Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жеребина

Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности

 «Юный финансист»

Воспитатель: Жеребина Е.В.

Аша, 2021 год

                                                       

 Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………..………………………3
2. Принципы разработки……………………………………………………………..…..4
3. Формы и методы реализации разработки…….............................................................4
4. Календарно-тематическое планирование……………………………………….…...5

5. Методические материалы…………………………………………………….………16

6. Учебно-методическое обеспечение…………………………………….…………....21

7. Оценочные материалы ………………………………………………………………..24

Приложения

    Приложение 1. Картотека «Физминутки» (формирование основ финансовой грамотности)………………………………………………………………………………………….….25

  Приложение 2. Выступление на Педсовете «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»…………………………..28

Приложение 3. Доклад для педагогов«ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа»………………………………………………………….36

Приложение 4. Презентация дидактической игры «Что, где продается»………………….43

Приложение 5. Сказка «Копилка белочки Стрелочки»…………………………………..…44

Приложение 6. Консультация для родителей «Дети и семейный бюджет»……….……..46

  1. Пояснительная записка

     Знакомство с деньгами раскрывает в сознании ребенка гармоничную, многомерную (непротиворечивую) картину мира. Совершенно парадоксально, финансовое воспитание становится эффективным способом, инструментом более тонкой настройки восприятия абстрактных понятий системы базовых ценностей: любовь, благодарность, отношения, трудолюбие, мастерство, достоинство и проч. Денежные знаки (монеты и купюры) при этом выполняют функцию маяков-напоминаний и устойчиво ассоциируются с духовно-нравственными нормами, правилами сферы денежных отношений, способствуя принятию их ребенком в качестве доминанты поведения.

       Опора на гармоничные природные образы, отражающие всеобщие закономерности развития живых систем (в т.ч. человека и его отношения), позволяет постепенно вводить ребенка в мир универсалий, одинаково актуальных на всех возрастных этапах. При этом становится возможным показать детям незримое - базовые ценности высокого уровня абстракции, без которых невозможно понимание истинной сущности материальных благ.

Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений.

   

Задачи:  

1. Познакомить детей с основными закономерностями роста и развития живых систем, в т.ч. человека и его отношений, включая денежные.

2. Познакомить детей на визуальной основе с моделями нормы и не нормы финансового поведения.

3. Научить правильному отношению к деньгам и финансовым ситуациям.

4. Научить анализировать и оценивать финансовые ситуации по 4 игровым критериям.

5. Дать целостный, визуальный образ структуры денежной системы РФ (Древо денежной системы России).

6. Сформировать упорядоченную систему устойчивых позитивных ассоциаций к деньгам, основанную на нравственных принципах.

7. Сформировать патриотическое отношение к национальной валюте РФ, основанное на базовых принципах и понимании всеобщих закономерностей роста и развития объектов, явлений природы.

8. Формировать необходимые личностные качества ребенка, ответственное отношение к деньгам и финансовым операциям.

9. Развивать навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к деньгам и финансовым ситуациям.

10. Воспитать чувство искренней благодарности к родителям и близким за оказываемую материальную (финансовую) и духовную поддержку на этапе детства.

11. Воспитать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству) представителей разных профессий.

12. Воспитать чувство собственного достоинства и уважения к участникам денежных отношений и финансовых ситуаций.

 13. Воспитать трудолюбивого, добросовестного, честного, любящего свою Родину гражданина.

2. Принципы разработки 

-  ультурологический подход, который, основываясь на принципе культуросообразности образования, способствует сохранению и развитию общей базовой культуры;

-  личностно-ориентированный подход, который направлен на развитие личностно-значимых качеств ребенка с учетом его возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

-  деятельностный подход, который задает активную позицию педагога, направленную на развитие личности ребенка через присвоение им ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности.

        3. Формы и методы реализации разработки

Формы реализации:

игровые (игры, игровые упражнения, театральные мини-постановки и др.);

словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

практические (исследование, экспериментирование и др.).

 

Методы:

  1. Метод игрового анализа и синтеза (автор - Кузнецова Н.А.)
  2. Метода визуализации абстрактных понятий (автор Кузнецова Н.А. и соавторы) и системы опорных образов Нормы - гармоничных природных объектов, образов из цикла жизни дерева (семя, дерево, цветок, плод и проч. ).
  3.  Опытно-экспериментальной деятельности с использованием природных объектов и явлений - для визуализации типов денежных отношений и моделей финансового поведения.
  4. Универсальной визуальной основы системы базовых ценностей, актуальной на всех последующих этапах социализации человека.
  5. Игр нового поколения «Норма плюс».
  6.  Современных интерактивных форм работы (интерактивные программы: книги, игры-пазлы, раскраски, фотостудия и проч.).
  7. Метода цветовой видеогармонизации.
  8. Образовательных нейротренажеров - гармоничных цветомузыкальных композиций (видеоролики) различной тематической направленности.

 

4. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

п/п

Дата

Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

1

07.09.21.

Беседа «Знакомство с монетой «1копейка»

Познакомить детей с монетой достоинством 1 копейка.

Картинка (игрушка) фея Копеечка, книга иллюстациями «Сказка о копеечке», раскраска «Мастер своего дела», USB-флеш-накопитель с видиофайлом «Интерактивная программа «Копеечка5+»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.49

2

14.09.21.

Беседа «Как стать мастером?» «Сказание о мастерстве»

Формирование правильного (с учетом всеобщих закономерностей) отношения к труду и мастерству.

Иллюстрация (игрушка) фея Копеечка, книга «Сказание о мастерстве»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.52

3

21.09.21.

Беседа о мастере.

Формирование представления о профессиональном мастерстве человека труда.

Рисунок «Фея Копеечка-повар», набор детской посуды, крупа, соль сахар, вода.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.56

4

28.09.21.

Образовательный нейротренажер «Алфавит: Мои качества-1»

Расширение представления о личностных качествах человека труда (мастера).

USB-флеш-накопитель с видиофайлом нейротренажера

 «Алфавит: Мои качества-1»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.59

 

ОКТЯБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

5.

05.10.21.

Просмотр видеоспектакля «Приключения феи Копеечки»

Продолжать знакомство с феей Копеечкой, понятиями труд, мастерство, трудолюбие.

