать умение детей самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с выбранной ролью, самостоятельно создавать необходимые постройки, закреплять навык доброжелательного отношения детей. 4.Развивать память, диалогическую речь детей.

    3 неделя

    «Телестудия»

    1.Закреплять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать в игре, что их труд коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

    2.Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

    3.Развивать интерес к окружающему, совместным играм детей.  

    4.Совершенствовать умение творчески развивать сюжет игры.

    4 неделя

    «Поликлиника»

    1.Совершенствовать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового замысла снова объединяться в единый коллектив.

    2.Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

    3.Воспитывать уважение к труду медицинских работников.

    4.Закреплять правила поведения в общественных местах.

    5 неделя

    Игры по выбору детей.

    1.Совершенствовать умение самостоятельно выбирать игру, определять сюжет.

    2.Способствовать закреплению умения самостоятельно подбирать необходимые атрибуты, предметы- заместители, создавать необходимые постройки для обыгрывания того или иного сюжета. 3.Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей.

    4.Совершенствовать умение понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    2.3. Долгосрочный проект Детсад ТВ.

    Детские проекты нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

    Хотелось бы представить свой опыт по внедрению долгосрочного проекта «Детсад ТВ» в работу детского сада. Ведущий вид деятельности- сюжетно-ролевая игра «Телевидение».

    Знакомство с телевидением - неотъемлемая часть сегодняшней жизни, средство социального развития ребёнка дошкольного возраста. Познание основ журналистики, особенно телевизионной, развивает целый комплекс навыков и умений детей. Развивается речь, ребёнок запоминает верное произношение слов и построение фраз, учится общаться и работать в коллективе. Кроме того, работая над каждым выпуском телевизионной передачи, дошкольники познают много нового и интересного.  

    Актуальность проекта и его новизна заключаются в том, что он предполагает высокую степень освоения старшими дошкольниками новых информационных технологий и использование их возможностей в своей деятельности.

    Главной идеей данного проекта является формирование информационно-образовательной среды обладающей высокой степенью эффективности обучения и воспитания. Создание на постоянной основе теленовостей, телевизионных передач о жизни детского сада на таком уровне, чтобы они стали его неотъемлемой частью.

    Цель проекта: создание нового информационного ресурса для развития творческих и исследовательских способностей старших дошкольников, активизации их личностной позиции.

    Задачи:

    - Развивать способность детей самостоятельно определять свою позицию и взгляды на окружающий мир;

    - Формировать умение работать в коллективе;

    - Формировать умение без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

    - Развивать уверенность в своих силах, умение и желание представить результат своей работы;

    -Создать новый нетрадиционный вид сотрудничества с родителями.

    Работа над проектом началась в старшей группе. Были созданы первые репортажи, в формате видео-открытки, где дети на различных праздничных мероприятиях обращались с поздравлением к родителям или сотрудникам детского сада.                          

    В течение года было проведено несколько бесед по ознакомлению с телевидением, профессиями людей, работающими на телевидении: режиссёр, костюмер, журналист, оператор… Дети узнали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий: наблюдательность, внимательность, хорошая память.

    Беседуя о любимых детских телепередачах, ребята посмотрели сюжет и познакомились с одной из первых детских телепередач «Спокойной ночи, малыши». Дети с интересом сравнили выпуски передачи и её героев из 70-х годов с современными выпусками, а также с современными детскими передачами.

    В основу работы с детьми положен «приём погружения» детей в тему, проблему, которая дает им возможность глубоко почувствовать то, что хочет донести до них воспитатель. При этом тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития и воспитания.

    Выбор тем для передач старались определить исходя из интересов детей, возраста и по возможности охватить как можно больше сторон окружающей жизни. Так на «Детсад ТВ» появились передачи: «Островок безопасности» (дети готовят сюжеты о безопасности на улицах города, дома, в лесу…), «Маленький ученый» (дети освещают жизнь животных, растений, в основном нашего региона; сюжеты об опытно-экспериментальной деятельности…), «Алёнушкины истории» (сюжеты о событиях в нашем детском саду-праздничные мероприятия, выставки, конкурсы), «Мой город» (сюжеты о различных мероприятиях, проводимых в Тобольске).

    В ходе реализации проекта дошкольники смогли почувствовать себя настоящими ведущими, корреспондентами, операторами, дикторами. Каждый с желанием брался за работу, открывал для себя мир взрослых, мир телевидения с другой стороны экрана. «Детсад ТВ» решил поставленные задачи. Наше телевидение объединило весь детский сад.

    2.4. Взаимодействие с родителями

    Состав семей у воспитанников группы неоднороден, поэтому мне в первую очередь,  следовало уделить огромное внимание работе с семьей, чтобы скорректировать, сформировать межличностные отношения в семье. Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей они нередко воспитывают умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

    Для того, чтобы родители лучше смогли узнать себя, раскрыть свой внутренний мир, понять свои ощущения и переживания по поводу воспитания были проведены встречи за круглым столом. Развивая взаимопонимание взрослых и детей, используя для этого вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и т.д) формировались позитивные формы общения. Развивала интерес родителей к играм детей, получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности. Таким образом, родители получили знания о формировании и развитии межличностных отношений дошкольников, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое здоровье. В результате в группе был создан особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми.

