Методическая разработка конспекта развлечения по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Методическая разработка

конспекта развлечения по обучению финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

 «В мире профессий»

Подготовил педагог-психолог:

 Полесовщикова Н.А.

Стаж: 16 лет

Квалификация: ВКК

Усолье-Сибирское

2022 г

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.

А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Конспект развлечения по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «В мире профессий»

Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги»
  • продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.
  • закрепить понимание экономических категорий «профессия», «специальность»;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
  • расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Развивающие:

  • способствовать развитию интересов детей, их воображения и творческой активности.
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о профессиях. А что такое профессия? (Ответы детей). Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие мы знаем профессии.

Воспитатель:

В гости звать его не надо,

Он всегда приходит сам.

В сумке доставляет радость

По домашним адресам.

В настроенье приподнятом

Телеграммы носит в дом.

Потому что он, ребята,

Кто, скажите? ...(Почтальон)

Воспитатель: ребята, слышите кто-то стучится? Входит почтальон Печкин, здоровается и вручает посылку и письмо.

Почтальон Печкин: я предлагаю вам поиграть, игра «Угадайте, какая профессия у человека?» (Почтальон Печкин называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).


Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)

Почтальон Печкин: спасибо вам, ребята, а мне пора работать, я еще не все письма и посылки разнес.

Прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: а теперь давайте поскорее прочитаем письмо и узнаем, что в нем написано.
- Ребята, нам пишет Незнайка, в этом письме он просит нас помочь ему разобраться, людям каких профессий принадлежат предметы в этой посылке. Ну что, ребята, поможем Незнайке?
(Дети по очереди вынимают из посылки предметы и говорят, людям какой профессии это нужно для работы).

Стук в дверь, входит Доктор Айболит. Подходит к детям. Здоровается.

Доктор Айболит: У тебя усталый вид. Может голова болит? У меня рецепт надежный, для тебя кило мороженого….

- У тебя для грусти нет причины. Улыбнись, подмигни и 2 раза повтори: «Я собой горжусь, я на многое гожусь».

- Голова по швам трещит и совсем усталый вид. Прыгни вверх и повтори: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

Доктор Айболит: а вы, ребята, знаете кто я? А какая у меня профессия?

Если заболело ухо,
Или в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет … (врач)
Доктор Айболит: ребята, а чтобы быть здоровым, что нужно делать? (дети отвечают)

Доктор Айболит: Что ж, ребята, вставайте и команды выполняйте:

Все дышите, не дышите,

Все в порядке, отдохните.

Вместе руки поднимите, опустите,

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Погляжу я из очков

На кончики язычков,

А теперь скорее мне ушки покажите,

Покажите ручки мне, ножки покажите.

Да! Осмотром я доволен –

Из ребят никто не болен.
Доктор Айболит: а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?».
(Дети стоят по кругу, Доктор Айболит по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).


Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я стираю, глажу… прачка.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я делаю прививки … медсестра.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я кую железо … кузнец.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я сочиняю стихи … поэт.
Я управляю оркестром … дирижер.
Я ставлю пьесы … режиссер.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я проектирую дома … архитектор.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.

Доктор Айболит Хвалит ребят и предлагает: а давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?».
Молоток – (у столяра)
Кисть – (у маляра, у художника)
Шприц – (у медсестры, ветеринара)
Рубанок – (у плотника)
Мел – (у учителя)
Ножницы – (у парикмахера, у портного)
Расческа – (у парикмахера)
Иголка – (у портного)
Палитра – (у художника)
Указка – (у учителя)

Доктор Айболит благодарит ребят за гостеприимство и прощается. (уходит)

Музыка из песни «Леди совершенство»-муз.М.Дунаевского

Раздается стук в дверь. Входит Мери Попинс.

Мэри Поппинс: Здравствуйте! Моё имя - Мэри Поппинс! А знаете, кто я такая? (ответы детей) 

С малышами я вожусь,
С ними дни все провожу,
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. (Воспитатель)
Я - ваша новая няня.

Ведущая: Простите! А у Вас есть рекомендации?

Мэри Поппинс: У меня правило: никаких рекомендаций!

Ведущая: А как мы узнаем, подходите Вы нам или нет?

Мэри Поппинс: Я само воплощение культуры! Я помогу вам воспитать детей. Я знаю рецепт хорошего воспитания.

Мери Попинс : а сейчас я вам загадаю загадки о людях разных профессий.
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«01» мы набираем,
И на помощь позовем. (Пожарный)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Умело кто ведет машину –
Ведь за рулем не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везет? (Шофер, водитель)
Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …(Продавцы)
Кто постирает нам белье,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом погладит? (Прачка)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)
Кто в школе детей приучает к порядку
И проверяет ребятам тетрадки,
Научит читать и писать, и считать,
Делить, умножать и задачи решать? (Учитель)

Мери Попинс: ну молодцы, ребята!!! Порадовали вы меня, пора нам прощаться. (уходят)

Стук в дверь, входит Карабас Барабас:

Привет, девчонки и мальчишки!

                  Меня вы знаете из книжки!

                 Посмотрите, я какой! С длинной рыжей бородой!

                Я для вас, детишки, самый лучший друг!

                Похлопайте в ладоши, ведь я такой хороший!                