Флеш-накопитель с видиофайлом спектакля «Приключения феи Копеечки»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.61

6.

12.10.21.

Упражнения на основе нейротренажера Алфавит: Мои качества-1»

Формирование уважительного отношения к человеку труда, мастерству.

USB-флеш-накопитель с видиофайлом нейротренажера

 «Алфавит: Мои качества-1»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.61

7.

19.10.21

Просмотр песочной анимации «Сказка о красивых отношениях»

Закрепить представление о цикле жизни дерева (для переноса на метафору «денежное дерево»)

DVD-диск «Песочная анимация «Сказка о красивых отношениях»», интерактивная доска, компьютер, телевизор.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.62

8.

26.10.21

Беседа «Мастер своего дела»

Демонстрация детям с помощью сказочного персонажа «Фея Копеечка» разных аспектов мастерства человека.

Книга – обучающая раскраска «Мастер своего дела» с рисунками-раскрасками по разным профессиям, картинка (игрушка) фея Копеечка.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.63

 

НОЯБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

9

02.11.21.

Чтение сказки «О двух мастерицах»

Закрепить представления о личностных качествах мастера; познакомить с моделями поведения в процессе обучения трудовой деятельности.

Книга «Сказка о двух мастерицах», раскраска «Профессия «Продавец»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.64

10

09.11.21.

Беседа «Моя оценка»

Формирование у ребенка навыка адекватной самооценки.

Фея Копеечка, панно «Шкала самооценки «Нора плюс» (на основе цикла жизни дерева), игра-мозаика «Волшебный калейдоскоп№ (на основе стопкадров нейротренажера)

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.66

11

16.11.21.

Беседа-визуализация «Мы растем и созреваем»

Повышение мотивации ребенка на личностный рост, развитие и совершенствование мастерства.

Картинка «фея Копеечка», наглядное пособие –панно «Мы растем и созреваем!»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.67

12

23.11.21.

Беседа «Заработная плата – плод труда»

Формирование правильного представления об источнике доходов (благосостояние) человека.

Фея Копеечка, наглядное пособие «Мы растем и созреваем!», картина с изображением денежных знаков, иллюстрация «Для чего нужна заработная плата?».    

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.69

13.

30.11.21.

Беседа «Как растет заработная плата? Для чего нужна зарплата»

Мотивировать на непрерывный рост мастерства; визуализировать многоуровневый характер, рост заработной платы; показать зависимость размера заработной платы человека от уровня его мастерства.

Фея Копеечка, наглядное пособие «Мы растем и созреваем!», иллюстрация «Как растет зарплата.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.72

 

 

ДЕКАБРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

14.

07.12.21.

Игра-сериационный ряд «Созревания»

Визуализировать и закрепить представления о закономерностях роста и созревания человека, его  мастерства и заработной платы.

Игра- сериационный ряд «Созревания»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.73

15.

14.12.21.

Беседа « Мой путь мастера. Сфера отношений»

Расширение представления о созревание человека, его мастерства и зарплаты.

Фея Копеечка, личные фотографии педагога(4-8 шт.) разных возрастных этапов, пособие «Мы растем и созреваем!», Игра- сериационный ряд «Созревания», иллюстрации.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.74

16.

21.12.21.

Игра «Счет до 10»

Закрепить знания числового ряда; формировать  и визуализировать связь: рост мастерства и рост заработной платы (материального благополучия); формировать правильное отношения к деньгам и изменению их количества (увеличению или уменьшению); визуализировать (на основе числового ряда и цикла жизни дерева) процесс роста человека и его мастерства; ассоциировать деньги, их счет и понятия: мастерство, созревания человека, заработная плата с всеобщими закономерностями и гармоничными природными образами.

Игра «Счет до 10» - набор из 10 карточек с изображением природных образов из цикла жизни дерева – от семени до плода с семенами.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.76

17.

28.12.21.

Беседа «Благодарность родителям»

Формирование и развитие у детей чувства благодарности к родителям.

Картинка феи Копеечки  и изображение дерева (с корнями)

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.77

 

ЯНВАРЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

18.

11.01.22.

Образовательный нейротренажер «Алфавит: Деньги и я»

Расширение представления о сфере гармоничных денежных отношений.

флеш-накопитель с видиофайлом нейротренажера

 «Алфавит: Деньги и я», интерактивная доска, компьютер, телевизор.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.79

19.

18.01.22.

Просмотр песочной анимации «Приключения феи Копеечки»

Закрепить пройденный материал, представления о нормах и правилах и моделях поведения в денежных отношениях семьи, общества, государства.

Флеш-накопитель с песочной анимацией «Приключение феи Копеечки»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.82

20.

25.01.22.

Беседа-визуализация «Благодарность»

Визуализировать абстрактное понятие «благодарность»; актулизировать чувство благодарности к старшему поколению; улучшать цветовосприятия и цветоразличение.

Флэшка с видеофайлом нейротренажера,  

интерактивная доска, компьютер, телевизор.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.82

 

ФЕВРАЛЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

21.

01.02.22.

Беседа-визуализация «Источник благополучия»

Формирование правильного восприятия понятия «источник благополучия».

Флэшка с видеофайлом нейротренажера,  

интерактивная доска, компьютер, телевизор, наглядные пособия с изображением Солнечной системы, строение земли, плода, цветка, на которых отчетливо виден их центр.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.83

22.

08.02.22.

Беседа о движении. Игра-упражнение «Путеводная звезда»

Формировать и закреплять знания о существующих видах движения (на примерах из природы); показать связь: материальное благополучие (зарплата) и ориентация в пространстве; мотивировать ребенка на совершенствование двигательных навыков и умения ориентироваться в пространстве.

Картинки с изображением разных профессий и природных явлений.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.85

23.

15.02.22.

Беседа «Приключение феи копеечки»

Показать роль и значения денег, их влияние на человека  межличностные отношения; познакомиь с моделями нормы и не нормы финансового поведения; формировать уважительное отношение к труду, честному труженику, монете 1 копейка.

Аудиосказка, книга с заданиями и раскрасками «Приключение феи Копеечки»

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.89

24.

22.02.22.

Нейротренажер «Семья и я»

Расширение представления о семье, семейных ценностях и гармоничных отношениях.

