Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
методическая разработка (средняя группа)

Абакумова Ольга Павловна

Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников.

Одним из важнейших условий, на наш взгляд, являлось использование в работе разнообразных форм организации экологического воспитания детей и разнообразия методических приёмов. Мы в своей работе в основном использовали все формы и методы работы, которые есть на сегодня в методике экологического воспитания дошкольников, но одним из самых действенных средств при формировании экологических представлений является игровая деятельность.

Специфика данного комплекса: особо результативное формирование экологических представлений дошкольников 3-5 лет средствами данного комплекса.

Основными средствами формирования экологических представлений выступают:

  • занимательные игровые задания и игры;
  • произведения искусства, отобранные по определенным критериям, в том числе детская художественная литература;
  • эмоциональное воздействие на ребёнка – приём занимательности;
  • эмоциональный рассказ воспитателя, образное воссоздание событий с зарисовкой тонкостей для отображения перед детьми картины явления или события.

Задачи формирования у детей трёх компонентов осознанно-правильного отношения к природе:

  • познавательного,
  • гуманного,
  • эстетического.

Формирование познавательного отношения - это дальнейшее расширение представлений о природе, систематизации знаний, развитие уже имеющихся обобщений, установление новых более сложных по структуре связей в природе в соответствии с ФГОС ДО. Формирование интереса к явлениям природы, стремление глубже познать их, интереса к овладению знаниями, любознательности.

Формирование гуманного отношения - сочувствия живому, содействия, стремления проявлять заботу о животных, растениях, готовность к оказанию помощи тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий.

Формирование эстетического отношения - способности воспринимать красоту объектов и явлений природы, проявлять эстетические переживания, эмоционально откликаться.

Во ФГОС ДО предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребёнка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности, с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Важнейшим средством формирования начал экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста является игровая деятельность. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей.

Использовались разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимали творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием.

Игра – как основной вид деятельности в данной возрасте остается, но уже усложняется – по содержанию и форме она больше отвечает возрастным возможностям и умениям детей.

В ходе формирующего эксперимента мы работали с детьми по таким блокам как: «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа». Данные блоки не имели авторского методического обеспечения, поэтому материал для экологического воспитания дошкольников 3-5 лет мы подбирали самостоятельно, в соответствии с разработанными Н.А. Рыжовой компонентами блоков (Приложение 3).

Ознакомление с блоком «Растения» мы принялись с закрепления познаний дошкольников о частях растения (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Вот именно для этого с ребятами был сочинён кроссворд. Затем дети были ознакомлены  с многообразием растений на Земле. Дошкольники зафиксировали и приобрели свежие знания о том, что растения прорастают повсюду, где существуют нужные для их жизни условия (вода, воздух, свет, тепло), но природа на нашей Земле не везде одинакова, оттого многообразна и растительность. Некоторые растения растут на полях, иные – на водоемах, прочие – на лугах, а отдельные растения предпочитают глухой лес. Приобретенные знания были подкреплены детьми через игру «Разложи по группам». В процессе данной работы дошкольники приобрели первоначальные знания об экологии растений, у них закладывалось уяснение взаимосвязи роста и развития (конкретно, семени гороха) с условиями окружающей среды. Много радости приносило дошкольникам очарование комнатных растений, умение ими любоваться, бережное отношение к ним!

Когда дошкольники дежурили в уголке природы, то здесь мы прививали им чувство ответственности за доверенное им дело, закрепляли наименования комнатных растений и их размножение. Формируя экологические представления, используя в ходе формирующего эксперимента всевозможные анализаторы, мы провели занятие «Лекарственные и ядовитые растения», где ребята детально познали процесс произрастания данных растений и зафиксировали понятие их роли в жизни человека, дошкольников 3-4 лет в полный восторг привела игра «Знатоки лекарственных растений».

Основной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильное отношение дошкольника к окружающей его природе, к самому себе и к людям как части этой природы. Поэтому, мы продолжали сформировывать систему знаний у дошкольников о положительном и отрицательном воздействии человека на природу. Вырабатывали осознанное деятельное отношение детей к природе, желание беречь все растения, с какими ребёнок сталкивается. А для этого мы ознакомили дошкольников с теми растениями, которые занесены в Красную книгу, а также организовали в нашей группе свою Красную книгу. Близкое знакомство с блоком «Растения» мы завершили просмотром Оксфордской видеоэнциклопедии для дошкольников, и подтвердили проведённые исследования учёных, что при построении иерархической системы знаний и соответственной организации обучения, дошкольники среднего возраста на примере растений усваивают проявления закономерности о цельности организма и среды.

Наша природа различается особенным разнообразием форм жизни. Повсюду произрастают не только различные растения, но и водятся животные, которые живут в самых разных условиях. Очень необъятен мир животных, ведь они для нас – как меньшие братья. Именно с такой информации мы приступили к исследованию блока «Животные», для формирования суждения о том, что животное – это живое существо, оно имеет определённое строение, может двигаться и чувствовать. В процессе проведения формирующего эксперимента мы проводили игры, читали, занимали детей в развивающих мероприятиях, воспитывали у детей бережное отношение к животным, подводили их к пониманию необходимости существования всех видов животных без исключения.

