«Детский сад – территория экономики»: презентация «находок» развивающего группового пространства по формированию финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Магизова Наталья Владимировна

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,

 не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

 Включение в образовательную деятельность ДОО основ

 экономического воспитания может помочь родителям в решении

этой воспитательной задачи.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_soprovozhdenie.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» г. Коркино

 «Детский сад – территория экономики»: презентация «находок» развивающего группового пространства по формированию финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель:  Магизова Н.В.

Пояснительная записка

 Актуальность

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,

 не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

 Включение в образовательную деятельность ДОО основ

 экономического воспитания может помочь родителям в решении

этой воспитательной задачи.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Цель

Расширить экономический кругозор дошкольника,  дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи

1.Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

4. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

5. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

6. Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

7. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Основная  часть

Дидактические игры

 «Размен»

Цель: развитие умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, закрепить состав числа из 2-х меньших до 10.

Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей).

Ход игры:

Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.

«Собери купюру»

Цель данной игры  сформировать у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о монетах и купюрах. Продолжать учить детей складывать из частей целое.

«Цифры»

Цель игры : познакомить детей с цифрами и числами первого десятка, поупражняться в устном счете, научиться подбирать элементы, подходящие по форме.

Для начала игры нужно перемешать на столе картинки и числа. Задача ребенка - подобрать к каждому изображению число, показывающее, сколько предметов изображено на картинке. Если карточки подобраны правильно, они подойдут по форме и легко совместятся друг с другом.
Если игроков несколько, собирать пары можно на скорость. Побеждает игрок, собравший больше пар.

«Ассоциации»

Цель игры составить пары из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам. Подсказками при составлении пар могут служить цвет подложек под рисунками и их форма. Карточки соединяются между собой по принципу пазла.

Кубики

Цель дидактической игры «Кубики» – формирование первичных математических представлений.

Задачи:

  • знакомство с миром чисел, с прямым и обратным счетом, простыми арифметическими действиями сложением и вычитанием.
  • формирование умения сравнивать объекты по количеству;
  • закрепление представления «один» и «много», «меньше» и «больше»;
  • обучение анализу, сравнению, умению соотносить цифру с количеством объектов;

«Денежка без сдачи»

Цель игры «Денежка. Без сдачи» – «купить» больше всего товаров. Товары – карточки с изображёнными на них предметами и ценниками. Перед началом игры колода карт тасуется, после чего на стол выкладываются 3 карты картинками вверх. Эти товары игроки могут выкупить в свой ход.
Главное правило игры – покупать товары можно строго без сдачи.
Настольная игра «Денежка. Без сдачи» поможет освоить основные математические операции – сложение и вычитание, разобраться в категориях «дороже-дешевле», «не хватает на покупку», «без сдачи» и т.д., а также сформирует представления о финансовой грамотности.
Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, дать новое понятие «товар», «цена», «покупка»; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская»

Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах,  развивать умение считать сдачу.  Воспитывать бережливость,  расчетливость, трудолюбие, осуждать жадность. 

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Дидактическая игра «Золушка собирается на бал». Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление атрибу-тов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос.

«Автобус»

Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах. Продолжать учить считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

Роли: Водитель, кондуктор, пассажиры.

Ход игры.

Строительство автобуса.

Нам надо выбрать водителя, кондуктора.

Дети покупают билеты у кондуктора и отправляются в супермаркет.

Водитель: двери закрываются, пристегнуть ремни, автобус отправляется.

В.: Ребята давайте повторим правила поведения в общественных местах

В автобусе нельзя шуметь, выглядывать из окна, при выходе из автобуса, нужно помнить, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам.

Переходим дорогу по пешеходной дорожке, обходя автобус сзади.

Водитель объявляет остановку «Супермаркет».

Дети частично выходят и заходят.

В.: ребята проходите в автобус.

Кондуктор продаёт билеты, водитель заводит автобус.

Дети садятся на свои места в автобусе и продолжают ехать. Водитель объявляет следующую остановку «Театр».

«Заправка»      

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар и его цену (стоимость).

Игровые роли: Оператор, водители машин, обслуживающий персонал, кассир-оператор, автослесарь, мойщики, продавец магазина.

Игровое оборудование: бензоколонка, фартуки, бейсболки с логотипом.

План-сценарий игровой ситуации На автозаправку приезжают машины, шоферы выбирают нужную бензоколонку, идут в кассу и оплачивают необходимое количество бензина, автозаправщик заправляет машины. На автозаправку приезжает бензовоз, диспетчер принимает бензин, расписывается в путевом листе. На автозаправку приезжает инспектор по пожарной безопасности, диспетчер показывает станцию, подписывают документы и акты. Шофер обращается к механику, который производит осмотр и ремонт автомобиля. Водитель автомобиля остался осматривать с механиком машину, пассажир попросил у оператора телефон для звонка домой. На телефон поступает звонок от директора с просьбой узнать, сколько топлива на заправке, как обслуживаются шоферы, соблюдаются ли правила пожарной безопасности.

«Кафе-лакомка».

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи: познакомить с понятием «деньги», «заработная плата», «товар»; закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается;

научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;

развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;

воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Чтение сказок, рассказов, стихов, пословиц и поговорок

«Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». Цели: продолжать знакомить детей с экономической категорией «потребности» на примере человека. Закрепить знания о видах потребностей  (духовных, материальных, социальных).

 

Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта»,

В. Маяковский «Кем быть».

Цели: формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

Чтение пословиц и поговорок на тему: «Труд».

Цели: научить выделять в окружающем мире  экономические характеристики.  

 Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы,  развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

Лэпбук по финансовой грамотности

Лэпбук по финансовой грамотности дает отличную возможность детям в виде игры научиться азам экономики с детства. Задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

В него входят такие разделы как:

-Пословицы и поговорки

Цели: научить выделять в окружающем мире  экономические характеристики.   Учить детей слушать и понимать   чему учат пословицы,  развивать память и умение проговаривать    отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.        

-Семейный бюджет

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

- На что мы тратим деньги

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

-Монетный двор

Цель: познакомить с понятием «валюта», выявить сходства и различия купюр и монет.

- Собери продуктовую корзину

Цель: Познакомить детей с понятиями «цена», «ценник», «дорогой», «дешёвый». Закрепить понятия «товар», «качество товара».                                      Сформировать представления о том, что вещь превращается в товар, тогда, когда у нас появляется цена.

Развивать мышление, память, внимание.

-Проблемные ситуации

Логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации  оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Ребусы

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Развивать мышление, внимание, речь;

Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

Ознакомление детей с понятиями «товар» и «потребитель».

Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

Работа с Семьёй

При формирование Финансовой грамотности детей семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализуется через: Консультации и анкетирование родителей.

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей».       

 Цели: Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания.

Анкетирование по вопросам финансовой грамотности.

Цели: в начале учебного года - определить знания родителей и их мнение по экономическому воспитанию детей в семье. В конце - выявить результативность проведенных мероприятий.

Ожидаемые результаты - дети должны понять, что…

1.        Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.        Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.        Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .

4.        Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5.        Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6.        Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7.        Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8.        Финансы – это интересно и увлекательно.

Продукты детской деятельности предоставлены на фото в презентации в виде игр с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...