USB-флеш-накопитель «Видетека ВТО» с видеофайлом нейротренажера.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.89

 

МАРТ  

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

25.

01.03.22.

Беседа «Что посеешь, то и пожнешь»

Формирование представлений о причинно-следственном характере финансовых операций, денежных отношений.

Картинка «фея Копеечка», живые плоды (овощи, фрукты и их семена, наглядное пособие «Мы растем и созреваем!»)

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.92

26.

08.03.22.

Образовательный нейротренажер «Алфавит: Мои качества-2»

Расширение представлений о личностных качествах человека труда.

USB-флеш-накопитель «Видетека ВТО» с видеофайлом нейротренажера.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.94

27.

15.03.22.

Беседа «Общие знакомство с денежными знаками РФ»

Формирование общего представления о денежных знаках России.

Картинка (игрушка) «фея Копеечка», монеты и купюры из игры. «Денежные знаки РФ». Для работы  на магнитной  доске нужно наклеить магниты на их обороте), наглядное пособие «Мы растем и созреваем», шкала самооценки «Норма плюс».

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.96

28.

22.03.22.

Беседа «Достоинство денежного знака и достоинство человека»

Формирование представления о достойных денежных отношениях.

Игрушка или иллюстрация «фея Копеечка», игра упражнение «Денежные знаки РФ», шкала самооценки «Норма плюс», иллюстрации из книги «Знакомим ребенка с денежными отношениями»: «Достоинство денежного знака и достоинство человека», «Уважения к денежным знакам», дидактическая игра «Что не имеет цены».

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.98

29.

29.03.22.

Беседа «Древо денежной системы России»

Сформирование целостного представления о денежной системе России (на основе принципа дерева)

Фея Копеечка, наглядное пособие Дерево денежной системы России, раздаточный материал: листы белой бумаги, карандаши, муляжи денежных знаков, образец банковской карты.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.100

 

АПРЕЛЬ

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

30.

05.04.22.

Беседа «Где денежное дерево растет?»

Закрепить представления о достоинстве человека, его труде, мастерстве; визуализировать закономерности роста дерева; перенести полученные представления на образ-метафору «Дерево денежной системы России»

Фея Копеечка, кукла (картинка) «Буратино», наглядное пособие «Дерево денежной системы России» и «Мы растем и созреваем!», игра- карточки «Счет до 10», книга «Знакомим ребенка с денежными отношениями».

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.103

31.

12.04.22.

Беседа «Деньги – инструмент»

Формирование представления о деньгах как инструменте совершенствования человека, отношений и окружающего мира.

Иллюстрация «Дерево денежной системы РФ», книга «Знакомим ребенка с денежными отношениями».

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.105

32.

19.04.22.

Беседа «Уважения к денежным знакам. Как помогают денежные знаки?»

Формирование уважительного отношения к национальной валюте.

Картинки, книга

  «Знакомим ребенка с денежными отношениями».

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.109

33.

26.04.22.

Беседа-визуализация «Денежные отношения: ледяные и кипящие»

Формирование представлений о гармоничных денежных отношениях.

Картинки фея Копеечка и Капельки. Емкость со льдом и водой, картинки с изображением водных массивов в природе.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.111

 

МАЙ  

п/п

Дата

  Тема  

Программное содержание

Оборудование  

Литература  

34.

03.05.22.

Беседа-визуализация «Золотая середина. Теплые денежные отношения»

Закрепление представлений о гармоничных отношениях.

Картинки Дерево денежной системы РФ, феи Копеечки и Капельки, две емкости (из небьющегося материала), заполненные горячей и холодной водой и закрытые крышками с резьбой.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.113

35.

10.05.22.

Беседа-визуализация «Как сохранить тепло в отношениях»

Закрепление представлений о гармоничных отношениях.

Картинки фея Копеечка и Капельки, чашки с теплой питьевой водой.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.115

36.

17.05.22.

Беседа-визуализация «Разрушительные и созидательные денежные отношения»

Формирование представлений о психоэмоциональных состояниях человека.

Две репродукции Айвазовского «Девятый вал» и «Крым» формат А4, Дерево денежной системы РФ, Копеечка и Капелька.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.116

37.

24.05.22.

Беседа-визуализация «Резкие и плавные движения в отношениях»

Формирование и закрепление представлений о гармоничных отношениях и способах саморегуляции.

Две репродукции Айвазовского «Девятый вал» и «Крым» формат А4, Дерево денежной системы РФ, Копеечка и Капелька, таз с теплой водой, морская соль.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.118

38.

31.05.22.

Игра-упражнение «разрушаем и созидаем»

Закрепление представлений о гармоничных денежных отношениях.

Две репродукции Айвазовского «Девятый вал» и «Крым» формат А4, Дерево денежной системы РФ, Копеечка и Капелька.

Кузнецова Н.А. «Дети и денежные отношения» стр.119

 

5.Методические материалы

1

Парциальная программа «Дети и денежные отношения»

2

Методические рекомендации к программе «Дети и денежные отношения»

3

Мониторинг к программе «Дети и денежные отношения»

4

Флэш-носитель с аппаратным ключом «Видеотека ВТО/Источник»

 

Образовательный нейротренажёр «Алфавит»

Образовательный нейротренажёр «Пространство и время»

Нейротренажёр «Счёт»

Цветовая видеогармонизация

Цветомузыкальные композиции для бесед

Видеоспектакли и песочная анимация

Открытое обобщающее занятие с детьми

Обучающий семинар по программе «Дети и денежные отношения»

5

Пособие для педагога «Картотека дидактических игр»

6

Комплект карточек для педагога – 3 наименования

 

Карточки для оценивания «Мастер плюс»

Карточки «Цветовой спектр»

Карточки «Контраст и плавный цветопереход»

7

Книги для детей с иллюстрациями – 8 наименований

 

Книга «Сказка о Копеечке»

Книга «Сказание о мастерстве»

Книга «Знакомим ребенка с денежными отношениями»

Книга «Сказание о Любви»

Книга «Приключения феи Копеечки»

Книга «Приключения феи Секундочки»

Книга-рассказы по картинкам «Мои денежные отношения»

Книга «Сказки о красивых отношениях»

8

Обучающие раскраски с заданиями – 7 наименований

 

Раскраска «Мастер своего дела»

Раскраска с заданиями по сказке «Приключения феи Копеечки»

Раскраска по сказке «Приключения феи Секундочки»

Раскраска «Рисунки отношений»

Волновая разлиновка. Раскраска

Обучающая раскраска «Добрая сказка»

9

Комплект дидактических игр-упражнений – 20 наименований

 

Игра «Счет до 10-ти» (цикл жизни дерева)

Игра «Счет до 10-ти» (цветовой спектр)

Игра «Волны настроения»

Игра-кубик «Цветок денежных отношений»

Игра «Цветок отношений (дружбы)»

Игра-кубик «Отношение к деньгам»

Игра «Дом – полная Чаша. Что не имеет цены?»

