КВЕСТ – ИГРА «Путешествие по реке времени или как появились деньги»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Ушкалова Виктория Анатольевна

КВЕСТ – ИГРА

 «Путешествие по реке времени или как появились деньги»

Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.

Задачи:

  • расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги,
  • актуализировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
  • воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
  • побуждать детей к активному участию; способствовать гармонизации детских отношений.

Предварительная работа:

разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды; подготовить «монетки» и листы с заданиями по каждой станции; наградной материал по итогам игры и атрибуты для игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВЕСТ – ИГРА

 «Путешествие по реке времени или как появились деньги»

Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.

Задачи: 

  • расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги,
  • актуализировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
  • воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
  • побуждать детей к активному участию; способствовать гармонизации детских отношений.

Предварительная работа:

разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды; подготовить «монетки» и листы с заданиями по каждой станции; наградной материал по итогам игры и атрибуты для игр.

Ход игры:

Ведущий: Игра у нас сегодня будет не обыкновенная, а «Квест» – игра-бродилка по территории нашего детского сада под названием «Путешествие по реке времени или как появились деньги». Для начала нам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитана.  

(Дети достают фишки с коробки и делятся по одинаковым картинкам. Выбирают капитана команды)

Ведущий:  Дорогие друзья, случилась беда злая Бабушка Яга украла у нас ключ от «КОПИЛКИ-СУНДУЧКА». И нам с вами предстоит  забрать у не ключик. Но как, вы узнаете, Бабушка Яга хитренькая, просто так не отдаст, только если вы выполните всех ее заданий. И ключик у нее можно только купить за денежку, ведь она еще жадненькая.

Ведущий:  Все команды начнут путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут по разным маршрутам. Маршрут состоит из нескольких этапов. На каждой станции вам нужно решать разные задания, тогда вы получаете золотую монетку. В итоге вам нужно собрать все монеты. Когда мы вновь соберемся в этом зале, и мы сможем справиться с основным заданием и открыть волшебный сундук! Побеждает та команда, которая больше всех соберет монеток.

Сейчас капитаны команд получат маршрут вашего путешествия.

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу)

Ведущий:  А, для того, чтобы вам было куда собирать ваши монетки, давайте сначала сделаем «КОШЕЛЁК»

Создание оригами – кошелька.

Ведущий:  Ну, что же наши кошельки готовы! Друзья, все что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу, все свои знания и смекалку, дружбу и находчивость. Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!

Ведущий:  Итак, команды готовы, в путь!

СТАНЦИЯ 1« Древний мир» (помещение группы)

(команду встречает Старичок – Лесовичок) 

Лесовичок: Здравствуйте, дорогие друзья! Зачем пожаловали? (ответы участников) Вы конечно знаете, для того что бы что-то купить, за это нужно заплатить. А чем мы расплачиваемся? (ответы) Молодцы! А вы знаете, как появились деньги? (ответы)

Лесовичок.:  У меня по лесу протекает река, это не обычная река, а «река времени».

Первая остановка – древний мир. Было время, когда люди еще не знали, что такое деньги, и они просто обменивались необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки, зерно. Давайте и мы с вами попробуем совершить обмен.

Игра « Обмен».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Лесовичок.:  Каждому из вас я сейчас дам карточки с изображение товара, который вы можете обменять на тот, который вам нужен, вот вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную необходимую вам вещь. 
Лесовичок.: Видите, без денег было не очень удобно обмениваться друг с другом, нужно было носить товар с собой. Это было тяжело, занимало много места. В карман не положить, как деньги.

Лесовичок: - Молодцы. За выполнение всех заданий вы получаете свою монетку. А вы дальше плывите по реке времени, интересно, куда она вас приведет.

СТАНЦИЯ 2 «Древний Египет» ( физкультурный зал)

(команду встречает Кикимора)

Кикимора: Ути- ути, батюшки! Кто это ко мне приплыл. Наверно вы потерялись… как ЗДОРОВО! Сейчас я вас СЪЕМ!

Кикимора: Чего вы ко мне пришли? (участники рассказывают)

 Кикимора:  Ну, это точно вы ко мне приплыли, я про историю денег все знаю. Так  Древнем  Египете  изобрели первые деньги, каменные. Они были разной формы и размера. Потом научились добывать металл и деньги стали изготавливать из драгоценных металлов (золото, серебро), а еще из  меди и бронзы. Так появились  монеты.

Кикимора: А давайте поиграем.

Подвижная игра « Мы монетки»

Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

Игра повторяется – дети меняются ролями.

Кикимора:  Молодцы! Замечательно поиграли! Получаете свои монетки. Да дальше по реке времени отправляйтесь.

СТАНЦИЯ 3 « Древний Китай» (кабинет методиста)

Леший: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и до меня добрались и в Древнем Китае оказались.

