План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности

Актуальность:

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.        

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на  освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.        

 Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_finansovaya_gramotnost.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» Матвеевой Жанны Владимировны на 2021-2022 учебный год

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности

детей среднего дошкольного возраста

в игровой деятельности»

Актуальность:

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.        

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на  освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.       

 Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: формирование элементарных экономических навыков и знакомство с

азами финансовой грамотности.

Задачи:

  •  Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  •  Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  •  Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  • Познакомить с термином «реклама».
  • Познакомить детей с нравственными понятиями  – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
  • Учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.


Предполагаемый результат:

Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышение теоретического и педагогического уровня, компетентности по экономическому воспитанию дошкольников.

Родители:

повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.

Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство…).

Основные формы реализации программы по самообразованию:

  • Беседы.
  • Игровые занятия.
  • Дидактические игры.
  • Моделирование ситуаций – тренингов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Работа с родителями:  досуги, беседы и консультации

 

  1. Тематический план:

  Сентябрь. Изучение методической литературы

1.Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания

2.Изучение учебной и научно-методической литературы;

3.Изучение новых программ и педагогических технологий;

4.Составление картотеки  игр по финансовой грамотности для детей 4-5 лет.

5.Разработка игровых занятий и бесед для детей по данной теме.                               

Октябрь. «Финансовая азбука»


1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.)

2.Словесная игра «Что мне нужно?»

3. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег»

4. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
5. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)
6. Беседа с детьми «Потребности семьи». Д/и «Моя семья»
7. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

Ноябрь. «Труд»


1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
 

2. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Игрушка своими руками»,

3. Чтение произведений: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш.

Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка

«Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т.

Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

4. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

5. Чтение стихов о труде.

6. Пословицы, поговорки, загадки о труде и профессиях.

7. Путешествие в Страну профессий. Д/и «Кому что нужно?»

8. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).

9. Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

10. Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Декабрь. «Всякому делу надо учиться»


1. Беседа «Зачем всему надо учиться?» 
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал  разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
4. Беседа «Профессии моих родителей»

Январь. «Результаты труда человека. Товар»


1. Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»). С/р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?». С/р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»


1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/и «Семейные расходы» (формировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения), «Покупки в магазине», «Размен», пазлы.

4. Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран».

5. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Копилка для монет»,

«Кошелек».

6. Просмотр альбомов «Деньги».

7. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

8. Пословицы и поговорки о деньгах. Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

9. Чтение произведений: Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

10. Консультация для родителей «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Март.  «Реклама».

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

7. Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»,

«Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

8. Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

6. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Май

1Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

4.Игровое занятие «В гостях у сказок»

5. Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

6. Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или

принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

7. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают

(например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

8. Собирание тематических пазлов.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить разработку новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Расширить работу по взаимодействию с родителями.

Список литературы:

  • Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
  • Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017
  • Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
  • парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  •  Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  • Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  • Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  • Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.
  • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.
  • Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как сл...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников

laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...

Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

РАБОТА С ДЕТЬМИТаблица 1Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста № п/пТемаСодержаниеМероприятия  Тема 1. «Окружа...