Функциональная грамотность на музыкальных занятиях
статья

Попова Юлия Владимировна

Функциональная грамотность  на музыкальных занятиях в ДОУ -  навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, так и коллектива в целом,  обладающие определенными качествами и применяемые в жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность на музыкальных занятиях.

Формирование развития личности ребенка неразрывно связано с музыкой. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям. Музыка  оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на детей дошкольного возраста: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. 

Под функциональной грамотностью  на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые  навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей  определенными качествами  так и коллектива в целом.

Исходя из опыта музыкальных руководителей  можно с уверенностью сказать, что музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры  и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен применять  три  взаимосвязанных метода работы:

- Наглядный  метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный  (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным  содержанием  этого метода – прослушивание  музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения.  К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.

В результате  использования  наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

 - Словесный метод работы педагога  на музыкальных занятиях помогает  детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.

Словесный метод включает в себя такие приемы  как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы,  инструкции.

 Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают  свое отношение к образам прослушанной музыки.

Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции  используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед  прослушиванием  музыкального произведения, перед музыкальными играми , танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой ,зрительной  гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).

Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию  музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.

- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятий во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений,  танцев и плясок  (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах

( приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).

Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.

Различные сочетания трёх основных методов музыкального воспитания, обусловленные спецификой такого воспитания в каждой возрастной группе.

Придерживаясь  данных  профессиональных  качеств  педагог сможет

повысить не только уровень своей профессиональной деятельности, но и способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей.

Музыкальный руководитель планирует  музыкальные занятия, учитывая возрастные особенности детей. Чем старше ребенок, тем сложнее музыкальные произведения, музыкально-ритмические  движения, песни, танцы, музыкально-дидактические игры, дополнительные компоненты ДОУ.

 Так дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) наиболее эмоциальны . Они с радостью откликаются на веселые подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей формируется музыкальный слух, начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. В этом возрасте дети начинают учиться самостоятельно исполнять песни, уже более осознанно исполнять несложные танцевальные движения  и игровые упражнения.

Слушая с детьми несложные музыкальные произведения («Осенняя песенка» Муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель; «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Дождик» муз.Г.Лобачева;
«Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко; «Петрушка» муз. И. Арсеева; «Тихие и громкие звоночки»муз. Р. Рустамова, сл.Ю. Островского; «Танечка, бай-бай» русская народная песня и др. произведения) педагогу необходимо обратить внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Следует обратить  внимание на ритмичность движений, выразительность в время игры на музыкальных инструментах, красоту музыки. В результате этого у детей данного возраста начинают формироваться слух, выразительность и четкость в ритмических движениях, улучшается память, повышается интерес к музыке и к музыкальным занятиям в целом.

Функциональная грамотность для детей среднего возраста (4-5 лет) на музыкальных занятиях заключается в постепенном усложнений методики. Педагогу необходимо продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. В этом возрасте дети начинают знакомиться с некоторыми группами музыкальных инструментов (ударные, духовые). Совершенствуют владение ими во время музицирования. Проводятся музыкально-дидактические игры, на развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Кроме этого проводится анализ прослушанных произведений (« Колыбельная» муз.Р.Разоренова; «Резвушка» муз.В.Волкова; «Полька» муз.З.Бетмана; «Марш»муз.Е Теличеевой; «Лошадка» муз.М.Симанского и др.произведения).Усложняются танцы, музыкально-ритмические движения. Дети начинают чувствовать ритм в музыке. Происходит формирование у детей певческих умений и навыков. Развивается  способность творческого воображения при восприятии музыки.

Задача музыкального  руководителя состоит в том, чтобы:

- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

- приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

- развивать вокальные задатки ребенка, петь без напряжения в голосе.

Для детей старшего и подготовительного к школе возраста( 6-7 лет) музыкальным педагогом на музыкальных занятиях используется уже более усложненная методика. Проводится прослушивание музыкальных произведений русских и зарубежных классиков ( «Времена года», «Баба Яга», «Детский альбом», «Щелкунчик», «Камаринская»  и др.произведения П. И. Чайковского; «Страшилище» муз.В.Витлина; «Вальс» муз. С.Майкапа; «Волшебная флейта» муз. В.А.Моцарта; «Менуэт» муз.И.С.Баха и др.).Детей этого возраста уже различают жанры музыки, умеют определять лад мелодии. Знают все группы музыкальных инструментов. Легко должны находить тембры музыкальных инструментом близкие по характеру звучащему произведению. Выразительно и ритмично играют на музыкальных инструментах. Развивают ритмический, тембровый, звуковысотный слух. Развивают певческий голос. Формируют навыки самостоятельного пения, умение слушать друг друга.

Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Конспект занятия по функциональной грамотности "Мы едем в автобусе"

Цель занятия - развитие познавательной активности и коммуникативной грамотности дошкольников....

Конспект открытого занятия по функциональной грамотности в средней группе "В поисках заколдованной посуды"

Задачи:- систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; формировать понятия: кухонная, столовая, чайная; уточнять и активизировать словарь по те...

Конспект занятия по функциональной грамотности в подготовительной группе «Мы едем в магазин»

Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте.Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошк...

статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."

Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре....

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Аннотация: в статье рассматриваются взгляды исследователей на понятие «функциональная грамотность». Авторы статьи выделяют компоненты функциональной грамотности в музыкальном и физическом ...