Проектная деятельность на тему: «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
проект по развитию речи (средняя группа)

Козак Ольга Анатольевна

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ "Гимназия города Троицка"

дошкольное отделение  3

Проектная деятельность на тему:

 «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Сроки проведения: долгосрочный

Категория воспитанников: 4-5 лет

Направление: Речевое развитие

 

 

Работу выполнила

Козак Ольга Анатольевна

Воспитатель средней группы

Г.Москва, г. Троицк, 2023 год

План работы:

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты

4. Создание условий

5. Методы и приёмы

5. Практическая деятельность

6. Общий вывод

7. Список используемой литературы

Актуальность проблемы.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

В течение пятого года жизни словарь ребенка увеличивается примерно на 600-800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах (так называемый возраст «почемучек»).

        Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

Исходя из вышесказанного, я могу сделать заключение, что выбранная мною тема очень актуальна и имеет практическую значимость.

Цель и задачи

Цель: активизация словаря детей 4 – 5 лет. посредствам игровой деятельности. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить уровень словарного запаса детей.
  • Разработать систему работы по формированию словаря детей 4 – 5 лет.
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях.
  • Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).
  • Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.
  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло)
  • Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
  • Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов). Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.

Ожидаемый результат.

- увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления;

- дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы;
- дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления.

- развивающая речевая среда пополнится новыми пособиями;

- заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.

Создание условий.

Приступая к работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, я решила выяснить, какие знания дети имеют.

Для этого я использовала задания и игры направленные на выявление уровня формирования словаря.

Необходимым условием для обогащения словаря является предметно-пространственная развивающая среда, которая должна достраивать содержание занятий.

Правильно организованная предметно - развивающая среда расширяет знания детей об окружающем мире, способствует развитию познавательных психических процессов и обогащает его словарный запас.

В группе оснащены центры, в которых размещены необходимые материалы для обогащения словаря.

Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, куклами, машинами, конструкторами, игрушечными дикими и домашними животными, муляжи овощей и фруктов, уголком ряженья.

В центре речевого развития имеются альбомы по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт».

В центре познания находятся иллюстрации с изображением птиц, диких и домашних животных, растений. А также имеются дидактические игры.

Центр экспериментирования снабжён: бумагой разнообразной фактуры, тканью, игрушками и предметами, изготовленные из разнообразных материалов.

         В уголок «интересных вещей» в течении года вносились наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг.

Выслушивала детей, уточняла их ответы, подсказывала слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогали логично и понятно высказывать суждение.

Методы и приёмы, используемые в работе по активизации словаря

Выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают сюжетно – ролевые и дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

По моему мнению, именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Мною широко применялись словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются, на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – «Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «Почему? Зачем? Чем похожи?» вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе я использовала совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Я сделала вывод, что наиболее эффективный метод словарной работы с детьми дошкольного  возраста – игра.

Словарь дошкольника на пятом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту.

Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.). Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи я использую дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, я помогаю определить и назвать его размер, цвет.

Для формирования словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами, игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

В среднем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами).

Практическая деятельность

Приступая к работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, я решила выяснить, какие знания дети имеют.

Для этого я использовала задания, направленные на выявление уровня формирования словаря.

Выявив уровень развития словаря детей среднего возрастапроанализировав я увидела на что обратить особое внимание.

Далее, я составила перспективный план работы на год, куда включила различные методы и приемы по активизации словаря детей.

 Свою работу я проводила в вечернее время, на занятиях по речевому развитию, в утренние и вечерние часы, на прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова.

Для поддержания интереса использовала игры: «Назови три предмета», «Нужно – не нужно», «Что здесь лишнее?», «Угадай, что где растет?» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде).

При одевании на прогулку спрашивала детей: «Что можно надевать на голову?» Ответы детей: шапку, платок, косынку, панаму, фуражку, ушанку, шляпу. Веночек, повязку, пилотку, кепку. Таким образом, подводила детей к понятию, что это – головные уборы. Игра становилась интересней, когда я наравне с ребёнком по очереди описывала находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа: «Что бывает легким?» (Тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным и т.д.).

При проведении игр по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов учитывала ряд положений:

1. Для вычленения качеств и свойств предметов, тщательно проводила сенсорное обследование.

2. Для обследования предмета использовала точные указания.

3. Наглядный материал предоставляла каждому ребёнку для активных обследовательских действий, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов на основе их выделения и восприятия.

4. Вычленяла каждое качество и свойство с помощью сравнения его с противоположным. Например, такое качество, как твёрдый, давала в сопоставлении с мягким и т.п.

5. Усвоение качества и свойства предметов включала в результативную, содержательную деятельность.

6. Подбирала наглядный материал таким образом, чтобы вычленяемые качества были ярко     представлены, а отвлекающих качеств (яркая окраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т.п.) было бы как можно меньше.

Усложняла задания путем увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор качеств и свойств имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Например, «Знакомство детей с качествами и свойствами различных видов бумаги». Закрепляла способы обследования и обогащала словарь: шершавая, шероховатая, не очень гладкая; легко мнется, мягкая, не очень мягкая; не мнется, жесткая, твердая.

Таким образом, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов позволили ввести в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами обследовательских действий), прилагательные (название качеств).

В своей работе использовала и загадки. Начинала работу с рассматривания предметов. Предметы выставляла на стол и загадывала загадки: . . . . .