Игра «Бюджет моей семьи (по временам года)»

Игра-сериационный ряд «Созревание» 

Игра «Пейзаж Крымова. Суточный цикл» 

Игра «Собери и назови купюру» 

Игра «Дерево денежной системы РФ» 

Разрезные картинки «Дерево денежной системы РФ» 

Игра - разрезные картинки «Копеечка» 

Речевая игра «Расскажи о приключениях феи Копеечки»

Игра «Найди друга. Дружные цветопереходы» 

Игра «Созидаем или разрушаем?»

Игра «Порядок в солнечной системе»

Игра «Какие бывают волны?»

Игра «Мастер или нет?»

10

Игра «Супермаркет Копеечка»

11

Комплект игр «Спектральная мозаика»

 

Игра «Разноцветная волна. Как я волнуюсь» 

Игра «Цветок недели»

Игра «Круглый год» 

Игра «Собери круг»

Игра «Собери спектр» 

Игра «Собери соты» 

Игра «Мудрое семя»

Игра «Счет до 4-х»

Игра «Счет до 9-ти» 

Игра «Счет до 25-ти»

12

Игра-мозаика «Волшебный калейдоскоп» 

13

Комплекты демонстрационных панно

 

Комплект панно «Сказка о Копеечке»

Комплект панно «Сколько монет и купюр» 

Комплект панно «Деньги и время» 

Комплект панно «Цикл жизни дерева»

14

Комплект демонстрационных панно – 13 наименований

 

Панно «Прозрачная Капелька»

Панно «Шкала самооценки «Норма плюс»

Панно «Мы растем и созреваем!»

Панно «Волны настроения»

Панно «Разноцветная волны»

Панно «Цветочек дружбы»

Панно «Норма и не норма отношений»

Панно «Деньги – инструмент»

Панно «Солнечная система»

Панно «Дом – полная Чаша»

Панно «Дружба цветов»

Панно «Доска почета. Наши герои»

Панно «Дерево денежной системы РФ»

15

Комплект ростомеров – 8 наименований

 

Ростомер «Вырастай-ка»

Ростомер «Расцветай-ка»

Ростомер «Созревай-ка»

Ростомер «Денежное дерево»

Ростомер «Дерево денежной системы РФ»

Ростомер «Созревание плода»

Ростомер «Цветок дружбы»

Ростомер «Спектр»

16

Комплект «Награды и поощрения» - 3 наименования

 

Вымпелы

Растяжка декоративная

Наклейки «Фея Копеечка»

17

Комплект игрушек «Ключевые герои»

 

Фея Копеечка

Фея Секундочка

Мудрое Семя

Прозрачная Капелька

18

Комплект «Раздаточный материал для детей» – 7 наименований

 

Карточка «Шкала самооценки «Норма плюс» 

Игра «Счет до 10-ти» (цикл жизни дерева) 

Игра «Цветок отношений (дружбы)» 

Карточка «Деньги и время» 

Карточка «Монеты и купюры»

Карточки «Созревание

Линейка-считалочка «Помоги созреть плоду»

19

Комплект для платных образовательных услуг по финансовому воспитанию

 

Каталог наглядных пособий «Что дает профессия»

Обучающая раскраска «Что дает профессия?»

Рабочая тетрадь-раскраска «Навигатор денежных отношений»

Методическое пособие для педагога «Навигатор денежных отношений»

Каталог наглядных пособий «Секреты денежных отношений»

Детско-родительский проект раскрасок «Секреты денежных отношений»

20

Конверты для игр (с наклейками-маркировкой)

21

Контейнер пластиковый 56х39х28см. (45 л.)

6. Учебно-методическое обеспечение

 

 1. Кузнецова Н.А. Волновая педагогика Детства: Единая образовательная

константа. Волновые технологии образования. Теория и практика. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-91256-451-2

2. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания детей «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-7186-1233-2

3. Кузнецова Н.А. Учебно-методическое пособие к программе «Дети и де-

нежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019

4. Кузнецова Н.А. Формирование у детей базовых ценностей. Нейросенсорный подход. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-201-3

5. Кузнецова Н.А., Матаков О.А. Интерактивная программа финансового воспитания «Копеечка 5+». Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-91256-453-6

6. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методиче- ское пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 ISBN 978-5-91256-201-3

7. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А. А. Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур»2017, 266 с. ISBN 978-5-91256-356-0.

8. Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с цветовым спектром. Методическое

пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5- 91256-125-2.

9. Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012, ISBN 978-5-91256-120-7.

10. Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с взаимосвязями и причинностью окружающего мира. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-126-9

11. Кузнецова Н. А. Радужное время. Методическое пособие. - Екатерин-

бург: Издательский дом «Ажур», 2012.

12. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-133-7

13. Кузнецова Н. А. Цветогармонизация в воспитательно-образовательной деятельности. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.

14. Кузнецова Н. А. Сказка о Копеечке. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.

15. Кузнецова Н. А. Цветовая видеогармонизация. DVD диск. Методическое пособие. - Екатеринбург: АНО СОВ «Единство», 2012.

16. Кузнецова Н. А. Беседы о деньгах и времени. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-158-3.

17. Кузнецова Н. А. Сказки о красивых отношениях. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012. ISBN 978-5-91256-160-3.

18. Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Сказание о Любви. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2016. ISBN 978-5-91256-337-9.

19. Кузнецова Н.А., Кузнецова А. А. Сказание о Мастерстве. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2019. ISBN 978-5-91256-466-6.

