проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

Администрации города по Октябрьскому району

Муниципальноеавтономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Проект

по формированию финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

«Золотой ключик»

Составила: воспитатель Чепурнова И.В.

Красноярск 2021

Пояснительная записка

        Проект  «Золотой ключик» для детей старшего возраста разработан в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

  Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Цель проекта:

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи проекта:

  • Образовательные

- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.

  • Развивающие:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.

  • Воспитательные:

- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество, укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

- формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности;

  • Коррекционные:

- активизация словаря детей.

Предполагаемые результаты:

-  Дети знают основные финансово-экономические понятия и категории;

- Дети имеют знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- воспитание  в себе таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- развитие в себе общительности, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое дело до конца;

- имеют здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

-умеют соизмерять  свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

- умеют вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- понимают и ценят окружающий  предметный мир, как результат труда людей;

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Участники:

родители, дети, воспитатели подготовительной группы « Золотой ключик»

Срок реализации проекта:

долгосрочный:сентябрь 2021г.-май 2022г.

Тип проекта: познавательный

Актуальность темы:

Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается  все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

         Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются  с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на жизненном уровне. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

          Организация по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.

         Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня, продолжительность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий– 30 минут.

Перспективное планирование реализации проекта « Золотой ключик»

этапы реализации

Содержание работы

Задачи

Сроки реализации

1 этап

Организационный

1. Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала для реализации проекта

2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

3. Подбор художественной литературы для детей по теме проекта

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для проекта

5. Родительское собрание  - выступление с докладом

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

6. Анкетирование родителей:

 «Трудовое воспитание дошкольников»,  «Экономическое воспитание дошкольников»

Подбор методической литературеы по теме.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Сентябрь 2021г.

Сентябрь 2021

Октябрь 2021

2 этап  

Основной

1.Консультация для родителей « Зачем нужна финансовая грамотность»

  1. Вводное занятие-знакомство

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

3. конкурс плакатов «Финансовая грамотность»

4. беседа « Труд основа жизни»

5.  С\р игра «Мои домашние обязанности»

6. работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

7.  Д/и «Что создается трудом»

«Угадай профессию»

8.  Семейное древо профессий

9.  внести в родительский уголок  картотеку по финансовой грамотности «Со сказочными героями в мир экономики»

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  2. Познакомить с историей возникновения денег;

Учить работать с энциклопедиями.

Октябрь 2021

1.Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

2. Беседа с детьми « Трудовая денежка всегда крепка»

3. Чтение сказки « Буратино»

работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

4. Буклет для родителей   « Финансовая грамотность начинается в семье»

5.  занятие-презентация «Путешествие рубля»

  1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;

Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар

Ноябрь 2021

1.Мастер-класс для педагогов

«Финансовая грамотность старших дошкольников ДОО».

2.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

3. занятие .«Копейка рубль бережет»

4.  Чтение сказки « Кто хорошо потрудился- у того труд в монетку, да в рубль превратился!»

5. папка-передвижка для родителей

«Практические советы по формированию финансовой грамоты у детей старшего дошкольного возраста»

6. изготовление сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

Декабрь 2021

1.Занятие – путешествие

«Наши потребности»

2. работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

3.Деловая игра

«Юные финансисты»

4. Изготовление сюжетно-ролевой игры  «Сбербанк»

5. Наш город

«Дом, где живут деньги»

6.Раскраска для детей по финансовой грамотности

7.Изготовление альбома «Деньги разных стран»

  1. Дать понятие потребности;
  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;

Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет

  1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;

Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависитцена товара.

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);

Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

Январь 2022

1.«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

2.«Реклама, как она работает»

3.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

4.Игры экономического содержания

« Что сегодня я куплю?»

5.Сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

Знакомство с пословицами и поговорками о труде

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;

Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

Февраль 2022

1 беседа .«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

2.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

3. Изготовление сюжетно-ролевой игры «Почта»

4.К.Чуковский « Муха-Цокотуха»

5.Дидактическая игра «Наоборот»

6.консультация для родителей

« Секреты экономики»

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Давать нравственную оценку поступкам героев.

Март 2022

1.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

2.Беседа«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

3.Изготовление лэпбука «Экономическое воспитание

4.Выставка  « Моя копилка»

5.Просмотр мультфильма «В долг брать легко,

да платить тяжело»

6.Русская народная сказка «Мужик и медведь»

7.Сюжетно-ролевая игра «Семья»

8. Консультация для родителей

« Как научить детей контролировать финансы»

  1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
  2. Формировать понимание единства человека и природы;
  3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).

Апрель 2022

1.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности

2. изготовление лэпбука « Профессии»

3. дидактическая игра « Нужные и желаемые покупки»

4.консультация для родителей

 « Картотека сказок по экономическому воспитанию дошкольников»

Закрепление у детей основ финансовой грамотности.

Май 2022

3 этап заключительный

5.Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей

6.квест-игра «Золотой ключик»

Закрепление у детей основ финансовой грамотности.

Май 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
  3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Проект по финансовой грамотности

25 октября  состоялась встреча  в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была  предложена тема для дискуссии: &laqu...

Проект по финансовой грамотности

 4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....

Проект по финансовой грамотности

26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8.  Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...

Проект по финансовой грамотности

11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град».      К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...

Проект по финансовой грамотности

Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...

Проект по финансовой грамотности

21 июля наш детский сад встречал гостей, девчонок и мальчишек  из детских садов "Золотой ключик" и "Колокольчик".   Детвора из трех детских садов  совершила увл...