Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
статья по основам финансовой грамотности

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Разработала: Бубликова Анастасия Андреевна, воспитатель

На сегодняшний день темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие общества и, чтобы ребёнку поспевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать его. Поэтому развитие гибких навыков очень важно в условиях ДОУ. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни, в том числе задачи, которые связаны с формированием экономических понятий таких, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен. Такие навыки следует начинать формировать уже с дошкольного возраста. Современному педагогу приходится искать новые формы работы с детьми, для меня это квест «Финансовый детектив».

Квест «Финансовый детектив»  направлен на формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов. Дети получают задание, беседуют с героями, с которыми произошли финансовые «неприятности»: попали в прошлое, но не смогли расплатиться деньгами настоящего времени, пришли квитанции за коммунальные услуги с большой суммой оплаты, не смогли накопить деньги на отдых. Детям нужно узнать, почему так произошло.

Цель: формирование умения искать и обрабатывать информацию, умение планировать и организовывать свою деятельность, умение слушать членов команды, умение находить и принимать общее решение, создание условий для формирования элементарных представлений о финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи: обучать работе в команде. Формировать  элементарные представления о профессии детектива, способствовать ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Дать знания на практике о таких понятиях, как бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, коммунальные услуги, квитанция, обмен.

Квест состоит их трех этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе дети знакомятся с информацией, которая будет им нужна для успешного прохождения квестов. Получают задание. Намечают план действий.

Основной этап. Дошкольники знакомятся и беседуют с героями истории, у которых произошло финансовая «неприятность», собирают и изучают улики (чеки с магазинов, квитанции и тд). Принимают совместное решение по ходу квеста

Заключительный этап. На этом этапе воспитанники собирают всю информацию воедино. Советуются, находят общее решение и озвучивают его героям истории.

Soft Skills  — основа успешности в деятельности. В финансах это разные типы мышления, планирование, управление рисками, работа с информацией, работа с изменяющимся контекстом. Именно такие компетенции и будут развивать дети в предлагаемой игровой деятельности.

Приложение 1

Квест «Финансовый детектив». Семейный бюджет.

Начало квеста.

Главный сотрудник штаба:

-Приветствую вас, финансовые детективы!

-Детективы, к нам обратилась семья. Они утверждают, что у них пропали деньги. Ваша задача - провести независимое расследование. Поговорите со всеми членами семьи и определите, по какой причине пропали деньги. Поможете им?

- Замечательно, тогда обсудим несколько правил.

В начале игры у вас есть 50 баллов. Баллы вы можете потратить, используя подсказки, одна подсказка стоит 10 баллов. На выполнения всех заданий вам дается 30 минут.

А за каждое выполненное задание вы получаете 7 баллов.

Какие правила работы в команде можете предложить вы, финансовые детективы?

Называют правила работы в команде. Намечают план действий.

Пункт А (Заказчик –Дмитрий)

Заказчик – Дмитрий:  Добрый день, финансовые детективы, наконец – то вы прибыли.

Предполагаемый вопрос детей: Здравствуйте, что произошло?

Заказчик – Дмитрий: Мы обратились к вам, потому что обнаружили пропажу денег.

Предполагаемый ответ детей: Как давно вы это заметили?

Заказчик – Дмитрий: Год назад, в октябре, мы решили семьей  отправиться в отпуск и решили, что соберем некоторую сумму денег. То, что денег нет, мы обнаружили неделю назад - мы все хранили дома. Пытались сами разобраться, но что-то так ничего и не вышло…

Предполагаемый вопрос детей: А  у вас есть какие – то сведения?

Заказчик – Дмитрий: Мы вели семейный бюджет - там записывали все расходы и доходы. Начали так делать только тогда, когда поняли, что хотим с женой и сыном поехать на отдых. Мы просто пытались откладывать, сколько оставалось. Прикинули, что за год у нас скорее всего получится набрать сумму.