                Громче, громче хлопайте! (стучит плёткой по полу)

Как вы думаете, как называется моя профессия? (директор театра) Я самый главный в театре. Я никому и никогда не доверяю. И сейчас я вас буду проверять.

Карабас Барабас: а еще у меня есть загадки на смекалку и внимание. Послушайте.
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ... (Не продавец, а пастух.)
Стены выкрасила ярко
В нашей комнате … (Не доярка, а маляр.)
Лекарства нам в аптеке
Продаст ... (Не библиотекарь, а фармацевт.)
В ресторане блюдо из дичи
Приготовит умело ... (Не лесничий, а повар.)
На рояле, пианино
Вальс исполнит ... (Не балерина, а пианистка.)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправится смелый и сильный ... (Не пилот, а воздушный гимнаст.)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил ... (Не музыкант, а портной.)

-я предлагаю Вам поиграть, игра «Кто так говорит?».


Кому добавки? (Повар)
Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
Как вас постричь? (Парикмахер)
Приятного полета! (Стюардесса)
Урок окончен. (Учитель)

Карабас Барабас: мне пора возвращаться к себе в театр, иначе мои бездельники совсем работать перестанут. До свидания, ребята!

Стук в дверь. Входит дядя Степа.

Дядя Стёпа: здравствуйте ребята, я пришел сегодня к вам чтобы проверить как хорошо вы знаете профессии. А ещё конечно повеселиться с вами. Но для начала я хочу проверить знаете ли вы кто я такой?

У него серьезный вид,
За порядком он следит.
Ясным днем, ночной порой
Охраняет наш покой. (Полицейский)

Кто не знает дядю Стёпу?

Дяде Степе каждый рад

Знают все что дядя Степа

Защищает всех ребят!

Дядя Степа не бухгалтер,

Не пилот, не пионер,

Знают все что Дядя Степа

Кто у нас? (Милиционер)

Дядя Степа сквозь туман

Посмотрел как капитан,

С морем он давно знаком

В прошлом был он…(моряком)

Дядя Степа: а давайте я поиграю с вами, Игра - соревнование «Подбери признак». Считаем, кто больше подберет слов.


Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
(парикмахер, повар, врач, милиционер).
Физкультминутка «Летчик»
Быть шофером хорошо, (бегают по кругу, «рулят»)
А летчиком лучше! (бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат!
Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)
-В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны)

Чтобы птицы пели.

Дядя Стёпа: я хочу еще с вами поиграть, игра «Кем станут мальчики, кем станут девочки?».
(Дети встают в круг. Дядя Степа называет профессии. Если профессию могут выбрать мальчики, то все приседают, если девочки, то все поднимают руки вверх, если и мальчики, и девочки, то все хлопают в ладоши).

Дядя Стёпа: теперь давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле не было бы людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.) Готовы?
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».


Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д.

Дядя Стёпа: ребята, а теперь, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, какая профессия самая важная? (Ответы детей)
Дядя Стёпа подводит детей к выводу, что все профессии важны – все профессии нужны.
- Ребята, а вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастите. Ответы детей (Я хочу быть…)

Дядя Стёпа: ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (игрушки, мебель, вещи)

Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда.

– А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители?

- Какую пользу они приносят? (шьют одежду, лечат, продают одежду, готовят пищу, перевозят груз, обучают детей в школе….)

– Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)

– Что получают люди за работу? (Зарплату)

- Для чего человеку нужны деньги?

Игра «Зачем нам нужны деньги?».

Объясняю вам, как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? И, конечно, я вам буду немножко помогать (ответы: да!).

Начинаем: Зачем нам нужны деньги?»:

чтобы покупать игрушки;

чтобы покупать продукты;

чтобы платить за квартиру;

чтобы сходить в игровой центр;

чтобы заплатить за проезд на транспорте;

чтобы покупать подарки и т.д.

Если дети затрудняются, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например:

- Если мы едем на такси, то мы платим?

- Если мы захотели подарить кому-то игрушку, то мы будем платить за игрушки? И т.д.

-Молодцы! Я хочу вам напомнить, что потребности бывают не только материальные – еда, одежда, предметы быта, но и бывают потребности духовные – ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА и ДОБРО!

– Всякая ли работа оплачивается?

(Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима)

Вывод: Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

Дядя Стёпа: ну что, ребята, мне пора, иду на свой пост. До свидания, ребята.

Воспитатель: наше мероприятие подходит к концу, нам пора прощаться.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Домашнее задание: приготовить рассказ о том, какое значение имеет папина работа по дому для всей семьи.

Библиографический список

  1. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
  2. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
  3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
  4. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
  5. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. - 1998-№5.-с.12-16.
  6. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
  7. Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 1999.-240с.
  8. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно- методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Проект «Методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность нашего  проекта определяется необходимостью поиска наиболее перспективных инновационных направлений работы  педагогической общественности с детьми старшего дошкольного возраста ...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Увлекательная квест-игра поможет детям окунуться в мир финансов.. Главный герой - ворона, которая  поможет детям найти клад. Но для этого надо выполнить много интересных заданий. В ходе выполнени...

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зачем нужно работать?»

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зачем нужно работать?» ...

Методическое пособие для воспитателе "Значение формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит опр...

Лэпбук по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире экономики"

Лэпбук по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире экономики"...