У металлических денег все же оказался один важный недостаток – они тяжелые и занимают много места. И люди придумали выход. Появились первые бумажные деньги. Они были очень большого размера, как лист бумаги. В Китае мало полезных ископаемых и там не из чего было делать монеты, поэтому они делали бумажные деньги из коры тутового дерева. А расписывались они иероглифами – китайскими буквами.

«Китайская мастерская» 
Леший: Каждому из вас приготовлены заготовки для росписи, и вы как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, закрасить трафарет образца иероглифа,  (Звучит китайская мелодия). Рисуем

Леший:  Молодцы, детишки! Браво, дорогие мои друзья!!! А, вот и вам ваши монетки.

СТАНЦИЯ 4 « Современный мир» ( кабинет логопеда)

Водяной: Вот и до меня добрались, наверно на все вопросы моих заклятых друзей ответили. А вы знаете, что деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. А металлические деньги – монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.

И для вас задание непростое ,я тут с Кикиморой поссорился она взяла да все мои денежки порвала, может поможете их из кусочков собрать.

Игра « Собери  купюру. 

В конвертах разрезанная 1000 и 5000 купюры. Дети собирают картинку.

 Водяной:  Ребята, что вы собрали? А в какой стране используют эти деньги? Молодцы, детишки! А, вот и вам ваши монетки.

СТАНЦИЯ 5 « Где хранят деньги» (коридор детского сада)

Кощей: Вы зачем ко мне пришли, хотите злато мое украсть, да не получится у вас. Я теперь умный, все свое богатство в сундуках сдал на хранение. А вот вы умеете хранить деньги. Сейчас узнаем, отгадаете ка  загадки.

         Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги)

         Глиняная кошечка:
В голове - окошечко(Копилка)

         Нас, сестёр, в рубле сто штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь — нет и рубля
.  (Копейка)

        В кармане держу я для денежки домик.
Но денежка эта свой домик не помнит -
Сегодня лежит она в доме своём,
А завтра её в магазин отдаём.
И домик пустеет, и домик грустит:
«Когда же другая меня навестит? »  (Кошелёк)

      Москва - 100, Ярославль - 1000, Архангельск - 500. О чём речь?  (Изображения на купюрах)

          Сохранятся, словно в танке,

           ваши деньги в этом... (банке) 

      Где еще хранят деньги (в сундуке, в банке, в сейфе).

Кощей: Молодцы, детишки! А, вот и вам ваши монетки.

СТАНЦИЯ 6 « Пословицы и поговорки» (музыкальный зал)

(команду встречает Баба-Яга)

Баба-Яга:  Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Ну, что выполнили все задания моих друзей? Денежки собрали?

- Ну, а теперь, самое главное задание!

- Деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. А, вы знаете пословицы и поговорки о деньгах? (ответы)

1. Копейка рубль бережет.

2. Всех денег не заработаешь.

3. Деньги приходят и уходят.

4. Когда кошелек легок — на душе тяжело.

5. Дорог хлеб, коли денег нет.

Баба-Яга:  Есть такая поговорка «Накопи – потом купи».

- Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

Игра для вас для разминки… шуточная! 

Двигательная игра «Покупки».

Баба-Яга:  Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Баба-Яга:  Молодцы! Справились, а, сейчас, посмотрите на ваши денежки-монетки, ни чего необычного не замечаете? Положите ваши купюры в порядке возрастания и назовите их мне? А теперь, посчитайте, монетки. У кого больше, тому и ключик достанется!

Каждая команда в конце всех заданий считает монетки

Баба-Яга: 

Маленькая, кругленькая,

Тоненькая, жёлтенькая,

Всему свету миленькая?

И мне она мила, отдавайте мне все свои монетки. А вот и ваша награда – ключ от вашего сундучка.

Воспитатель достаёт из конверта ключ, открывает сундучок

Ведущий:  Дорогие друзья, посмотрите, а вот и наша копилка, давайте ее откроем и посмотрим, что в ней лежит.( в копилке лежат вкусные призы для команд и грамоты)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников).
  2. Стахович Л.В., Семенков Е.В. Серия «Занимательные финансы. Программа Азы финансовой культуры для дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра «Путешествие в королевство времени»

Цель:Расширить и систематизировать представления детей о предметах учета времени - часах....

Конспект НОД с использованием квест-технологии "Путешествие по реке времени"

Конспект  интегрированного занятия  "Путешествие по реке времени" с использованием квест-технологии для детей старших групп дошкольного возраста в игровой форме познакомит с в...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием квест-технологии «Путешествие по реке времени»

Главная цель данного занятия, это освоение  детьми старшего дошкольного возраста временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему):  какие были игрушки, как...

Квест-игра «Путешествие в королевство времени»

Расширить и систематизировать представления детей о предметах учета времени - часах....

Сценарный план квест-игры «Путешествие в страну вулканов» (с элементами интерактивных квест-технологий)

Сценарный план квест-игры может быть использован воспитателем для ознакомления детей с вулканами и развития познавательно-исследовательских навыков детей 5-6 лет. Тип занятия – квест-игра. Участ...

Квест-игра "Путешествие по времени"

Квест на ориентировку по времени....