Программа по самообразованию по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
методическая разработка
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
педагога высшей квалификационной категории
Мошевой Людмилы Егоровны
на 2020 -2021 учебный год по теме:
«Формирование основ финансовой грамотности
детей среднего дошкольного возраста
в игровой деятельности»
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель работы: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать первичные экономические представления об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;
- развивать экономическое мышление дошкольников;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- познакомить детей с нравственными понятиями – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
- учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышение теоретического и педагогического уровня, компетентности по экономическому воспитанию дошкольников.
Родители:
повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство…).
Основные формы реализации программы по самообразованию:
- Беседы.
- Игровые занятия.
- Дидактические игры.
- Моделирование ситуаций – тренингов.
- Чтение художественной литературы.
- Работа с родителями: досуги, беседы и консультации
- Мастер - класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста».
Тематический план:
Сентябрь. Изучение методической литературы
1.Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; 2.Изучение учебной и научно-методической литературы;
3.Изучение новых программ и педагогических технологий;
4.Составление картотеки игр по финансовой грамотности для детей 4-5 лет.
5.Разработка игровых занятий и бесед для детей по данной теме.
Октябрь. «Финансовая азбука»
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?» 2. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег»
3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
4. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)
5. Беседа с детьми «Потребности семьи». Д/и «Моя семья»
6. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)
Ноябрь. «Труд»
1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
Д/и «Что сделано руками человека?»
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
4. Путешествие в Страну профессий. Д/и «Кому что нужно?»
Декабрь. «Всякому делу надо учиться»
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?»
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
4. Беседа «Профессии моих родителей»
Январь. «Результаты труда человека. Товар»
1. Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»). С/р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?». С/р игра «Магазин игрушек»
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/и «Семейные расходы» (формировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения).
Март.
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»
4.Игровое занятие «В гостях у сказок»
Апрель
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»
2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,
3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Май
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)
4. Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара».
5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"
Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Презентация "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Презентация к выступлению на городских педагогических чтениях по теме "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Презентация опыта "Формирование основ информационной безопасности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развит...

Презентация на тему: "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Цель: сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи:- углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасного по...

План по самообразованию.Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
План по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности» направлен на развитие у воспитанников начальных знаний о деньгах, экон...
