Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. 

  1. Сформировать у детей экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).
  2. Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
  3. Формировать на доступном для старших дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
  4. Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon проект для старших дошкольников26.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

ПРОЕКТ

по финансовой грамотности дошкольников старшего возраста

«Маленький финансист»

Воспитатель:

                                                                                                            Деваева Т.В.

Курск 2022

Проект «Маленький финансист»

Актуальность:

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно возрастной группы «дошкольник».

Во время наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей были замечены ошибки в элементарных экономических отношениях, неправильной организации игровой зоны. Было решено провести проект для внедрения экономического образования с дошкольниками, формирования у них необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у детей экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).
  2. Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
  3. Формировать на доступном для старших дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
  4. Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.
  5. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).

Задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через индивидуальные беседы, онлайн- консультации.

Сроки реализации проекта: среднесрочный (01.03 – 30.04.2022)

Участники проекта: воспитанники группы № 8 и их родители;

                                            воспитатели Деваева Т.В., Пучкова С.С.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Форма реализации проекта: беседы, просмотры презентаций, дидактические, настольные и деловые игры, рассматривание иллюстраций, фотографий; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд; чтение художественной литературы.

Планируемые результаты освоения проекта

У дошкольников:

- сформированы первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- развито экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.);

- развиты представления о профессиях, связанных с экономикой;

- сформирована на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;

- воспитаны социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

У родителей:

- сформированы навыки педагогической культуры по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;

- обобщен и распространен положительный опыт семейного финансового воспитания детей.

Этапы работы над проектом

№№

пп

Мероприятия

Задачи мероприятия

Подготовительный этап

1

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий и наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.

Подбор наиболее интересного материала

2

Подобрать дидактические пособия, иллюстрации, репродукции, фотографии по теме «финансы».

Подготовить материал для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пластилин, , цветная бумага, клей, картон и т.д.).

Формировать умения самостоятельно добывать знания. Способствовать укреплению тандема ребенок + родители.

4

Составление перспективного плана мероприятий по проекту.

Для определения задач, исходя из поставленной проблемы

5

Провести анкетирование детей по теме методом трех вопросов

Выявить уровень знаний у детей по выбранной теме.

6

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по проекту

Информирование родителей о предстоящем проекте и его сроках

7

Взаимодействие со специалистами ДОУ

Подбор репродукций, подвижных игр для спортивного праздника и прослушивания музыкальных произведений

Основной этап

Познавательное развитие

Беседы

 Что такое деньги?

Как правильно делать покупки?

 Потребности семьи

 Тратим разумно

 Сберегаем и экономим.

Источники дохода семьи

Моя копилка

Хорошо – плохо (о рекламе товара)

Как сберечь семейный бюджет?

Формировать первичные представления о финансировании, о социокультурных отношениях участников финансовых операций, первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Воспитывать бережливость, ответственность.

НОД

  • «Дом, в котором живут деньги»
  • «Путешествие денежки»
  • «Путешествие в страну Экономика»
  • «Бартер» по сказке «О попе и его  работнике Балде»

Формировать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой. Обогащать словарь, активизировать в речи новые слова, использовать речевые конструкции. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Практикум (с родителями):

Делаем покупки правильно

Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами

Настольная игра: (приложение)

Обменяй

Разменяй монетки

Сосчитай деньги в каждом кошельке

Найди лишний

Продолжи ряд

Копилка

Математические пазлы

Что продается, а что нет?

Что где купить?

Доход-расход

Хочу - надо

Формировать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой, представления о финансировании, о социокультурных отношениях участников финансовых операций, первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.  Обогащать словарь, активизировать в речи новые слова, использовать речевые конструкции. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

«Мини-банк»

«Магазин игрушек»

Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Просмотр презентации

«История денег»

«Семейный бюджет»

Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Дидактические игры:

На что бы я потратил деньги?

Что быстрее купят?

Услуги и товары

Найди и обведи только деньги

Груша – яблоко

Кто кем работает?

Какое слово лишнее?

Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования, считать деньги и ресурсы. Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Просмотр мультфильмов:

Азбука финансовой грамотности (Смешарики)

«Как старик корову продавал»

Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Деловая игра

  Купи другу подарок

Азбука финансов

Банкиры и Финансисты

Аукцион идей

Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). Развивать представления о профессиях, связанных с экономикой, взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного их использования.

Самостоятельная игровая деятельность

Учить договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр, диалоговую речь. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Речевое развитие

Чтение произведений

А. Романов «Чудеса в кошельке»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Сказка «О приключениях монеток»

Пушкин А. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Сказки (приложение):

 «Натуральный обмен»

«Деньги»

«О пушистом банкире»

«Финансовая грамотность»

Учить выделять особенности содержания, отвечать на вопросы по содержанию произведений, передавать в речи впечатления от прочитанного.Закреплять понятия: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от его качества

Загадки о финансовой грамотности (приложение)

Развивать интерес к малым фольклорным формам. Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Чтение и разучивание стихотворений по теме  «финансовая грамотность»

 Г.Остер «Вредные привычки»

 Шмакова Л. «Деньги», «Экономика»

 Степанова Е. «Не в деньгах счастье»

                        «Обойдусь и без покупок»

 Помочь понять содержание стихотворений. Учить декламировать, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием и передаваемым настроением.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

«Монетный двор»

«Герои сказки «Муха-цокотуха»

 

Учить использовать освоенные раннее приемы в лепке, использовать различные техники и материалы. Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).

Продуктивная деятельность:

изготовление чеков,

банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Учить использовать освоенные раннее приемы раскрашивания мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Свободная изобразительная деятельность

Предложить выполнить рисунок на тему «Банк», «В магазине» и т.д., отразить в нем самые яркие воспоминания, впечатления о событиях. Учить использовать различные техники и материалы.

Ручной труд:

«Страна Финансия»  (отрывная аппликация, коллективная работа)

Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). Развивать творческие способности детей, доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе.

Рассматривание иллюстраций 

 «Деньги разных стран»

«Монеты и купюры России»

Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).

Заключительный этап

1.

Викторина:

«Путешествие в денежную страну»

Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.), представления о профессиях, связанных с экономикой. Формировать взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Участие воспитанников Челленже «Вредные финансовые советы» (по книге Г.Остера «Вредные привычки»)

Помочь понять содержание стихотворений, учить анализировать тексты. Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).

2.

Изготовить «Экономический словарик»

Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.), развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.),

представления о профессиях, связанных с экономикой.

3.

Развлечение «Путешествие на экономическую планету «Финансия»

Вызвать радостное настроение от праздника, желание участвовать в соревнованиях и конкурсах. Укреплять здоровье, развивать уверенность в себе, смелость. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

4.

Участие воспитанников во Всероссийском и региональном конкурсе «Финансовая грамотность»

Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...