    Кроме того мной был разработан консультационный материал для родителей:

    «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Играем вместе с ребёнком», «Нескучные выходные», «Сюжетно-ролевые игры в домашних условиях» (Приложение 3). Были проведены мастер-классы по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (Приложение 4).

    2.5 Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта.

    В рамках обобщения и распространения педагогического опыта, мной был разработан консультационный материал для воспитателей по данной теме. Были проведены открытые мероприятия «Как организовать сюжетно-ролевую игру в соответствии с требованиями ФГОС», мастер-классы «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм». Также в рамках городского методического объединения мной было проведено мероприятие «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации старших дошкольников». Кроме того, сюжеты долгосрочного проекта «Детсад ТВ», транслировались в холле детского сада.

           

    2.6 Выявление эффективности.

    Для исследования уровня сформированности межличностных отношений использовалась диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре». Протокол исследования представлен в Приложении 1.

    Таким образом, на начальном этапе мы получили следующие результаты:  

    • высокий уровень сформированности межличностных отношений у детей в испытуемой группе 13,6% (3 ребёнка)
    • средний уровень показали 54,5 % (12 детей);
    • низкий уровень выявлен у 31,9 % (7 детей).  

     В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что межличностные отношения находятся, в основном, на низком и среднем уровнях развития.

    Для выявления эффективности применения комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию межличностных отношений была проведена повторная диагностика. На контрольном этапе использовалась та же методика, что и на входной диагностике, с той же группой детей: 22 ребенка. При проведении повторной диагностики условия организации были максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа эксперимента отображены в Приложении 1 (Таблица 2).

    В результате повторной диагностики и наблюдений за детьми в сюжетно-ролевых играх и за поведением в реальной окружающей обстановке выявлено, что некоторые дети стали свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми. Многие дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнёра по общению (умение сопереживать неудачам или радоваться успехам друг друга), научились согласовывать свои желания с мнением других участников игры, научились спокойно, аргументированно доказывать свою точку зрения.

    Таким образом, в результате контрольного этапа эксперимента отмечен следующий уровень сформированности межличностных отношений:

    Высокий уровень – 36,4% (8);

    Средний уровень – 59,1 % (13);

    Низкий уровень – 4,6 % (1).

    Сравнивая результаты уровня сформированности межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре, констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы можем констатировать, что есть заметные улучшения. Сравнительные результаты контрольного этапа эксперимента представлены в Приложении 1 (Рис. 3) – в виде гистограммы.

    Следовательно, в результате контрольного этапа эксперимента, уровень сформированности межличностных отношений у детей значительно возрос. Дети, показавшие низкий уровень перешли на средний, дети со средним уровнем показали высокие результаты.

    Это позволяет сделать вывод о том, что в результате использования комплекса сюжетно-ролевых игр, который позволяет проводить систематическую и последовательную работу, уровень развития межличностных отношений у детей значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с первоначальными, что подтверждает гипотезу об эффективности использования комплекса сюжетно-ролевых игр, влияющих на развитие межличностных отношений.

    Заключение

    Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтверждена. Доказано, что межличностные отношения дошкольников определяются их личностными особенностями и формируются в сюжетно-ролевой игре.

    Многие дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнёра по общению (умение сопереживать неудачам или радоваться успехам друг друга), научились согласовывать свои желания с мнением других участников игры, научились спокойно, аргументированно доказывать свою точку зрения.

    Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы.

    В моих планах на будущее продолжить работу в этом направлении. Ведь с помощью сюжетно-ролевых игр можно, на мой взгляд, решить любые поставленные образовательные и воспитательные задачи. Помимо этого, хотелось бы продолжить работу над проектом «Детсад Тв». Ведь у детей каждый день-день новых открытий, которыми они хотели бы поделиться и именно сюжетно-ролевая игра «Телевидение» может им в этом помочь.

    Список использованной литературы

    1.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.:Педагогика, 2009. - 140 с.

    2.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд. / А.А. Бодалев. - М. Международная педакадемия, 2009.- 347 с.

    3.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. - 159 с

    4.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. - Л., 2007

    5.Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Педагогика, 2010.- 242 с.

    6.Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009.-112 с.

    7.Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009. - 67 с.

    8.Заморев С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. - СПб.:Речь, 2010.-135 с

    9.Комарова Н.Ф. Диагностика межличностных отношений в игре / Н.Ф. Комарова.-Нижний Новгород, 2008.

    10.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей / Л.Н. Кряжева. - Ярославль: «Академия развития», 2007.-220 с

    11.Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев, 2007. - 112 с.

    12.Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение, 2009.- 320 с.

    13.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2010.-180 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

    «Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»

    «Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»          В данной статье рассматривается про...

    Литература по проблеме формирования межличностных отношений старших дошкольников.

    Здесь приведен полный перечень источников, которые были использованы мной при исследовании вопроса формирования межличностных отношений старших дошкольников. Материал может быть полезен не только педа...

    Методический материал по теме "Формирование межличностных отношений старших дошкольников"

    Здесь представлены игры и упражнения на развитие межличностных отношений старших дошкольников, а также художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций....