"Бюджет семьи" ИОС по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие: научить выделять главное направление использования денег людьми; закрепить понятия о семейных доходах, семейном бюджете;

Развивающие: активизировать словарь (бюджет, стипендия, пенсия); ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ios.docx474.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Бюджет семьи»

игровая образовательная ситуация по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                              воспитатель МДОУ «Детский сад №77»

Конспект ИОС

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема ИОС: «Бюджет семьи»

Направление образования и развития: (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие: научить выделять главное направление использования денег людьми; закрепить понятия о семейных доходах, семейном бюджете;

Развивающие: активизировать словарь (бюджет, стипендия, пенсия); ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Формы реализации детских видов деятельности: ситуативно-деловая (общение и взаимодействие со взрослыми и со сверстниками), дидактическая игра, чтение загадок, игра с речевым сопровождением.

Предварительная работа:

  • Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях;
  • Создание плаката «Бюджет» (подбор картинок для разукрашивания и последующего наклеивания по теме «Члены семьи» и «Расходы»);
  • Чтение художественной литературы: В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», А. Толстой «Приключения Буратино», к Чуковский «Муха – Цокотуха».

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, клей, ножницы, цветные карандаши, раскраски по теме «Семья» и «Расходы семьи»

Активизация словаря: «бюджет», «зарплата», «пенсия», «стипендия».

Ход ИОС:

Организационный момент

Звучит спокойная фоновая музыка. Дети стоят в кругу.

Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение.

 Посмотрите друг на друга,

 Улыбнитесь поскорей,

 Обнимитесь, не стесняйтесь

 И порадуйте гостей.

Мотивация

Загадываю загадку.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важны.

 

Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги?

Сегодня мы с вами создадим плакат, который поможет лучше понять откуда берутся деньги в семье и на что эти деньги тратятся.

Пальчиковая игра: «Будем денежки считать» 

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Основная часть:

Внимание на экран. Перед нами семья. Назовите членов всех семьи.

Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

Правильно, папа – военнослужащий, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, за один день, или за неделю.

Кто получает зарплату? За что они получают зарплату?

Папа и мама кладут деньги в корзинку-копилку (на экране)

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка что получают? Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. 

Сестра – студентка она учится и за свой труд получает что?

В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.

Послушайте какая история произошла с одной семьей: собрались однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Маме очень хотелось купить новую шубку. Папа вступил в союз охотников, нужно ружье, бабушке набор чайников, дедушке новую лейку для огорода, брат начал заниматься боксом - ему перчатки боксерские, сестре - новую куклу. Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен. А по почте прислали квитанции об оплате за квартиру.

Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что можно назвать основным?

Как можно назвать получение и расходование денег в семье?

 Дидактическая игра «Доход – расход»

В вопросах дохода мы разобрались, а сейчас мы поиграем, а заодно проверим знаете ли вы секреты прихода и ухода денег. Я буду говорить, а вы должны определить, что это – доход, или расход. Когда доход – показываем «КЛАСС», а когда расход – наоборот(большие пальцы вниз)

Папа и мама получили зарплату (доход)

Бабушка выиграла в лотерею (доход)

Брат потерял кошелек (расход)

Сестра получила стипендию(доход)

Папа заплатил за квартиру(расход)

Сестре подарили деньги на день рождения(доход)

Дедушка получил пенсию(доход)

Брату купили велосипед(расход)

Сестре купили новое платье(расход)

Мама купила продукты(расход)

Вся семья сходила в кинотеатр(расход)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Физкультурная минутка:

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).

Стали думать, как нам быть (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Практическая часть:

Предлагаю детям разукрасить картинки и наклеить на ватман рядом с кошельком «Доход», картинки тех, кто в семье пополняет семейный бюджет, рядом с кошельком «Расход» - картинки с изображением того, на что деньги расходуются из семейного бюджета.

3.Заключительная часть.

Ребята, вам понравился наш плакат?  Что больше всего понравилось? Что мы нового узнали?

Выполняются движения по тексту

Деньги, монеты. 

Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Дети выполняют по тексту

Мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка

Папа – военный, мама – врач, бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка.

Папа, мама - за свой труд

пенсию.

стипендию

Нет. Основное - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру, оставить деньги на питание и проезд.

Бюджет семьи.

Дети выполняют задание

Выполняются движения по тексту

Дети наклеивают картинки

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экономической игры в подготовительной к школе группе

Цель: способствовать развитию  реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....

Перспективный план по экономическому обучению и воспитанию детей подготовительной к школе группы

В данной методической разработке мною представлено примерное планирование экономического воспитания детей подготовительной группы....

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну обиженных вещей»

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей подготовительной к школе группы«Путешествие в страну обиженных вещей»Цель: формирование у детей экономических знаний, умений, навыков; в...

Конспект по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Наше богатство"

конспект занятия по экономическому воспитаню на тему "Наше богатство" для детей подготовительной к школе группе....

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию «Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».

laquo;Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».Цель: создание условий для становления основпатриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка...

НОД по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе «В гостях у Гнома Эконома».

НОД  по экономическому воспитаниюв подготовительной к школе группе«В гостях у Гнома Эконома».Цели:*Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного дохода: пенсия, стипендия, за...

Конспект Занятия непосредственной образовательной деятельности по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»Формировать навыки и умения рационально использовать доступные материальные ценности...