Дети повторяли понравившуюся загадку и называли другие, старые, уже без наглядности.

В этих играх предметы, которые описывали, представлены наглядно для всех. Следующие задания брала уже с усложнением. В такой игре, как «Почтальон принёс посылку», ребёнок получал свой предмет и описывал его, не показывая и не называя его. Предмет показывался всем лишь после отгадки.

Со временем стала давать задания описывать предмет через сопоставление с другим, что способствовало введению в речь детей образных выражений. Описывая куклу при покупке в магазине, дети использовали сравнения: «глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава». Такие описания по сути приближается к загадке, воспитывает у ребёнка вкус к яркой, образной речи, способствует умению пользоваться своим запасом слов.

С помощью загадок-стихотворений знакомила детей с многозначностью слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне и ёлке

А называются………… ( иголки)

Знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом.

Ещё пример со словом ручка: звучали в основном такие ответы, как «ручкой пишут», но были и другие ответы: «есть ручка у двери», «ручка у стола», «ручка у ребёнка».

Много использовала в работе с детьми глаголов с многозначным значением: идёт (снег, поезд, человек….) ; бежит (собака, ручей….).

Эти примеры свидетельствуют о том, что в работе над смысловой стороной многозначного слова необходимо одновременное использование синонимов и антонимов. Используя многозначные слова в сочетании с разными синонимами и антонимами, вела детей к различению и уточнению понимания разных значений слова.

На занятиях также обращала внимание детей на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово и предложила его заменить.

Начала работу с подбора синонимов «Весна идёт. Как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети пришли к выводу, что одно и то же слово «идёт» в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Постепенно задания усложняла: от подбора отдельных слов переходила к составлению предложений. Составление предложений с заданными словами представляло определенную трудность для ребёнка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь их соединить правильно по смыслу, по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно его употреблять. Составление предложений со словами синонимического ряда затрудняло ребёнка ещё и потому, что он плохо ориентируется в их смысловых оттенках. Такие упражнения способствовали тому, что дети учились избегать в речи повторения одних и тех же слов. Дети чаще употребляли такие слова, как большой, маленький и гораздо реже синонимические слова: огромный, громадный, малюсенький, крошечный. Эти слова дети знали, но была не выработана привычка употреблять их, поэтому встала задача перевести слова из пассивного словаря в активный. Начала работу с того, что стала детям предлагать различные речевые ситуации.

Давала задания и по прочтении литературного произведения. Например, прочитала сказку «Лиса и козёл». Наряду с вопросами по содержанию произведения, спрашивала: «Какой лиса показана в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какой ещё изображена лиса?» Ответы детей: рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая. Это не вообще характеристика лисы, а именно той лисы, которая показана в сказке. Она умная и хитрая (потому что сумела заманить козла в колодец) ; рыжая, красивая, яркая (поэтому козёл и не подумал, что она может обмануть ); быстрая, шустрая, ловкая ( она быстро вспрыгнула козлу на спину и выскочила из колодца).

Продолжала работу по активизации словаря детей во время наблюдений на прогулках. Наблюдая за погодой, говорила, что дует резкий ветер, а тучи над головой серые, тёмные. Задавала следующие вопросы: «Какие бывают тучи? А какие они осенью, весной? Какой ветер бывает осенью, весной? Какие деревья осенью? Какой снег? Какое яблоко?»

Во время прогулок, игр, наблюдений учила детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют. Предлагала подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашивала: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)».

Среди многообразных видов работы над словом использовала такую форму, как сравнение слов, противоположных по значению. Работа над антонимами полезна тем, что приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам (временным и пространственным отношениям, по величине, вкусу и т.п.). Кроме того, она способствовала активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь дошкольников.

Для повышения эффективности усвоения детьми понимания и употребления слова, стала приобщать родителей. Советовала родителям игры, не требующие особой подготовки, в которые можно поиграть с ребёнком идя из детского сада домой, дома в кругу семьи.

Предложила родителям вслушаться в речь своих детей и записать рассказ своего ребёнка. Показала родителям некоторые игры, упражнения по развитию речи.

Подвела к тому, что в повседневном общении с ребёнком обогащается его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можно многому научить.

Прекрасным средством обогащения словаря детей оказываются игры. Предложила игры: «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» (Их можно придумывать вместе с детьми). Требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, черное).

Углубленная словарная работа сформировала у детей умение отбирать слова, употреблять в речи те, какие наиболее точно соответствуют контексту, развивают произвольность речи, умение сознательно выбирать уместные для данного высказывания языковые средства.

Вывод

К концу года увеличился словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления.

Дети активно употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимают и употребляют слова – антонимы.
Игровая деятельность детей активно сопровождается детской речью.

Развивающая речевая среда пополнилась новыми пособиями. Родители заинтересовались речью своих детей, активно играют с детьми в речевые игры.

Список используемой литературы:

  • Алексеева М.М.,Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 179-184.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 2.
  • Бородич А.М.Методика развития речи детей. – М., 1981.
  • Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. – С.-Петербург, 1996.
  • Любина Г.О. О речевом поведении воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1996. - .4.
  • Общение и речь:развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. – Гл. 8.
  • Программа «Развитие» (основные положения) / Науч. рук. Л.А. Венгер. –М., 1994.
  • Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 57-71.
  • Радуга.Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993, 1994, 1996 гг.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – с. 4-16.
  • Чиркова Т.Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1991. -  9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников....

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает опреде...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...