20. Кузнецова Н. А. Добрые сказки. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2015. ISBN 978-5-922366-139-7.

21. Кузнецова Н. А., Кузнецов В.А. Знакомим ребенка с денежными отношениями - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2015. ISBN 978- 5-91256-296-9. Сайт АНО СОВ «Единство» http: // unity1.ru/ https://www.youtube.com Волновые технологии образования https://www.youtube.com фея Копеечка

 

Информационное обеспечение:

- Интернет-ресурсы, иллюстрации, картины, макеты, муляжи, и т.д.

                                                                                       

 

  8. Оценочные материалы

 

 Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогом (воспитателем).

  Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

1. Показатель сформирован (достаточный уровень «+») – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;

2. Показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному («0») – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;

3. Показатель не сформирован (недостаточный уровень («-») – не проявляется ни в одной из ситуации, на все предложения взрослого.

 

  

 

 

Приложение 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Картотека «Физминутки»

(формирование основ финансовой грамотности)

1. «Замок»

На двери замок-чудак. Не открыть его никак.

(пальцы сцеплены в замок)

Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда.

(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну, никак не открывается!

(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)

Вынул связку я ключей - ну-ка, ключик, поскорей!

(энергично встряхивать кистью одной руки)

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)

Этот ключик - от сарая.

(поднять большой палец вверх)

Вынул связку я другую.

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(те же движения выполнить другой рукой)

Этот ключик - повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(развести руки в стороны)

2. «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

3. «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать

4. «Товары в магазине»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших

пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

5. «Считаем денежки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

6. «Золото»

Взяли в руки топоры,

Положили золото,

Нарубили мы рубли,

Вот как было здорово.

7. «Клад»

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

8. «Пересчет»

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)

Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)

Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

9. «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Приложение 2

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области

Выступление на Педсовете «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников.

Повестка:

1. Психологическая разминка «Необитаемый остров»

2. Значение экономического воспитания.

 3. Экономическая игра как продукт современных условий жизни дошкольников.

 4. Сказка как средств, наиболее способствующее пониманию экономических явлений дошкольниками.

5. Деловая игра «Брейн-ринг»

1. Разминка «Необитаемый остров» Все разделились на 3 компании (по цвету монетки) Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Какие 6 предметов вам необходимы? (подумать и решить командой)

2. Проблема экономического воспитания на данный момент стала настолько актуальной, что Министерство образования Края настоятельно рекомендует нам включить экономику в программу дошкольного образования. Такая необходимость возникла в связи с недостаточным уровнем финансовой грамотности у родителей, который мешает им привить детям правильные навыки по управлению финансами, родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи игрушки, требуют дорогие подарки и тому подобное. Основная цель, по их мнению, заключается в содействии формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Сегодняшнее молодое поколение живёт в условиях рыночных отношений с их жёсткими законами, с везде присутствующей рекламой, с растущим числом банков. Дети уже с дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, и чем чаще это происходит, тем больше у них возникает вопросов. Малышей интересует буквально всё: почему, когда мама идёт получать зарплату, берёт с собой какую-то пластиковую карточку, почему по телевизору так много рекламы, зачем она нужна, почему друг едет с мамой на море, а мы не можем поехать? Тысячи «почему», от которых мы, взрослые, не должны отмахиваться. На первый взгляд кажется, что «экономика и дети», а тем более дети дошкольники, два совершенно несовместимых понятия, не раз возникали дискуссии по этому поводу. Впервые в 1986 – м году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников Шатовой Анной Демьяновной была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. На страницах журнала «Дошкольное воспитание» в течение всего 1989 года велась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей. Как показывает практика, социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас с вами. В ней масса интересного, увлекательного, непонятного, и это ещё больше привлекает и интригует 5-6 летнего ребёнка. Кстати, именно с этого возраста и рекомендуется постепенно вводить ребёнка в мир экономики. К такому мнению пришли специалисты после очередных дискуссий. А в подтверждении правильности своих выводов обратились к психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста:

 У детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;

  Происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;

 Речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;

  С пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;

 К 5 годам у ребёнка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребёнку осознавать свои возможности (успех-неуспех), т.е. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности.

По достижении пятилетнего возраста действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, с любопытством наблюдает за действиями купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывая не только своё, но и чужое мнение. Уровень психологического развития позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Это сигнал к возникновению особой формы экономического мышления, требующей внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции. В этом подтверждение того, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребёнка. И чем меньше возраст, тем она теснее. Информация о социальной действительности должна затрагивать не только ум, но и душу ребёнка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Воспитать дошкольника социально-адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто. Много усилий потребуется для этого не только в условиях общественного, но и семейного воспитания, от всех воспитывающих ребёнка взрослых. Но в этом то и состоит цель экономического воспитания дошкольника. Экономическая жизнь общества многогранна, ошибочно ставить задачу охватить все её стороны, в детском саду мы рассматриваем лишь те аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему – либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответвующих нравственно направленных чувствах. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности. Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому перед нами задача - создать такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Что мы и делаем.

3. Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, мы для реализации цель и задач экономического воспитания используем всевозможные игры. Ребёнок в детский сад приходи в первую очередь играть, и окружающий мир он познаёт именно через всевозможные игры.

 1. Сюжетно-ролевые Дети, играя в такие новые профессии, как бизнесмен, рекламодатель, банкир, постигают смыл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Узнают, что одни профессии престижнее других и, следовательно, заработная плата различна. Т.е. дети, знакомятся с факторами (труд, образование, характер труда и престижность определённых профессий), влияющими на разделение людей на богатых и бедных. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями: покупать-продавать, выгодноневыгодно, дороже - дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др. При этом не забываем формировать нравственные качества, понятия: бережливый, экономный, справедливый и др. Учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра, делиться с партнёром, поздравлять партнёра с успехом.

2. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», «Что быстрее купят?», «Хочу - надо» и др.

 3. Коммерческие игры: «Бизнес», «Найди доллар», «Моя первая покупка». Кроме того мною были изготовлены игры: «Аукцион», «Салон красоты», «Магазин косметики». Дети с удовольствием играют в эти игры, Развивая при этом логику и нестандартность мышления.

