ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жеребина

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью.

«Метод морфологического анализа».

Составитель:

Воспитатель 

Жеребина Е.В.

Аша

2022

Добрый день уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью.

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Так же ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения

В технологии ТРИЗ существует множество методов.
В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

В финансовой грамотности я хочу предложить метод мозговой штурм и морфологический анализ.

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
 Метод мозгового штурма можно провести игру викторину. Эту игру проведем с детьми 6-7 лет.

Сегодня я вам расскажу, как можно использовать метод морфологический анализ при ознакомлении детей с финансовой грамотностью.

 Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.


Последовательность действий при морфологическом анализе:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали

 Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Данный пример – один из самых простейших. Мы не будем сейчас рассматривать материалы, форму, функциональность и др. Овладев самим принципом морфологического анализа, вы без труда сделаете это сами при необходимости. Несомненно, вы узнаете прием Объединения, но Морфологическая таблица дает значительно больше вариантов для творчества, нежели перебор и объединение случайно выбранных объектов мебели.

Усложненный вариант, но и более творческий, интересный — по вертикали и по горизонтали раскладываются части (подсистемы) объектов и комбинируются между собой.

Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.

Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.

 МА-1

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

 

МА-2

 Мы так же можем добавить третью ось – например, материалы: дерево, пластик, ткань. Тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое.


А теперь я на практике познакомлю Вас с использованием и практическим пременением метода морфологический анализ или ящик идей.

 Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

• Кто выполнял все желания Емели? (щука)

• В какой сказке сказочный герой нес золотые яйца? (Курочка Ряба)

• Герой какой сказки нашел монетку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

• В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

щука

клад

Золотое яйцо

корыто

комар

матроскин

емеля

Курочка ряба

Мухо цокатуха

Сказка о рыбаке и рыбке

 Сегодня я покажу, как можно использовать в работе с дошкольниками метод морфологического анализа.  Придумал его астрофизик Фриц Цвикки и сначала он применялся в изобретательстве, но затем его стали использовать в педагогике для развития логического мышления и творческих способностей у детей.

        Метод морфологического анализа основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи, так называемых морфологических признаков, характеризующих объект, и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Определение не очень понятное, но дальше на примерах мы его проясним.

Последовательная схема проведения морфологического анализа слайд

1) формулировки проблемы;

2) постановки задачи;

3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).

        С детьми мы будем составлять более простую двумерную морфологическую карту.

    Выбираем два важнейших компонента продукта, составляем по каждой из них список всевозможных свойств, затем строим таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Количество вариантов соответствует произведению количества компонентов на количество свойств (например, 4*3=12)

    Каждый из вариантов обязательно обсуждается. Предлагаются оригинальные подходы. Морфологические свойства могут быть различными, например, формы предметов, материал, цвет и т.д.

В таблицу такого рода можно загрузить информацию на практически любую изучаемую тему.


Практическая часть

Предлагаю практически посмотреть, как работает этот метод в ООД для развития финансовой грамотности детей подготовительной группы.

Предлагаем детям представить, что мы бизнесмены и у нас есть небольшой первоначальный капитал на открытие своего бизнеса. Параллельно знакомим детей с понятиями «бизнес», «первоначальный капитал». Выдаем каждому ребенку конверт-кошелек, просим посчитать сколько в нем монет. Возьмите конверт №1 посчитайте свой первоначальный капитал. (20 монет) Перед нами стоит задача -  организовать работу фабрики детских игрушек. Предварительно обговариваем с детьми, что необходимо для создания такого производства: купить или построить здание фабрики, купить оборудование, нанять рабочих, приобрести технику (грузовик, поезд и т.д.), на которой будут возить готовые игрушки в магазин. Каждый пункт потребует расходов. Вопрос: можно ли тратить все монеты? Объясняем детям, что это нежелательно потому, что нужно предусмотреть непредвиденные расходы. Договариваемся, что, например, 10 монет мы потратим на покупку бизнеса, а остальные отложим на непредвиденные расходы. Давайте попробуем распределить наши 10 монет на каждый пункт. Возьмите морфологическую карту №1 и попробуйте запланировать все расходы. Например,