Дошкольники ознакомились с сезонными видоизменениями в жизни диких животных, насекомых и птиц. Мы им показали отличие в размножении животных (птиц, бабочек, лягушек). Воспитывали у дошкольников понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «жилища» – места обитания. Мы с детьми закрепили полученные знания через игровую деятельность, работу с карточками-схемами. Дети должны знать, как много животный мир даёт человеку, как животные могут помогать человеку в его жизни, какую приносят пользу. Для осознания этого через игру-путешествие мы сформировали обобщённое представление о домашних животных. При этом, не осталась без внимания и наша прежде созданная книга, на страницах которой мы заносили охраняемых животных.

Затем, мы отправились с дошкольниками среднего возраста в лес. Дети и раньше бывали в лесу, очень много наблюдали, затем воспитатель читал книги, вследствие этого ответы на некоторые их вопросы: «Почему?», «Отчего?», «Что?» и «Зачем?» мы уже заранее знали. Вследствие этого, возникла необходимость пополнить уже полученные знания о лесе – новыми сведениями. Так, мы уточнили и расширили представление о многоярусном сообществе – так называемом «многоэтажном» доме. Дошкольники ознакомились со всевозможными видами леса (сосновый бор, хвойный лес, березовая роща, лиственный лес, смешанный лес, тайга), детям было показано значение леса в жизни каждого человека. У дошкольников формировалось умение лицезреть красоту леса и  формировалось эмоциональное отношение к нему. Для этого мы читали и рассматривали детские журналы, отгадывали кроссворды, играли, устраивали выставку пейзажей и поделок из дерева. Это всё содействовало умственному развитию дошкольников среднего возраста.

Воспитательное значение природы тяжело переоценить. Контактируя с животными и растениями, ребёнок становится чище, добрее и мягче. В дошкольнике рождаются самые наилучшие человеческие качества. Мы старались донести до детей знания, что люди живут и развиваются за счёт природы. Людям необходим чистый воздух, чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. Наш мир огромен, поэтому мы выстроили знакомство детей с природой понемногу, выстраивали условия так, чтобы у дошкольников среднего возраста формировалось верное представление о ней.

Вот с таким багажом знаний мы приблизились к изучению последнего блока нашего комплекса – «Человек и природа». В этом блоке мы познакомили дошкольников 3-5 лет с созданием заповедников, заказников для охраны редчайших видов животных и растений, на конкретных образцах рассмотрели отдельные проблемы взаимоотношений людей с природой и вероятные пути их решения. С детьми был зафиксирован навык экологически-правильного поведения в природе. При изучении данного блока мы базировались на материале всех предыдущих блоков. Для обобщения знаний дошкольников по блокам нашего комплекса развивающих мероприятий мы вновь использовали материалы Оксфордской видеоэнциклопедии для дошкольников 3-5 лет, которая имеется в видеотеке ДОО, прослушивались записи звуков природы. Основываясь на положении о том, что книги являются определённым видом искусства и воздействуют на чувства и сознание детей, мы использовали в работе с дошкольниками рекомендуемые Н.А. Рыжовой произведения Б. Заходера, Э. Мошковской, С. Маршака; народные и авторские сказки; сказки Л. Павловой, В. Бианки.

Книги выводят за пределы наблюдаемого; с помощью книг дошкольники знакомятся с явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно: явления природы, жизнь растений и животных других климатических зон (степи, пустыни, тундры). Вот также, с помощью поэтических творений дошкольники научились обнаруживать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах на окнах, ветре и солнце. Чтение, а потом обсуждение творений художественной литературы формирует способность дошкольников к пониманию речи, к длительной произвольной заинтересованности и концентрации на содержании, которое передаётся словом.

Книга о природе даёт богатейший материал для формирования экологических представлений, наблюдательности и любознательности.

Взрослым необходимо помнить о том, что ДОО не может реализовывать экологическое воспитание дошкольников отдельно от семьи. В любой семье формируется неповторимая психологическая атмосфера семейных отношений к окружающему миру, характерное каждой семье мировоззрение и система влияний, которые обеспечивают экологическое воспитание дошкольников 3-5 лет.

Принимая во внимание вышесказанное, совместно  с родителями и детьми мы проводили родительские собрания, открытые занятия, развлечения и праздники по экологическим проблемам, а также все вместе получили знания на экологическую тему через печатную информацию.

Родители были непосредственными участниками в качестве персонажей на праздниках: «Новый год в подводном царстве», «На балу у Золушки», развлечении «Что за прелесть эти сказки!», где родители были рады за полученные детьми знания.

Одним из условий реализации системы формирования экологических представлений в ДОО является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка.

 В ходе формирующего эксперимента сделано все, чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая среда в детском саду после обновления способствует:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, был учтён период обучения, сезонность.

 Модель экологической предметно-развивающей среды данной группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, календарь природы, выставочная  зона, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лет о в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств.

Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в данном ДОО осуществляется в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Педагогами стал использоваться творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и задача педагогов сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать  Человеком.

Данный комплекс развивающих мероприятий посредством игровой деятельности рассматривается нами как одно из средств формирования экологических представлений дошкольников 3-5 лет в процессе экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год

laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...