 4. Ещё одним замечательным средством, наиболее способствующим пониманию экономических явлений дошкольниками является  сказка. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности», - писал Джанни Родари. Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого, математического и даже экономического развития.

Августой Алексеевной Смоленцевой была создана система работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки. Она исследовала сказочные произведения разных видов (народные, авторские), что позволило ей отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания и выделила несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

 1. Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

 2. Сказки, отражающие труд людей;

 3. Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства,

 4. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы»,

5. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность и др.

Народные сказки и авторские сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями (труд, производство, распределение, обмен и др.) И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Современные условия жизни диктуют нашим детям современные игры. Так давайте не будем им мешать адаптироваться в этом сложном мире, а наоборот, будем помогать и направлять, опираясь на свой жизненный опыт. Планируемый результат.

Ребёнок:

• Овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.

 • Осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.

• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.

 • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в современных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

• Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

 • Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.

 • Осознаёт, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относиться к вещам, игрушкам, денежным средствам.

 • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

• Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.

 • Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 • Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт, ориентируется в значении базовых финансово – экономических понятий.

 • Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов.

 • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 5. Брейн – ринг 3 команды: «Фунты – стерлинги», «Писеты», «Рэнды»

1 задание: Подумайте и ответьте, какие категории мы изучаем с детьми в процессе экономического воспитания. (можно отвечать с места, за каждый правильный ответ – монета) (экономика как наука о ведении домашнего хозяйства, реклама, труд, профессии, ресурсы, товары и услуги, деньги, семейный бюджет, потребности, обмен,

2 задание: Рассмотреть купюру и назвать страну и название.

 3 задание: Назовите города и памятники архетиктуры, которые изображены на российских купюрах.

4 задание: Назовите города или страны, где есть памятник монетам или купюрам.

5 задание: Сказочная экономическая разминка

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

 2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

 6. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

7. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).

8. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию, и только волшебная вещь помогла достичь цели? (Огниво).

6 задание: Каждой команде говорю название сказки, команда должна подумать и сказать какие экономические категории можно вычленить из этой сказки. «Поросёнок Фунтик» «Золушка» «Трое из Простоквашино» «По щучьему велению» «Репка» «Цветик-семицветик»

 На банкноте номиналом 200 руб. – символы Севастополя.

На лицевой стороне – изображение памятника затопленным кораблям, на оборотной – вид на Херсонес Таврический.

 На банкноте номиналом 2000 – мост на остров Русский и космодром Восточный.

 Решение:

 1. Реализовывать программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Банка России.

2. Использовать во время НОД всех пяти направлений экономические задачи;

3. Продолжить изготовление экономических игр для детей старшего дошкольного возраста;

4. Провести родительское собрание в группе по данной теме.

Приложение 3

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Доклад для педагогов

«ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью.

«Метод морфологического анализа».

Добрый день уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью.

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:


- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Так же ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения

В технологии ТРИЗ существует множество методов.


В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:


- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

В финансовой грамотности я хочу предложить метод мозговой штурм и морфологический анализ.

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
 Метод мозгового штурма можно провести игру викторину. Эту игру проведем с детьми 6-7 лет.

Сегодня я вам расскажу, как можно использовать метод морфологический анализ при ознакомлении детей с финансовой грамотностью.

 Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.


Последовательность действий при морфологическом анализе:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали

 Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Данный пример – один из самых простейших. Мы не будем сейчас рассматривать материалы, форму, функциональность и др. Овладев самим принципом морфологического анализа, вы без труда сделаете это сами при необходимости. Несомненно, вы узнаете прием объединения, но Морфологическая таблица дает значительно больше вариантов для творчества, нежели перебор и объединение случайно выбранных объектов мебели.

Усложненный вариант, но и более творческий, интересный — по вертикали и по горизонтали раскладываются части (подсистемы) объектов и комбинируются между собой.

Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.

Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.

 МА-1

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

 

МА-2

 Мы так же можем добавить третью ось – например, материалы: дерево, пластик, ткань. Тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое.


А теперь я на практике познакомлю Вас с использованием и практическим применением метода морфологический анализ или ящик идей.

 Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

• Кто выполнял все желания Емели? (щука)

• В какой сказке сказочный герой нес золотые яйца? (Курочка Ряба)

• Герой какой сказки нашел монетку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

• В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

щука

клад

Золотое яйцо

корыто

комар

матроскин

емеля

Курочка ряба

Мухо цокатуха

Сказка о рыбаке и рыбке

 Сегодня я покажу, как можно использовать в работе с дошкольниками метод морфологического анализа.  Придумал его астрофизик Фриц Цвикки и сначала он применялся в изобретательстве, но затем его стали использовать в педагогике для развития логического мышления и творческих способностей у детей.

        Метод морфологического анализа основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи, так называемых морфологических признаков, характеризующих объект, и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Определение не очень понятное, но дальше на примерах мы его проясним.

Последовательная схема проведения морфологического анализа слайд

1) формулировки проблемы;

2) постановки задачи;

3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).

        С детьми мы будем составлять более простую двумерную морфологическую карту.

    Выбираем два важнейших компонента продукта, составляем по каждой из них список всевозможных свойств, затем строим таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Количество вариантов соответствует произведению количества компонентов на количество свойств (например, 4*3=12)

    Каждый из вариантов обязательно обсуждается. Предлагаются оригинальные подходы. Морфологические свойства могут быть различными, например, формы предметов, материал, цвет и т.д.

В таблицу такого рода можно загрузить информацию на практически любую изучаемую тему.


Практическая часть

Предлагаю практически посмотреть, как работает этот метод в ООД для развития финансовой грамотности детей подготовительной группы.

