«Деньги и их значение»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Доброквашина Наталья Геннадьевна

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Обучающие: дать представление о денежной единице; о том, что деньги – универсальное средство обмена; обучить детей безопасному обращению с деньгами.

Развивающие: развивать интерес к истории появления денег; развивать воображение, память, речь, мышление, художественное творчество.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к деньгам, к труду взрослых.

Оборудование: монеты, банкноты, виды пластиковых карт, цветные карандаши и фломастеры, 2 стакана с водой, письмо.

Ход занятия:

Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

Воспитатель: Ребята, мы многое знаем о профессиях людей. Сегодня, я предлагаю вам стать финансистами. А я буду ваш главный финансовый директор. Ребята, а какие обязанности выполняет финансист? Ответы детей.

Да, ребята, финансист занимается денежными операциями. Он работает с деньгами. Ребята, а для чего людям нужны деньги? Ответы детей.

Да, ребята, правильно. Деньги нам нужны для покупки продуктов питания, для оплаты бытовых услуг, для оплаты на транспорте и, конечно же, на покупку подарков и игрушек. Сегодня я хочу рассказать вам легенду о том, как появились деньги (презентация № 1 – слайд 1). Древние люди просто обменивали товар на товар: кто – то рыбачил, кто – то выращивал пшеницу, поэтому люди обменивались своими товарами. Но это было неудобно, стали они думать и поняли, что им необходимо общее средство обмена. Сначала расплачивались камешками (презентация № 1 – слайд 2), позже ракушками (презентация № 1 – слайд 3), потом появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: квадратные, прямоугольные. Потом, появились круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжёлые и занимали много места, но впоследствии стали выпускать круглые маленькие монетки (презентация № 1 – слайд 4). И, наконец, человек придумал бумажные деньги. Их называют банкноты (презентация № 1 – слайд 5). Современные бумажные деньги и банкноты выглядят совсем по – другому в отличие от первых (презентация № 1 – слайд 6). Закон разрешает пользоваться только банкнотами и монетами, выпущенными государством. Тех людей, которые подделывают монеты и банкноты называют фальшивомонетчиками. За это, государство может осудить и дать срок наказания. Ребята, кто из взрослых в вашей семье работает? Что они получают за свой труд. Ответы детей.

Какие правила обращения с деньгами вы знаете? Ответы детей.

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. В первую очередь удовлетворять жизненно – важные потребности (питание, коммунальные услуги).

3. Невозможно иметь, все что хочешь.

4. Бережно относиться к деньгам.

Итак, уважаемые финансисты, я буду вам показывать картинки (презентация № 2). А вы будете отвечать, что можно, а что нельзя купить за деньги? Картинки (презентация № 2): книга (слайд 1), одежда (слайд 2), обувь (слайд 3), друзья (слайд 4), игрушки (слайд 5), любовь (слайд 6). Дети объясняют почему.

Физкультминутка:

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (приседать)

Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (прыгать)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Воспитатель: Ребята, финансисты очень много работают, изучают документы, делают подсчёты и переводы денежных средств.

Рассказ о банковских карточках: Сегодня ваши родители пользуются банковскими картами (показ банковских карт) ими можно расплачиваться в магазине за продукты, одежду, обувь, посуду и игрушки. А также оплачивать за свет и воду. А знаете первая карта была издана в Америке. Она была бумажная. Самая дорогая карта хранится в музее, она изготовлена из серебра и украшена бриллиантами. Пластиковой картой можно пользоваться 3 – 4 года, так как магнитная полоса стирается (показ). Чтобы снять деньги с банковской карты, нужно знать пин – код, его нельзя называть другим людям, его знает только хозяин банковской карты. Некоторые люди коллекционируют пластиковые карты, все они отличаются цветовой гаммой (показ). Пластиковые карты удобны в использовании.

Уважаемые финансисты, очень много бывает обращений людей к вам за помощью. Посмотрите, пришло письмо от девочки Оли. Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, специалисты – финансисты. Пишет вам девочка Оля. Я очень люблю читать сказки. Я знаю, что есть доходы и расходы человека. Доходы – это деньги, полученные в результате работы. Расходы – это деньги, потраченные на покупку вещей, оплату услуг, покупку игрушек, строительных материалов.

Помогите мне разобраться. В сказке «Три поросенка» поросята строили каждый себе дом. Ниф-Ниф построил себе дом из соломы, Нуф-Нуф — из веток и тонких прутьев, а Наф-Наф из кирпичей. Объясните мне у кого из поросят было больше расходов и почему? А были у поросят доходы? (Дети объясняют).

А сейчас, финансисты, мы переходим в операционную кассу (меняют местоположение в группе).

На столе разложены монеты и банкноты. Давайте рассмотрим монеты: какие они по форме (круглые); из чего сделаны? (металл); возьмите в руки и бросьте на пол, какой звук издаёт? (звенит); по размеру (большие, маленькие).

Рассматривание банкнот 50 руб. 100 руб. 200 руб. Какие они по форме? (прямоугольные); потрогайте их на ощупь (шуршат); а по цвету какие? (разные).

Исследовательская деятельность: на столе два стакана с водой. В один стакан опустите монету, а во второй банкноту. Что случилось с деньгами? Дети делают вывод, что монета тонет – она тяжелая; банкнота намокла, но цвет не потеряла.

Творческое задание. А сейчас, выходим из операционной кассы. Я, как ваш финансовой директор предлагаю вам такое задание: создайте свою именную банкноту или монету. Проявите своё творчество.

Дети рисуют, показывают друг другу, обсуждают, обмениваются. Педагог хвалит детей и благодарит за помощь на занятии.

Вы, ребята просто класс! Получилось всё у вас!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект «Деньги. Деньги? Деньги!»

В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования...

Занятие по финансовой грамотности "«Деньги. Появление денег. Какие бывают деньги»

laquo;Деньги. Появление денег. Какие бывают деньги»для детей старшего дошкольного возрастаВыполнила воспитатель: Кореннова Оксана ВладимировнаЦель: ознакомление детей с историей происхождения д...

Консультация для родителей на тему: «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».

Консультация для родителей на тему:«Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами»....

Занятие в старшей группе по финансовой грамотности «Деньги и их значение»

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.Задачи:  Обучающие: дать представление о денежной единице; о том, что деньги – универсальное средство обмена; ...