Предполагаемый вопрос детей: Хорошо, мы вам поможем ….. (просматривают вместе с заказчиком Дмитрием семейный бюджет)  Я Заказчик – Дмитрий: Ходил на работу получал зарплату, моя жена пекла тортики, а мой сын Лёша получал стипендию, это можно назвать?

Предполагаемый вопрос детей: Доходами. (7 баллов)

Заказчик – Дмитрий: Но полученные деньги мы тратили: на оплату коммунальных услуг, продукты, на игрушки младшему сыну, на сладости, на кинотеатр, аттракционы, купили новую машину, телевизор и тд. Так что на всё нам денег хватало.

Предполагаемый вопрос детей: Ошибок, не может быть в подсчетах?

Заказчик – Дмитрий: Да какие ошибки! Нет конечно.

Пункт Б. Сын заказчика - Алексей

Предполагаемый вопрос детей: Добрый день, Алексей. Мы финансовые детективы. Можно задать тебе несколько вопросов?

Сын заказчика – Алексей: Конечно.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажи про свои финансы.

Сын заказчика – Алексей: С финансами всё хорошо, папа и мама дают мне деньги на карманные расходы, да ещё я получаю стипендию. Вот совсем недавно купил себе скейтборд.

Предполагаемый вопрос детей: А ты записываешь, куда тратишь свои деньги?

Сын заказчика – Алексей: Конечно, сейчас я всё расскажу подробно. Хожу в кино, вот билеты, люблю покушать в кафе, поиграть в игры, часто покупаю новые, люблю ходить в магазин за чипсами, конфетами, газировкой и тд…вот вами чеки.

Физминутка от Алексея.

Выбор: вернуться к Дмитрию или продолжить разговаривать с Алексеем о компьютерных играх.

Предполагаемый вопрос детей: А на что вы тратили деньги, которые получали?

Заказчик Дмитрий: Вы хотели сказать свою за…..ой, забыл (зарплату). Купил себе новую машину, ездил с друзьями на рыбалку, ходил с друзьями в кафе, у кого то был день рождения покупал им очень дорогие подарки, чтобы им понравилось. (7 баллов) 

Выбор с Алексеем или женой Светланой.

Пункт В (жена заказчика –Светлана)

Жена заказчика – Светлана: Добрый день финансовые детективы, я Светлана.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажите, чем вы занимаетесь?

Жена заказчика – Светлана: Я пеку тортики.

Предполагаемый вопрос детей: Расскажите подробнее.

Жена заказчика – Светлана: Ох, это, да. Мне очень нравится готовить! Особенно хорошо у меня получаются кондитерские изделия. И вот, я иногда дарю или даже продаю свои шедевры друзьям.

Предполагаемый вопрос детей: Деньги я трачу на самое необходимое: на покупка ингредиентов для тортов, а также продуктов в дом. Вот вам мои чеки.

Выбор: поговорить с кем то из членов семьи. Обсудить полученную информацию с командой.

Обсуждают полученную информацию.

Предлагают собрать все семью и рассказать им о том, куда делись отложенные деньги. (7 баллов)

1. Каждый, когда ему это было необходимо, брал немного денег из бюджета на путешествие

Вы совершали спонтанные покупки и не сравнивали предложения разных магазинов.

В итоге получилось так, что вы потихоньку тратили те деньги, которые откладывали

Чтобы такой ситуации не произошло – нужно разбираться в основах финансовой грамотности

Главный сотрудник штаба: Замечательная работа, финансовые детективы

Приложение 2

Таблица «Семейный бюджет»

Доходы

Расходы

Зарплата заказчика

Коммунальные услуги

Доход от продажи тортиков

Оплата за связь

Стипендия сына Алексея

Покупка продуктов

Покупка машины

Покупка зимней одежды

Непредвиденные расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие soft skills педагога, через использование инновационных методик»

статья предназначена для педагогов ДОУ, методистов, руководителей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном специалисты по подбору кадров, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском са...

«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...