Предлагаем детям представить, что мы бизнесмены и у нас есть небольшой первоначальный капитал на открытие своего бизнеса. Параллельно знакомим детей с понятиями «бизнес», «первоначальный капитал». Выдаем каждому ребенку конверт-кошелек, просим посчитать сколько в нем монет. Возьмите конверт №1 посчитайте свой первоначальный капитал. (20 монет) Перед нами стоит задача -  организовать работу фабрики детских игрушек. Предварительно обговариваем с детьми, что необходимо для создания такого производства: купить или построить здание фабрики, купить оборудование, нанять рабочих, приобрести технику (грузовик, поезд и т.д.), на которой будут возить готовые игрушки в магазин. Каждый пункт потребует расходов. Вопрос: можно ли тратить все монеты? Объясняем детям, что это нежелательно потому, что нужно предусмотреть непредвиденные расходы. Договариваемся, что, например, 10 монет мы потратим на покупку бизнеса, а остальные отложим на непредвиденные расходы. Давайте попробуем распределить наши 10 монет на каждый пункт. Возьмите морфологическую карту №1 и попробуйте запланировать все расходы. Например,

Морфологическая карта №1

 Здание (картинка)

Рабочие

Оборудование

Техника

5

2

2

1

машина

робот

мяч

Желтая

Зеленая

Красная

Итак, мы грамотно распределили первоначальный капитал и наша фабрика готова к выпуску игрушек. Игрушек должно быть много, и они должны быть разными, предложите свои варианты (ответы: куклы, мячи и т.д.). Какими свойствами они могут отличаться? (ответы: цветом, формой, размером и т.д.). Хорошо.  Предлагаю остановимся на машине, роботе и мяче и попробуем производить их разного цвета. Возьмите Морфологическую карту №2 и конверт №2 и заполните соответствующие пустые ячейки.

Морфологическая карта №2

   Сколько всего вариантов игрушек у нас получилось? (9)

    Давайте отправим наши игрушки на склад и попробуем установить цену на каждый вариант игрушки. Отложите с карты №2 игрушки. Если мы на каждый вариант игрушки выставим цену в 1 монету, сколько монет мы заработаем? Всего 9. Но мы уже потратили 10 монет на покупку фабрики, а заработали получается меньше чем потратили. Нам это выгодно? (Нет) Какой вывод сделаем? Необходимо повысить цену. Попробуем за каждую игрушку брать 2 монеты. Выложите в каждую ячейку по 2 монеты. Посчитайте парами сколько денег заработает фабрика. Правильно 18. Это больше чем мы потратили на покупку фабрики? Как узнать на сколько больше? Правильно нужно убрать 10 монет и посчитать оставшиеся. Оставшиеся монеты – это доход нашей фабрики от продажи 1 партии игрушек. В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   На следующих занятиях задания усложняются – мы добавляем еще больше свойств и компонентов. Например, опрос среди детей показал, что дети очень любят роботов. Задача детей – изобрести новую игрушку робота на нашей фабрике. Обговариваем с детьми из каких частей и какими свойствами может обладать робот. Составляем вместе с детьми морфологическую таблицу:

Например, морфологическая карта №3

В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   Дети могут участвовать как в составлении такой таблицы, так и самостоятельно работать уже с готовой таблицей, изобретая новые модели. Например, нарисуйте робота, используя индивидуальный готовый ключ и морфологическую таблицу №3. (выполнение задания, сбор рисунков и выкладывание их на морфологическую таблицу на мольберте для последующего аукциона)

   Чтобы больше заработать, надо продать как можно больше роботов. Что поможет нам продать товар? (Реклама) Обсуждаем с детьми, как лучше прорекламировать товар (реклама на ТВ, в интернете, в журнале, раздать листовки, провести акцию и т.д.)

   Предлагаем детям воспользоваться АУКЦИОНОМ и продать на нем самые интересные модели роботов. Знакомим детей с понятием «аукцион» (Это такая продажа товаров, когда в процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами), «лот» (объект продажи), подбираем самые интересные модели роботов для аукциона. Каждый лот будет зашифрован, например, лот А2 – начальная цена 1 монета. Кто даст большую цену?  (проводится аукцион)

   В завершении своего мастер-класса хочу сказать, что формирование полезных привычек в сфере финансов у старших дошкольников, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

   Формирование финансовой грамотности у ребенка благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.

Приложение 4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области

Презентация дидактической игры

 «Что, где продается»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас с дидактической игрой «Что где продается».

Эта игра направлена на формирование у детей основ финансовой грамотности, позволяет детям познакомиться с разными  торговыми заведениями и их ассортиментом, тренирует внимание и мышление.

Данное пособие можно использовать как наглядный материал, а также как самостоятельную игру для закрепления пройденного материала на тему «Магазин»

Цель: закреплять знания детей о разновидности торговых заведений, учить распределять товар для продажи по разным видам торговых точек.


Ход игры:


- Посмотрите, коллеги, здесь у нас 7 игровых полей с иллюстрациями торговых точек: аптека, магазин одежды, магазин морепродуктов, фруктово-овощной магазин, кондитерская, магазин бытовой техники и хлебобулочный магазин и карточки с цветными картинками  товаров.  Нам надо развести этот товар по разным торговым точкам.

Сначала изучите с ребенком картинки игрового поля, расскажите, что изображено на них, вспомните, как ходили в магазин, что там продается.

В эту игру могут играть от 1 до 7 игроков. Игроки должны по очереди доставать по 1 карточке. Игрок должен назвать, что изображено на карточке и выложить на своё игровое поле. При этом дети должны объяснить свой выбор.

 Я приглашаю вас поиграть в эту игру.

Перед вами торговые точки, давайте мы с вами развезем товар.

Спасибо за внимание!

Желаем всем интересной и увлекательной игры!

Приложение 5

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Сказка

«Копилка белочки Стрелочки»

         

        Жила-была в лесу маленькая белочка по имени Стрелочка. Она была шустрая, дружелюбная и умная. Было у нее много друзей – зверей. Семья у нее была трудолюбивая и любящая, и все звери равнялись на них.

У белочки Стрелочки было много игрушек, и она всегда делилась с друзьями. Они играли весело и дружно. У них был свой домик для игр. Где они с друзьями собирались.

Но однажды, когда белочка вышла гулять, то увидела, что все ее друзья стояли в кругу и что-то рассматривали. Ей стало интересно, почему к ней ее друзья не подходят играть?

- Что там происходит? - подумала она - чего они там увидели?

Она еле протолкнулась через друзей и увидела, что они нашли монеты. Они были золотые, красивые и блестящие.

Звери спорили, что с ними делать.

- Может поделим их поровну? – сказал зайчонок.

- Но монет семь, а нас десять. – ответил волчонок.

Друзья все спорили и спорили, что даже все перессорились. Белочка Стрелочка очень расстроилась, что друзья ссорятся. Прибежала домой и все рассказала маме.