Морфологическая карта №1

 Здание (картинка)

Рабочие

Оборудование

Техника

5

2

2

1

машина

робот

мяч

Желтая

Зеленая

Красная

Итак, мы грамотно распределили первоначальный капитал и наша фабрика готова к выпуску игрушек. Игрушек должно быть много, и они должны быть разными, предложите свои варианты (ответы: куклы, мячи и т.д.). Какими свойствами они могут отличаться? (ответы: цветом, формой, размером и т.д.). Хорошо.  Предлагаю остановимся на машине, роботе и мяче и попробуем производить их разного цвета. Возьмите Морфологическую карту №2 и конверт №2 и заполните соответствующие пустые ячейки.

Морфологическая карта №2

   Сколько всего вариантов игрушек у нас получилось? (9)

    Давайте отправим наши игрушки на склад и попробуем установить цену на каждый вариант игрушки. Отложите с карты №2 игрушки. Если мы на каждый вариант игрушки выставим цену в 1 монету, сколько монет мы заработаем? Всего 9. Но мы уже потратили 10 монет на покупку фабрики, а заработали получается меньше чем потратили. Нам это выгодно? (Нет) Какой вывод сделаем? Необходимо повысить цену. Попробуем за каждую игрушку брать 2 монеты. Выложите в каждую ячейку по 2 монеты. Посчитайте парами сколько денег заработает фабрика. Правильно 18. Это больше чем мы потратили на покупку фабрики? Как узнать на сколько больше? Правильно нужно убрать 10 монет и посчитать оставшиеся. Оставшиеся монеты – это доход нашей фабрики от продажи 1 партии игрушек. В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   На следующих занятиях задания усложняются – мы добавляем еще больше свойств и компонентов. Например, опрос среди детей показал, что дети очень любят роботов. Задача детей – изобрести новую игрушку робота на нашей фабрике. Обговариваем с детьми из каких частей и какими свойствами может обладать робот. Составляем вместе с детьми морфологическую таблицу:

Например, морфологическая карта №3

В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   Дети могут участвовать как в составлении такой таблицы, так и самостоятельно работать уже с готовой таблицей, изобретая новые модели. Например, нарисуйте робота, используя индивидуальный готовый ключ и морфологическую таблицу №3. (выполнение задания, сбор рисунков и выкладывание их на морфологическую таблицу на мольберте для последующего аукциона)

   Чтобы больше заработать, надо продать как можно больше роботов. Что поможет нам продать товар? (Реклама) Обсуждаем с детьми, как лучше прорекламировать товар (реклама на ТВ, в интернете, в журнале, раздать листовки, провести акцию и т.д.)

   Предлагаем детям воспользоваться АУКЦИОНОМ и продать на нем самые интересные модели роботов. Знакомим детей с понятием «аукцион» (Это такая продажа товаров, когда в процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами), «лот» (объект продажи), подбираем самые интересные модели роботов для аукциона. Каждый лот будет зашифрован, например, лот А2 – начальная цена 1 монета. Кто даст большую цену?  (проводится аукцион)

   В завершении своего мастер-класса хочу сказать, что формирование полезных привычек в сфере финансов у старших дошкольников, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

   Формирование финансовой грамотности у ребенка благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».

Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....

Консультация для родителей «Физическое развитие дошкольников с использованием метода морфологический анализ»

Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Мыслительные операции комбинаторного характера ...

«Физическое развитие дошкольников с использованием метода морфологический анализ»

Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком....

«Внедрение элементов ТРИЗ в ознакомление дошкольников с окружающим миром». Анализ авторской методики по ОО «Познание»

laquo;Внедрение элементов ТРИЗ в ознакомление дошкольников с окружающим миром». Анализ авторской методики по ОО «Познание»...

Открытое занятие Необычный образ сказочного героя с использованием метода «Морфологический анализ»

Необычный образ сказочного героя с использованием  метода «Морфологический анализ»...