Мама ее успокоила, и они поужинали. Мама белочки всю историю рассказала папе. На утро они подарили белочке Стрелочке копилку. Белочка была умной и придумала!

- А если я своим друзьям предложу копить монеты, чтобы потом купить качели, чтобы все катались.

Белочка Стрелочка взяла свою копилку и побежала во двор к своим друзьям.

Друзья белочки согласились на эту очень интересную идею.

- Да, это отличная идея. Я уверен, что когда мы все вместе накопим монеты, нам родители помогут  установить эти качели, – подтвердил волчонок.

 Друзья запрыгали от счастья и побежали домой рассказать своим родителям об этой приятной новости, ведь качели будут для всех.

Накопив деньги, все зверюшки обрадовались и сразу побежали в магазин, чтобы купить качели.

- Давайте мы будем кататься на качелях по очереди, чтобы никто не обиделся? – предложил ежонок.

После того, как родители установили качели, друзья белочки Стрелочки покрасили их в яркие цвета, чтобы всем нравилось. Качели высохли, все стали кататься по очереди, играть вместе. Родители решили поблагодарить своих детей и устроили праздник.

Белочка Стрелочка была очень довольна своими затеями и тем, что все стали намного дружнее.

Приложение 6

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Консультация для родителей

 «Дети и семейный бюджет»

Умение обращаться с деньгами – навык, необходимый каждому взрослому человеку. Но знакомство с общими принципами ведения финансов начинается еще в детстве. Что ребенок должен знать о семейном бюджете, когда начинать обучение?

  1. Для начала разберемся, почему информация о семейном бюджете нужна детям.

Зачем посвящать ребенка в финансовые вопросы?

Попытка обеспечить чаду идеальное детство, в котором ему не приходится задумываться, откуда берутся игрушки, развлечения и прочее, приводит к развитию у него эгоизма и безответственного отношения к вещам. К тому же, дети растут и их запросы тоже. В подростковом возрасте такой ребенок требует уже не игрушку, а дорогой гаджет, и отказывается понимать, что, кроме его желаний, есть и другие расходы – коммунальные услуги, еда, одежда, лекарства и т. д.

  1. Своевременное знакомство с составляющими семейного бюджета позволяет детям видеть ситуацию со всех сторон.

Чтобы научиться сопоставлять свои желания с возможностями, им важно понять, что все вещи – результат труда взрослых, а полученный доход должен сначала покрыть базовые потребности семьи и лишь потом – все остальное. Повзрослев, дети, оберегаемые от якобы «излишней» информации о распределении денег, могут попасть в затруднительное положение уже со своим бюджетом, погрязнув в долгах.

С какого возраста рассказывать деткам о деньгах?

Как понять, что ребенок уже готов узнать о семейном бюджете? Основной критерий в этом вопросе – способность к счету. Если ваш наследник уверенно освоил сложение и вычитание крупных чисел, можно приступать к объяснениям. Обычно этот момент наступает в 9–10 лет.

 

Общую информацию можно дать и раньше. Если ребенок ходит в садик или учится в начальных классах, достаточно вкратце объяснить, на что вы тратите деньги каждый месяц, и откуда они берутся, без уточнения конкретных цифр.

Психологи рекомендуют начинать знакомить малыша с семейным бюджетом, когда он пойдет в подготовительную группу детского сада.

Что ребенок должен знать о семейном бюджете?

Для начала нужно рассказать, что входит в понятие семейный бюджет. Вкратце, это сумма денег, которые родители получили за свой труд или, возможно, из других источников. Например, мама в декрете и получает пособие на младшего ребенка, а папа работает.

Затем нужно объяснить, на какие нужды тратятся эти деньги, и озвучить суммы. Для наглядности лучше оформить все в виде таблицы. До ребенка важно донести, что среди этих расходов есть обязательные – еда, коммунальные услуги, одежда (если нужна), бытовая химия, деньги на общественный транспорт или содержание авто и желаемые – те, от которых можно отказаться или сократить. К ним относятся развлечения, поездка в отпуск, игрушки, гаджеты, модные аксессуары. После вычета обязательных платежей дети смогут увидеть, сколько остается свободных денег. Полезно будет подумать, как их потратить, учитывая желания каждого члена семьи.

Далее можно перейти к вопросу планирования расходов. Ребенок должен понять, что если приобрести вещь из списка желаемых без сокращения обязательных пунктов не получается, лучшее решение – накопить сумму постепенно.

Нужно проинформировать его и о вероятности непредвиденных расходов (например, поломка бытовой техники), а значит, необходимости откладывать деньги и на этот случай.

Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами?

Ведение семейного бюджета – непростое дело даже для взрослого.

Чтобы постепенно подготовиться к взрослой жизни, ребенку будет полезно понаблюдать, как распределяют финансы и делают покупки родители. Следующий этап – поручить ему составление списков продуктов, конечно, небольших.

В магазине учите его ориентироваться в ценах, выбирать качественные, но не слишком дорогие товары.

 

Также детям важно приобрести практические навыки планирования, распоряжаясь своими карманными деньгами. Выдавать сразу большие суммы не стоит, их могут отобрать во дворе или школе.

В вопросе приучения ребенка к обращению с деньгами удобна и безопасна платежная карта с лимитом ежедневных расходов, привязанная к карте родителя. Полезным опытом станет ведение дневника личных расходов, особенно в первое время. Так ребенок сможет понять, сколько и на что он тратит в месяц и проанализировать, на чем можно экономить, чтобы накопить деньги на более дорогостоящие желания.

Ведение семейного бюджета не должно быть для детей тайной.

Начинать просвещение можно уже в детском саду, поскольку в школе, так или иначе, им придется ближе познакомиться с финансами, пользуясь своими карманными деньгами.

Раннее приучение детей к разумному ведению бюджета – залог их успешности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"

Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с пустыней и её обитателями

Вашему вниманию предлагается методическая разработка - проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природной зоной "пустыня" и её обитателями....

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...

Методическая разработка по обучению детей дошкольного возраста "Финансовой грамотности"

В методической разработке представлен опыт работы творческой группы воспитателей дошкольных групп по обучению детей дошкольного возраста «Финансовой грамотности».  В данную разработку...